Экономическое положение нефтяного и газового сектора и его роль в экономике России (стр. 1 из 4). Сектор нефти и газа


ключевые особенности — Экономика в примерах и интересных фактах

Ключевая особенность нефтегазового сектора России заключается в преимущественном снабжении потребителей энергоресурсами, а не продукцией их глубокой переработки. Значительная часть добытой нефти и природного газа направляется на экспорт, и лишь крайне малая часть используется на нетопливные нужды внутри страны (в их числе - производство нефте- и газохимической продукции) (табл. 1). Так, в 2014 г. на производство нетопливной продукции в России было направлено только 6% добытой нефти, 5% добытого природного и попутного газа и 5% продуктов переработки природного топлива. Несмотря на постепенное расширение выпуска продукции с более высокой добавленной стоимостью, принципиальных изменений в его структуре пока не произошло.

Таблица 1. Структура баланса энергоресурсов России по нефти, газу и продуктам их переработки, 2014 г., % к итогу

Направление использования Нефть, включая газовый конденсат Природный и попутный газ Продукты переработки природного топлива*
Экспорт 43 27 47
Переработка в другие виды топлива / энергии 50 41 -
Конечное потребление - 23 41
Производство нетопливной продукции 6 5 5
Прочее 1,0 4,1 7,1
* Включают данные о переработке нефти, газа и угля (на долю нефти приходится более 80% объема ресурсов)

Источник: расчеты авторов по данным Росстата.

Приведем еще ряд фактов, описывающих особенности продукции российских нефте- и газоперерабатывающих производств.

Нефтепереработка. 

Несмотря на модернизацию ряда предприятий, по данным Минэнерго, в 2015 г. глубина переработки нефти* в среднем по России составила 74,2%, что существенно уступает США (не менее 90%) и странам ЕС (не менее 85%). Лишь у отдельных российских НПЗ (предприятия ОАО "Лукойл", ОАО "АНК Башнефть", ОАО "Газпром нефть") глубина переработки нефти выше 80%. При этом на целом ряде производств (в том числе на так называемых "независимых" и мини-НПЗ) показатели глубины переработки существенно ниже.

Переработка газа. 

Значительная часть добываемого природного газа используется в энергетических целях при минимальной обработке, а большая часть попутного нефтяного газа (ПНГ) либо сжигается, либо перерабатывается с недостаточной эффективностью. По данным Минприроды, степень извлечения этана из природного и попутного газа в России в 2013 г. составляла 19%, а пропана и бутанов -33 - 35%. Что касается ПНГ, то лишь на некоторых предприятиях (например, заводы "Сибур Холдинг" и др.) степень его использования находится на уровне ведущих стран мира (не менее 95%), а в целом по России этот показатель в 2015 г. составил только 88,2%.

Нефтегазохимия.

В последнее время продолжается развитие новых нефтехимических и газохимических производств, однако по многим видам продукции объемы производства существенно отстают от потребностей внутреннего рынка, а по ряду позиций обеспечивают менее половины внутреннего потребления. Это касается не только высокотехнологичных, но и так называемых "базовых" видов химической продукции -например, крупнотоннажных полимеров, внутреннее производство которых в последние пять лет отстает от объема потребления на 20 - 30%.

Недостаточный уровень выпуска продукции глубокой переработки нефти и газа в России существенно ограничивает возможности влияния нефтегазового сектора на развитие экономики. "Импульс роста" по производственной цепочке в сторону потребителей распространяется медленно хотя бы потому, что в цепочках "добыча нефти и газа - их переработка - нефтегазохимия - выпуск промышленных материалов - производство конечной промышленной продукции" возникают разрывы, и часть их переносится на зарубежные экономики. Промышленные потребители нефтегазохимической продукции вынуждены использовать импортные материалы для своих производственных нужд (что сегодня - фактор роста издержек) либо заменять их иными (металл, бетон, дерево, стекло, натуральные волокна, натуральная кожа и др.), зачастую менее экономичными с точки зрения потребительских свойств. Результатом является, с одной стороны, высокая зависимость от импорта целого ряда видов нефтегазохимической продукции (табл. 2), а с другой - низкий уровень потребления такой продукции в России по сравнению с зарубежными странами. По оценкам Российского химического союза, потребление пластмасс в России составляет 46 кг на человека в год, а в странах ЕС и США - 130 - 150 кг.

Таблица 2. Доля импорта в потреблении основных продуктов нефтегазохимии в России в 2014 г., %

Продукция нефтегазохимии % импорта
Полипропилен 10
Полиэтиленрефталат 13
Полистирол 16
Полиэтилен 26
Поливинилхлорид 35
Синтетические волокна* 43
Лакокрасочные материалы (неводные) 44
Ионообменные смолы 90
Силиконы* 90
Эпоксидно-диановые смолы 92
Акриловые полимеры * 94
Параформальдегид 95

* Данные за 2013 г.

Источник: данные Минэнерго, Минпромторга, Аналитического центра при Правительстве РФ.

popecon.ru

Нефтегазовый сектор - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Нефтегазовый сектор

Cтраница 1

Нефтегазовый сектор является одним из наиболее важных в экономике штата Оклахома. Около 75 % нефти в штате добывается из малорентабельных скважин, что определяет значение проблем, связанных с добычей маргинальных нефти и газа. Создание данной организационной структуры было ответом на вызовы, связанные с особенностями эволюции нефтегазовых провинций.  [1]

Нефтегазовый сектор Туркменистана: правовой режим иностранных инвестиций / / Нефть, газ и право.  [2]

Нефтегазовый сектор остается наиболее питаемой отраслью экономики.  [3]

Нефтегазовый сектор является одним из наиболее важных в экономике штата Оклахома. Около 75 % нефти в штате добывается из малорентабельных скважин, что определяет значение проблем, связанных с добычей маргинальных нефти и газа. Создание данной организационной структуры было ответом на вызовы, связанные с особенностями эволюции нефтегазовых провинций.  [4]

Нефтегазовый сектор США имеет богатую историю.  [5]

В нефтегазовом секторе США на региональном уровне реализуется более 100 программ стимулирования НГС, Столь большое число программ объясняется, с одной стороны, существенными различиями в условиях добычи на территории разных штатов ( в том числе различными стадиями освоения нефтегазовых провинций), а с другой, весьма широкими полномочиями и сферой компетенции властей штатов в вопросах регулирования нефтегазового сектора, прежде всего, па землях, принадлежащих правительствам отдельных штатов.  [6]

В нефтегазовом секторе США на региональном уровне реализуется более 100 программ стимулирования НГС. Столь большое число программ объясняется, с одной стороны, существенными различиями в условиях добычи на территории разных штатов ( в том числе различными стадиями освоения нефтегазовых провинций), а с другой, весьма широкими полномочиями и сферой компетенции властей штатов в вопросах регулирования нефтегазового сектора, прежде всего, на землях, принадлежащих правительствам отдельных штатов.  [7]

Следовательно, нефтегазовый сектор и в условиях изменившейся макроэкономической роли - усиления фискальной направленности государственной экономической политики - тем не менее находит адекватные для себя решения, что, как показывает практика последних двух-трех лет, в совокупности оказало на отрасль стабилизирующее воздействие. Те предприятия, которые создали производственные мощности, сохранили кадры, потенциал, научились продуктивно работать в условиях рыночной экономики, используя благоприятную конъюнктуру смогли обновить основные фонды и решить многие социально-экономические проблемы как своих коллективов, так и тех регионов, в которых эти коллективы работают. А самое главное, они нарастили свои финансовые возможности.  [8]

Бизнес в нефтегазовом секторе отличается повышенной склонностью к риску. Поэтому управление рисками является важной частью системы управления активами.  [9]

Система налогового регулирования нефтегазового сектора Канады подвержена довольно частым изменениям. Она модифицируется для адаптации к задачам экономического развития, конъюнктуре энергетических рынков, стадиям зрелости нефтегазодобывающих провинций. Как и в любой стране с федеративным устройством, налоговая система имеет федеральный и региональный уровень. Основным федеральным налогом является налог на прибыль корпораций. Провинциальные налоги более разнообразны, основные среди них - налог на прибыль и роялти.  [10]

Система налогового регулирования нефтегазового сектора Канады подвержена довольно частым изменениям. Она модифицируется для адаптации к задачам экономического развития, конъюнктуре энергетических рынков, стадиям зрелости нефтегазодобывающих провинций. Как и в любой стране с федеративным устройством, налоговая система имеет федеральный и региональный уровень. Основным федеральным налогом является налог на прибыль корпораций. Провинциальные налоги более разнообразны, основные среди них - налог на прибыль и роялти.  [11]

АНГПА компаниям в нефтегазовом секторе Аляски выделяются государственные займы в размере до 18 млрд долл. Эта сумма индексируется с учетом инфляции с момента введения в действие Закона АНГПА. Однако суммарная величина выдаваемых займов не может превышать 80 % от полной величины капитальных затрат по проекту, включая строительство газопровода и создание инфраструктуры.  [12]

При этом меры регулирования нефтегазового сектора в значительной степени ( например, в США и Канаде) разрабатываются и осуществляются на региональном уровне управления, который имеет соответствующую компетенцию.  [13]

В настоящее время налогообложение нефтегазового сектора ( НГС) в России основывается на унифицированном подходе, который не позволяет дифференцировать уровень налоговой нагрузки в зависимости от конкретных условий добычи углеводородного сырья из разных типов залежей, для различных по размеру запасов и степени выработанности месторождений в разных регионах страны. Такое положение не только не отвечает интересам большинства недропользователей, но и не соответствует интересам государства как собственника недр.  [14]

При этом меры регулирования нефтегазового сектора в значительной степени ( например, в США и Канаде) разрабатываются и осуществляются на региональном уровне управления, который имеет соответствующую компетенцию.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Шпаргалка - Экономическое положение нефтяного и газового сектора и его роль в экономике России

I.  Введение (Краткий экскурс в историюразвития

комплекса)                                                                3

II. Значение энергоресурсов для страны. ТЭК в

структуре экономики СССР и России. Общий обзор

состояния нефтегазовой отрасли                                 5

III. Реформы 1987-1998 годов в

 нефтегазовом секторе                                                8

IV. Российские нефть и газ на мировом рынке.

Проблемы иперспективы                                          12

V. Структура газовой отрасли страны                           14

VI. Структура нефтяной отрасли                                  17

VII. Заключение                                                         21

VIII. Список использованной литературы.                   22

История развития нефтегазового комплекса.

 

Добыча нефти ведется человечеством с древних времен. Сначалаприменялись примитивные способы: сбор нефти с поверхности водоемов, обработкапесчаника или известняка, пропитанного нефтью, при помощи колодцев. Но началомразвития нефтяной промышленности принято считать время появления механическогобурения скважин на нефть в 1859 году в США, и сейчас практически вся добываемаяв мире нефть извлекается посредством буровых скважин. За сотню с лишним летразвития истощились одни месторождения, были открыты другие, повысиласьэффективность добычи нефти, увеличилась нефтеотдача.

В России первые скважины были пробурены на Кубани в 1864 г. и в 1866г. одна из них дала нефтяной фонтан с дебитом более 190 т в сутки. Тогда добычанефти велась в основном монополиями, зависевшими от иностранного капитала.Механизация добычи была слабая, поэтому с целью получения максимальной прибылиразрабатывались наиболее перспективные в экономическом плане залежи. В начале20 века Россия занимала первое место по добыче нефти.

В первые годы советской власти основными районами нефтедобычи былиБакинский и Северного Кавказа (Грозный, Майкоп). Однако вскоре истощающиесязапасы старейших районов перестали удовлетворять запросы развивающейсяпромышленности. Были открыты и введены в строй месторождения Пермской иКуйбышевской областей, Башкирии, что обусловило создание крупнейшейВолго-Уральской базы. Обнаружены новые месторождения в Средней Азии Казахстане,добыча нефти достигла 31,1 млн. тонн. Война 1941 — 1945 г.г. нанесла сильныйущерб районам Северного Кавказа, что существенно сократило объем добываемойнефти. Однако в послевоенный период с параллельным восстановлениемнефтедобывающих комплексов Грозного и Майкопа были введены в разработкукрупнейшие месторождения Волго-Уральской нефтяной базы. И в 1960 году она ужедавала около 71% нефти страны. В 50 годах добывали 38 млн. тонн, в 60-ых жецифра возросла на порядок — 148 млн. тонн. Однако уже в 1974 году на лидирующиепозиции стал выдвигаться уникальный Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн,обогнав по уровню добычи нефти Татарию, являвшуюся крупным поставщиком в 60-ыегоды.

До Великой  Отечественной  Войны промышленные запасы природного газабыли известны только в Прикарпатье, на Кавказе, в Заволжье и на Севере  (Коми АССР).  Изучение запасов природного газа было связано только с разведкой нефти.Промышленные запасы природного газа в 1940 году составляли 15 млрд. м3.

Затем месторождения газа были обнаружены на Северном Кавказе, в Закавказье,  на Украине, в Поволжье, Средней Азии, Западной Сибири и   наДальнем Востоке. На 1  января  1976 года разведанные запасы природного газасоставляли 25.8 трлн.м3,  из них -  в  Европейской  части  СССР  - 4.2  трлн.м3 (16.3 %),  на Востоке — 21.6 трлн.м3 (83.7%), в том числе -  18.2 трлн.м3 (70.5 %) — в Сибири и на ДальнемВостоке,  3.4  трлн.м3  (13.2 %) — в Средней Азии и в Казахстане. На1 января 1980 года потенциальные запасы природного газа составляли  80-85 трлн.м3,  разведанные — 34.3 трлн.м3.  Причем запасыувеличились главным образом благодаря открытию месторождений в  восточной части  страны  — разведанные запасы там были на уровне около  30.1 трлн.м3,что составляло 87.8 % от общесоюзных. На сегодняшний  день  Россия  обладает 35%  от мировых запасов природного газа, что составляет более 48 трлн.м3.

 

 

 

 

 

 

Значение энергоресурсов для страны. ТЭК в структуре экономики СССР иРоссии. Общий обзор состояния нефтегазовой отрасли России.

Развиваясь, человечество начинает использовать все новые видыресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов иотливов, ветряную и другие источники). Однако главную роль в обеспеченииэнергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы.

Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностьюи экономикой страны. На его развитие расходуется более 20% денежных средств. НаТЭК приходится 30% основных фондов и 30%  стоимости промышленной продукцииРоссии. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12%продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспортаРФ и значительное количество сырья для химической промышленности. Его доля вперевозках составляет треть всех грузов по железным дорогам, половину перевозокморского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам.

Таким образом, с топливно-энергетическим комплексом напрямую связаноблагосостояние всех граждан России.

Большое значение в экономике страны играет входящий в ТЭК иявляющийся его важнейшей частью нефтяной и газовый сектор.

До перестройки нефть и газ  были опорой советского руководства.Дешевые энергоносители обеспечивали оттяжку структурной перестройки энергоемкойпромышленности СССР. Эта нефть и этот газ привязывали страны восточного блока.Валютные доходы от экспорта газа и нефти позволяли обеспечивать потребительскийрынок импортными товарами.

С тех пор изменилось многое. Радикально перестраивается внутренняяструктура государства. Разворачивается процесс реорганизации российскогоадминистративного пространства. В то же время нефть и газ по-прежнему остаютсяважнейшими источниками дохода в валюте для всей страны.

Нефтегазовый комплекс за годы реформ  значительны упрочил своипозиции в экономике страны. НГК возник и окреп, как и другие структурныеподразделения в народном хозяйстве страны, еще в рамках СССР и единогонародно-хозяйственного комплекса. После его развала нефтегазовый комплексполучил вполне самостоятельное значение. Что касается общего положениянефтегазового комплекса в российской экономике, то отрасль в гораздо меньшейстепени затронул спад производства. Более того. за годы реформ сырьевые отрасливыдвинулись на ведущие позиции в народном хозяйстве страны.

Действительно, отрасли ТЭК дают не менее 50% валютных поступлений вРоссию, позволяют поддерживать курс рубля. Высоки доходы в бюджет страны отакцизов на нефть и нефтепродукты.

Необходимо отметить также, что большинство отраслей перерабатывающейпромышленности оказались убыточными вследствие избыточной энергоемкости, внесколько раз превышающей мировые стандарты, сформировавшиеся под влияниемтопливно-энергетического кризиса 70х-80х годов. В этой ситуации упадкапроизводства, неплатежей, социальной напряженности и безработицы относительностабильный и экспортно-ориентированный нефтегазовый комплекс становитсяпоистине жизненно важным элементом в структуре экономики нашей страны, тойотраслью, которая способна стать опорой более высокотехнологичных и наукоемкихсовременных производств. Однако до сих пор перерабатывающие отрасли странынаходятся в глубоком кризисе.

Велика роль нефтегазового сектора и в политике. Регулированиепоставок нефти в страны ближнего зарубежья является, по сути дела, важнымаргументом в диалоге с новыми государствами.

Таким образом, нефтегазовая отрасль — это богатство России.Энергодобывающая промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народногохозяйства, имеет огромное значение для российской экономики. Спрос на нефть игаз достаточно стабилен, хотя и подвержен кризисам и снижениям цен, что вроссийских налоговых условиях даже может поставить экспортные операции на граньликвидности. Поэтому в успешном развитии нашей нефтегазодобывающей промышленности заинтересованы практически все развитые государства мира и в первую очередь мысами.

Реформы 1987-1998 годов в нефтегазовом секторе.

Как известно, чем более высокоразвито в экономическом планегосударство, чем на более высокой ступени научно-технологического развития ононаходится, тем большую часть в структуре импорта этого государства играют сырьеи полуфабрикаты, а экспорте доминируют готовые дорогие науко- и технологическиемкиеизделия.

Построение подобной системы в нашей стране и ставилось одной изважнейших задач перестройки. Структурная перестройка российской экономики всамом начале реформ предусматривала в первую очередь создание современноговысокотехнологичного облика народного хозяйства страны; одновременнопредполагалось осуществить перестройку отношений собственности, произвестидемонополизацию и другие социально-экономические преобразования. Экономическиереформы предусматривали также либерализацию внешнеэкономической деятельности,внедрение современных ресурсосберегающих технологий, т.е. была поставленазадача в максимально сжатые сроки перестроить саму структуру экономики страны,построить мощный промышленный комплекс, базирующийся на современных технологияхи потому конкурентоспособный.

К сожалению, вопреки первоначальным намерениям, в годы реформбудущая модель российской экономики все больше приобретала ориентированный наэкспорт, топливно-сырьевой характер. Произошло это отчасти потому, чтообрабатывающие отрасли, оказавшись в основном неконкурентоспособными, находятсяв очень сложном экономическом положении, и потому, что в ходе реформ единыйпрежде  народнохозяйственный комплекс страны распался на отдельныепроизводственные территориально-производственные корпорации (ведущее местосреди них заняли топливно-энергетический комплекс, ВПК и  другие подкомплексыэкономики). Эта монопольная «старая   гвардия» была очень неоднородна по своемутерриториально-отраслевому составу. Между предприятиями и объединениями постоянношла борьба за льготы и источники государственного финансирования. Одновременноза годы реформ в стране стремительно сформировались и новые монополистическиеструктуры — коммерческие группировки, тесно связанные с внешним рынком. Этикоммерческие структуры имели свои интересы в реформируемой российской экономике — они спешили самообогатиться и получить большеэкономической и политической власти.

Как уже отмечалось, нефтегазовый комплекс достаточно стабилен даже вусловиях кризиса. Однако и в НГК существуют свои проблемы, определяющие еговозможности и перспективы развития в будущем. Нефтегазовый комплекс представленв газовой промышленности РАО Газпром, а в нефтяной — такими нефтяными корпорациями,как ЛУКойл, Юкос,  Сиданко, Роснефть и др., образовавшихся в ходе структурнойперестройки нефтегазового комплекса, основными этапами которой явились:

1. 1987-1990 гг.Развитие хозрасчета и самофинансирования на предприятиях нефтегазового комплекса.Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, их непосредственныйвыход на мировые рынки в качестве экспортеров энергоносителей.

2. 1991-1994 гг.Объединений предприятий в вертикально интегрированные структуры, ихакционирование. Начало приватизации холдинговых нефтяных компаний. Созданиеинфраструктуры фондового   рынка,  зарождение финансово- промышленных групп иконсорциумов для участия в международных проектах.

3. Начиная с 1995 г.- концентрация экономической власти внутри вертикально-интегрированныхкомпаний. Превращение компаний из контролируемых государством в частные посредствоммеханизма залоговых и денежных аукционов. Реорганизация капитала компаний ипереход к единой акции.

На 1-ом этапе, в конце 1980-х гг. государство взяло кур на централизованнуюреформу плановой экономики с внедрением в нее элементов рыночной системы.Первым шагом ней должны были стать перевод предприятий на хозрасчет,самофинансирование и самоокупаемость. Сохранялась государственная собственностьна средства производства, но в перспективе предусматривалось трансформированиеее в частную или коллективную через переходную форму — аренду. Таким образом,государственная собственность на средства производства сочеталась с правомтекущего распоряжения ресурсами у непосредственных производителей последних.Первый этап структурной перестройки экономики страны не мог устранитьпредкризисные явления, а лишь усугубил негативные тенденции. Стратегическимпросчетом первого этапа реформы стало то, что не учитывалась высокая степень естественноймонополизации ТЭК. Дробление нефтяной промышленности на отдельные  предприятия,фактически произошедшее после ослабления государственного регулирования,усилило в отрасли предкризисные явления.

На 2-ом этапе принятая в 1992г. российская программа приватизацииобеспечила особый режим разгосударствления нефтяной отрасли. Суть его в том,что контрольный пакет акций предприятия оставался в собственности госу­дарствана фиксированный  срок. Акционирование отрасли шло в два этапа. Сначала всепредприятия, входившие в систему «Роснефтегаза»  и«Главнефтепродукта», преобразовыва­лись  в открытые акционерныеобщества. После этого началось создание на базе акционерных об­ществвертикально-интегрированных компаний холдингового типа. Таким образомформировался капитал компаний, который тоже под­лежал акционированию сзакреплением контрольного пакета акций в собственности государства на три года.Для коммер­ческого управления государственными пакетами акций пред­приятий, ещене вошедших ни в одну компанию, на базе «Роснефтегаза» было созданогосударственное предприятие «Роснефть».   Для предприятий трубопроводноготранспорта были сфор­мированы холдинговые компании «Транснефть» иТранснефтепродукт". Отличительной особенностью второго этапа реформирова­ниянефтегазового комплекса стало то, что усугублению структурного кризисаспособствовал целый комплекс макроэконо­мических предпосылок. С либерализациейцен в начале 1995г. скрытая инфляция перешла в открытую, а темпы ее превы­сили30-40% в месяц. Это повлияло на резкий рост экспорта нефти и газа при одновременномспаде внутреннего потреб­ления.

Для третьего этапа реформирования структуры нефтегазового комплексаРоссии более всего характерно перераспределение прав собственности на активыпредприятий и компаний, которое усиливалось политическими факторами. С 1995г.начался второй этап приватизации предприятий, ключевым моментом которого былопроведение залоговых аукционов. Государство предоставляло возможностькоммерческим банкам участвовать в кредитовании федеральных программ, предоставляянаходящиеся в государственной собственности пакеты акций в качестве залога. Посвоей сути залоговый аукцион представлял собой переход контрольных пакетовакций компаний в управление банкам с перспективой их выкупа. Уже в конце 1996г. банки получили право выкупа находившихся в их управлении акций. Это создалоперспективу превращения всех нефтяных компаний в частные структуры.

Интересно также отметить сегодняшнее противостояние двух различныхнаправлений по поводу дальнейших организационных форм развития нефтегазовойпромышленности. Представители одного из них отстаивают монополизм в российскойэнергетике, обосновывая его относительно стабильным развитием газовойпромышленности даже в сегодняшних неблагоприятных условиях. Сторонники другогонаправления отдают предпочтены дробности, в том числе, Газпрома, подобно той,какая существует в нефтяной промышленности, ссыпаясь на то, что без подобнойдифференциации не сможет работать как рыночная экономика, так и конкуренция,являющаяся ее мотором; по их мнению, дробление газовой промышленности ослабитее позиции на мировом рынке перед лицом конкуренции крупнейших нефтегазовыхконцернов.

Российские нефть и газ на мировом рынке. Проблемы и перспективы.

Россия пока не выступала как активный самостоятельный субъект вмировой энергетической политике, хотя малейшие социально-экономические иполитические обострения в Москве или Тюмени тут же отражаются на стоимостинефти на биржах Нью-Йорка или Лондона.

До настоящего времени нефтяную политику определяли два картеля — западный и восточный. Первый объединяет 6 крупнейших нефтяных компаний, накоторые приходятся 40% нефтедобычи стран, не входящих в ОПЕК. Совокупный объемпродаж этих компаний в 1991 году составил почти 400 млрд. долларов. В восточныйкартель (ОПЕК) входят 13 стран, дающих 38 процентов всей мировой добычи и 61процент мирового экспорта нефти. Добыча России составляет 10% мировой, поэтомуможно с уверенностью сказать, что страна занимает сильные позиции намеждународном рынке нефти. Например, эксперты ОПЕК заявили (правда, довесеннего кризиса), что государства, входящие в эту организацию, не смогутвосполнить нехватку нефти, если мировой рынок покинет Россия.

Кроме того, в обозримом будущем нефть заменить нечем. Мировой спросбудет расти, согласно прогнозам,  на 1,5 процента в год, а предложениесущественно не возрастет, если Ирак не получит увеличения квоты на объемэкспортируемой нефти. До энергетического кризиса 1973 года в течение 70 летмировая добыча практически удваивалась каждые десять лет. Однако сейчас изстран — членов ОПЕК располагающих 66% мировых запасов, лишь четыре страны могутощутимо увеличить объем нефтедобычи (Саудовская Аравия, Кувейт, Нигерия, Ирак).

В последнее время на мировом рынке нефти сложилась тяжелая ситуация.Цены на нефть впервые за долгий срок упали до менее чем 10 долл. за баррель.ОПЕК же (т.е. входящие в него страны) хотели бы повысить ее хотя бы до 24 долл.С этой целью необходимо уменьшить поступление нефти на мировой рынок, но каждаяотдельная страна не желает делать это за счет своего экспорта.

Ситуация может кардинально измениться в связи с последними военнымиакциями США и Великобритании 16-18 декабря 1998 года в Ираке. В результатебомбардировок были уничтожены иракский завод по переработке нефти и порт,откуда эта нефть экспортировалась в другие страны. Стоит отметить, что хотяИрак из-за режима санкций дает лишь около 3% мировой нефти, но эта нефтьсущественно влияет на общемировые цены, так как иракская нефть высочайшегокачества и имеет очень низкую себестоимость. В результате на биржах Лондона иНью-Йорка цены  поползли вверх и по прогнозам экспертов, могут достигнуть 27долл. за баррель. Все это может положительно сказаться на доходах России от еереализации на мировом рынке, хотя долгосрочные прогнозы делать еще рано.

Независимо от ситуации с энергоносителями на внешнем рынке, нефть игаз всегда будут играть большую роль на внутреннем рынке, так как они являютсяценнейшим сырьем для нефтехимической промышленности, из этого сырьяпроизводится более 2000 различных видов продукции. Россия заинтересована в том,чтобы отечественный нефтехимический синтез превратился в самостоятельную имощную отрасль промышленного производства, стал конкурентоспособен на мировомрынке и страна могла таким образом экспортировать не сырые энергоносители, агораздо более дорогие продукты переработки нефти и газа и товары на их основе,таким образом принося ощутимые доходы в бюджет. Рассмотрим более подробноструктуру нефтяной и газовой отрасли, их сегодняшнее положение и влияние наэкономику.

Структура газовой отрасли России.

На сегодняшний  день  Россия  обладает 35%  от мировых запасовприродного газа, что составляет более 48 трлн.м3. Основные районы залегания  природного газа в России:

1.Западно-сибирская нефтегазоноснаяпровинция;

2.Волго-Уральская нефтегазоносная провинция;

3.Месторождения Сахалина и Дальнего Востока.

Особенно по запасам природного  газа  выделяется  Западная  Сибирь(Уренгойское,  Ямбургское,  Заполярное, Медвежье). Промышленные запасы здесьдостигают 14 трлн.м3. Особо важное  значение сейчас приобретаютЯмальские газоконденсатные месторождения (Бованенковское, Крузенштернское,Харасавейское и другие).  На  их  основе идёт осуществление проекта«Ямал-Европа».

Добыча природного газа отличается высокой концентрацией и ориентирована на районы с наиболее крупными и выгодными по эксплуатацииместорождениями. Только пять месторождений — Уренгойское, Ямбургское,Заполярное, Медвежье и Оренбургское — содержат половину всех промышленных запасов России.

В 1997 году в России было добыто 607.3 млрд.  м3, причем570.6  млрд.  м3 (более 90 %) было добыто РАО «Газпром». РАО  «Газпром»  -  владелец месторождений с общими запасами около 48трлн.м3 и является  крупнейшей компанией в мире как по запасам,  таки по добыче природного  газа.  Для  сравнения — запасы крупнейших компаний мирапо оценке на 1996г. (млрд.  м3):

РАО  «Газпром» 48000 Статоил 1656 Шелл 1450 Мобил 548 Бритиш Петролеум 307 Шеврон 267

По мнению российских зкономистов, РАО «Газпром» — единственная в России транснациональная компания, имеющая стабильный выход на мировойрынок.  В России из газа Газпрома" получают 40 % электроэнергии,  напредприятиях «Газпрома» занято 320  тысяч  рабочих  (вместе  ссемьями более 1 млн. человек ). Очевидно, что газовый гигант такого уровняоказывает сильнейшее влияние на структуру бюджетных рублевых и валютных доходовРоссии и является мощным политическим аргументом во внешнеполитических отношенияхс другими странами.

Основными проблемами нефтегазовой отрасли, как и всей промышленностиРоссии, являются проблемы финансирования и кризиса неплатежей.

Что касается перспектив развития отрасли, то здесь дела обстоятлучше.  В  начале мая 1995 года президент Российской Федерации подписал указ №472 “Об основных направлениях энергетической политики и  структурнойперестройке  топливно-энергетического комплекса РФ на период до 2010 года”, гдеосновной упор делается на учет интересов регионов. Хотя Россия никогда непревратится (и не должна превращаться) в Саудовскую Аравию,  создавшую у себявысокий уровень жизни за счет извлечения  топливно-энергетических  ресурсов изнедр и их экспорта, ТЭК все же способен дать инвестиционный прилив.  Это покаединственный сектор, куда интенсивнее идут инвестиции из-за рубежа”. Программа“Топливо и энергия — 2” (разработана на  1996-2000 годы) должна стать главнойтехнической задачей энергетической политики — увеличение доли природного газа втопливном балансе,  повышение глубины переработки  нефти  и т.д.

Природный газ был и остаётся важным продуктом экспорта  в российской внешней торговле.  В 1994 году из России в дальнее зарубежье былоэкспортировано 109.03 млрд. м3 (113.6 % к 1993 году). “Газпром”намерен в ближайшие 2 года увеличить поставки природного газа на Балканы с 21до 36 млрд. м3 в год, в Турцию — в 2 раза, начать — в Грецию иМакедонию.  На заметный рост газопотребления рассчитывают Болгария, Румыния истраны экс-Югославии. В последнее время реализуется проект “Ямал-Европа”,открывающий возможность экспорта российского газа в обход украинскогоэкспортного коридора. Следует отметить, что российский газ покрывает третьпотребностей  такой крупной европейской страны, как Франция. Что касаетсяближнего зарубежья,  то в 1997 году из России в республики бывшего СССР  было экспортировано 85 млрд.  м3 природного газа,  в том числе в Белоруссию- 16.2 млрд. м3, в Молдавию — 3.1 млрд. м3, в Казахстан — 1.2 млрд. м3, Эстонию — 0.4 млрд. м3.

Структура нефтяной отрасли России.

На сегодняшний день одна из основных проблем отрасли — проблемасокращения разведанных запасов нефти и все повышающийся процент выработкиимеющихся месторождений. Эта проблема возникла из-за недостаточногофинансирования геологоразведки, в результате чего сейчас разведка новыхместорождений частично приостановлена. Потенциально, по прогнозам экспертов,геологоразведка может давать Российской Федерации прирост запасов от 700 млн.до 1 млрд. т в год, что перекрывает их расход вследствие добычи (в 1997 годубыло добыто около 300 млн. т). По разведанным запасам нефти в 1992 году Россиязанимала второе место в мире вслед за Саудовской Аравией, на территории которойсосредоточена треть мировых запасов. Запасы России на 1995 год составляли 20,2млрд. тонн нефти.

Если учесть низкую степень подтверждаемости прогнозных запасов и ещебольшую долю месторождений с высокими издержками освоения (из всех запасовнефти только 55% имеют высокую продуктивность), то общую обеспеченность Россиинефтяными ресурсами нельзя назвать безоблачной,

Даже в Западной Сибири, где предполагается основной прирост запасов,около 40%  этого прироста будет приходиться на долю низкопродуктивныхместорождения с дебитом новых скважин менее 10 т в сутки, что в настоящее времяявляется пределом рентабельности для данного региона.

Поэтому в целом нынешнее состояние нефтяной промышленности Россиихарактеризуется сокращением объемов прироста промышленных запасов нефти,снижением качества и темпов их ввода; сокращение объемов разведочного иэксплуатационного бурения и увеличением количества бездействующих скважин;отсутствием сколь-либо значительного резерва крупных месторождений;необходимостью вовлечения в промышленную эксплуатацию месторождений; расположенныхв необустроенных и труднодоступных районах; прогрессирующим техническим итехнологическим отставанием отрасли; недостаточным вниманием к вопросамсоциального развития и экологии.

Специалисты выделяют несколько причин такого тяжелого экономическогоположения отрасли:

— крупные и высокодебитные месторождения эксплуатируемого фонда,составляющие основу ресурсной базы, в значительной степени выработаны;

— резко ухудшились по своим кондициям и вновь приращиваемые запасы.За последнее время практически не открыто ни одного крупного и высокопродуктивногоместорождения;

— сократилось финансирование геологоразведочных работ. Так, вЗападной Сибири, где степень освоения прогнозных ресурсов составляет около 35процентов, финансирование геологических работ начиная еще с 1989 года сократилосьна 30 процентов. На столько же уменьшились объемы разведочного бурения;

— остро не хватает высокопроизводительной техники и оборудования длядобычи и бурения. Основная часть технических средств имеет износ более 50процентов, только 14 процентов машин и оборудования соответствует мировымстандартам, А с распадом СССР усугубилось положение с поставкаминефтепромыслового оборудования из стран СНГ.

— низкие внутренние цены на нефть не обеспечивают самофинансированиянефтедобывающих предприятий (эта ситуация сохраняется и сегодня после серииповышений, а затем и падений  цен на нефть на мировом и внутреннем рынках). Витоге произошло серьезное ухудшение материально — технического и финансовогообеспечения отрасли;

— нехватка эффективного и экологичного оборудования с особойостротой создает в отрасли проблему загрязнения окружающей среды. На решениеэтой проблемы отвлекаются значительные материальные и финансовые ресурсы,которые не участвуют непосредственно в увеличении добычи нефти;

— до сих пор не определен единообразный собственник месторожденийнефти и газа, с которым следует иметь дело отечественным и зарубежныморганизациям, а также частным лицам;

— задолженность республик за поставленную нефть и кризис неплатежей.

Итак, упадок нефтедобывающей промышленности обусловлен наличиемкомплекса взаимосвязанных причин. Выход из настоящего положения затрудненглобальным характером стоящих проблем, поэтому если продолжится экономическийкризис в стране и усилится процесс политического раздробления в бывшем СоветскомСоюзе, то добыча нефти, по всей вероятности, будет и впредь сокращаться.

В нефтяной отрасли, как и в газовой, очень остра проблема иностранныхинвестиций. Надо отметить, что поток инвестиций в нашу страну из-за рубежаникогда за годы реформ не был большим, по сравнению с тем же Китаем и другимистранами бывшего социалистического лагеря. И хотя большая часть этих инвестицийприходится именно на энергоресурсодобывающий сектор экономики, этих денег иэтого количества совместных проектов явно недостаточно для скорого выходаотрасли из кризиса. Причины малого потока инвестиций — прежде всего внестабильности экономической и политической ситуации в России, а в нефтянойотрасли еще и отсутствие ярко выраженного лидера среди компаний.

С другой стороны, сами российские компании начали осуществлятьпроекты на территории других стран (прикаспийская нефть, газоконденсатКазахстана, нефть Ирака и др). И то, что эти проекты не закрываются даже всвязи с последним общим кризисом в стране, безусловно может только порадовать.

Есть и другие резервы увеличения добычи нефти и стабилизациинефтяной промышленности. Два пути есть у самого государства: это повышение ценна нефть на внутреннем рынке и совершенствование системы налогообложениянефтедобывающих предприятий. Сами предприятия тоже имеют резервы: этотехническое переоснащение, извлечение нефти из месторождений с малыми запасаминефти (правда, это возможно лишь при повышении цен на нефть на внутреннем и/иливнешнем рынках), повышение уровня нефтепереработки и продажа предварительноподготовленной нефти и нефтепродуктов.

Наконец, коснемся структур, занимающихся нефтедобычей в Тюменскойобласти — основном нефтедобывающем регионе России. На сегодняшний день почти 80процентов добычи в области обеспечивается шестью управлениями (Юганскнефтегаз,Сургутнефтегаз, Нижневартовскнефтегаз, Ноябрьскнефтегаз, Когалымнефтегаз,Лангепаснефтегаз). Однако в недалеком времени абсолютные объемы добычисократятся, по прогнозам экспертов, в Нижневартовске на 60%, в Юганске на 45%.Сегодня среди этих предприятий основного нефтяного района России мы наблюдаемсложную систему взаимодействия практически независимых управлений,несогласованно определяющих свою политику. Среди них нет признанного лидера, несуществует и настоящей конкурентной борьбы. Такая разобщенность создает немалопроблем, но интеграция откладывается на неопределенную перспективу из-забольшой динамичности отрасли: снижение добычи одних предприятий и увеличениедобычи других, а также борьбы за наибольшее влияние в регионе между ЛУКойлом,ЮКОСом, Сибнефтью.

На мой взгляд, в регионе и в целом в отрасли не хватает централизацииуправления всеми нефтедобывающими компаниями, так как по крайней мере внефтяной и газовой отраслях при разработке больших месторожденийцентрализованное управление доказало свою эффективность, так как нет деленияместорождений, добычи ресурсов «у соседа», несогласованности проведениямероприятий по поддержанию добычи нефти и разведке новых запасов.

Заключение.

В данном реферате я постарался рассмотреть положение нефтегазовойотрасли, взаимосвязь этой отрасли на макроэкономическом уровне с проблемами,возникшими в годы преобразований в России, Конечно, невозможно в рамкахреферата рассмотреть все вопросы функционирования этого сектора экономики — скорее, это тема для курсовой работы. Однако думаю, что мне удалось донести дочитателя главное — то, что ни одна отдельно взятая отрасль промышленного илиресурсодобывающего производства не может существовать хорошо в стране,экономика которой переживает одно потрясение за другим. Но нефтегазодобыча — краеугольный камень в структуре российской экономики, ее стержень. Тем более,что нефтегазовый комплекс с момента своего зарождения  был опорой нашегогосударства. Хочется верить, что и на этот раз он станет основой возрождениявсей промышленности России и оживления ее экономики, сможет поднять болеетехнологически- и наукоемкие отрасли и, как это ни парадоксально, не позволитей стать топливно-сырьевым придатком мировых капиталистических гигантов.

Список использованной литературы.

1. «Макроэкономическое значение нефтегазового комплекса в экономикеРоссии», монография, под. ред. Кокотчиковой Е.Н. М., ГАНГ, 1996г.

 2. «Вчера, сегодня, завтра нефтяной и газовой промышленности», подредакцией Н.А. Крулова, ИГИРГИ, 1995г.

3. «Стратегия развития газовой промышленности России», Энергоатомиздат,1997г.

4. «Деловые люди»  №2   за февраль 1995 г.

5. «Сегодня»  №48  от 6 сентября 1995 г.

6. «Нефть и капитал», №9, 10 за  1998г.

www.ronl.ru

Экономическое положение нефтяного и газового сектора и его роль в экономике России

I. Введение (Краткий экскурс в историю развития

комплекса) 3

II. Значение энергоресурсов для страны. ТЭК в

структуре экономики СССР и России. Общий обзор

состояния нефтегазовой отрасли 5

III. Реформы 1987-1998 годов в

нефтегазовом секторе 8

IV. Российские нефть и газ на мировом рынке.

Проблемы и перспективы 12

V. Структура газовой отрасли страны 14

VI. Структура нефтяной отрасли 17

VII. Заключение 21

VIII. Список использованной литературы. 22

Добыча нефти ведется человечеством с древних времен. Сначала применялись примитивные способы: сбор нефти с поверхности водоемов, обработка песчаника или известняка, пропитанного нефтью, при помощи колодцев. Но началом развития нефтяной промышленности принято считать время появления механического бурения скважин на нефть в 1859 году в США, и сейчас практически вся добываемая в мире нефть извлекается посредством буровых скважин. За сотню с лишним лет развития истощились одни месторождения, были открыты другие, повысилась эффективность добычи нефти, увеличилась нефтеотдача.

В России первые скважины были пробурены на Кубани в 1864 г. и в 1866 г. одна из них дала нефтяной фонтан с дебитом более 190 т в сутки. Тогда добыча нефти велась в основном монополиями, зависевшими от иностранного капитала. Механизация добычи была слабая, поэтому с целью получения максимальной прибыли разрабатывались наиболее перспективные в экономическом плане залежи. В начале 20 века Россия занимала первое место по добыче нефти.

В первые годы советской власти основными районами нефтедобычи были Бакинский и Северного Кавказа (Грозный, Майкоп). Однако вскоре истощающиеся запасы старейших районов перестали удовлетворять запросы развивающейся промышленности. Были открыты и введены в строй месторождения Пермской и Куйбышевской областей, Башкирии, что обусловило создание крупнейшей Волго-Уральской базы. Обнаружены новые месторождения в Средней Азии Казахстане, добыча нефти достигла 31,1 млн. тонн. Война 1941 - 1945 г.г. нанесла сильный ущерб районам Северного Кавказа, что существенно сократило объем добываемой нефти. Однако в послевоенный период с параллельным восстановлением нефтедобывающих комплексов Грозного и Майкопа были введены в разработку крупнейшие месторождения Волго-Уральской нефтяной базы. И в 1960 году она уже давала около 71% нефти страны. В 50 годах добывали 38 млн. тонн, в 60-ых же цифра возросла на порядок - 148 млн. тонн. Однако уже в 1974 году на лидирующие позиции стал выдвигаться уникальный Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, обогнав по уровню добычи нефти Татарию, являвшуюся крупным поставщиком в 60-ые годы.

До Великой Отечественной Войны промышленные запасы природного газа были известны только в Прикарпатье, на Кавказе, в Заволжье и на Севере (Коми АССР). Изучение запасов природного газа было связано только с разведкой нефти. Промышленные запасы природного газа в 1940 году составляли 15 млрд. м3 .

Затем месторождения газа были обнаружены на Северном Кавказе, в Закавказье, на Украине, в Поволжье, Средней Азии, Западной Сибири и на Дальнем Востоке. На 1 января 1976 года разведанные запасы природного газа составляли 25.8 трлн.м3 , из них - в Европейской части СССР - 4.2 трлн.м3 (16.3 %), на Востоке - 21.6 трлн.м3 (83.7 %), в том числе - 18.2 трлн.м3 (70.5 %) - в Сибири и на Дальнем Востоке, 3.4 трлн.м3 (13.2 %) - в Средней Азии и в Казахстане. На 1 января 1980 года потенциальные запасы природного газа составляли 80-85 трлн.м3 , разведанные - 34.3 трлн.м3 . Причем запасы увеличились главным образом благодаря открытию месторождений в восточной части страны - разведанные запасы там были на уровне около 30.1 трлн.м3 , что составляло 87.8 % от общесоюзных. На сегодняшний день Россия обладает 35 % от мировых запасов природного газа, что составляет более 48 трлн.м3 .

Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы.

Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностью и экономикой страны. На его развитие расходуется более 20% денежных средств. На ТЭК приходится 30% основных фондов и 30% стоимости промышленной продукции России. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности. Его доля в перевозках составляет треть всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам.

Таким образом, с топливно-энергетическим комплексом напрямую связано благосостояние всех граждан России.

Большое значение в экономике страны играет входящий в ТЭК и являющийся его важнейшей частью нефтяной и газовый сектор.

До перестройки нефть и газ были опорой советского руководства. Дешевые энергоносители обеспечивали оттяжку структурной перестройки энергоемкой промышленности СССР. Эта нефть и этот газ привязывали страны восточного блока. Валютные доходы от экспорта газа и нефти позволяли обеспечивать потребительский рынок импортными товарами.

С тех пор изменилось многое. Радикально перестраивается внутренняя структура государства. Разворачивается процесс реорганизации российского административного пространства. В то же время нефть и газ по-прежнему остаются важнейшими источниками дохода в валюте для всей страны.

Нефтегазовый комплекс за годы реформ значительны упрочил свои позиции в экономике страны. НГК возник и окреп, как и другие структурные подразделения в народном хозяйстве страны, еще в рамках СССР и единого народно-хозяйственного комплекса. После его развала нефтегазовый комплекс получил вполне самостоятельное значение. Что касается общего положения нефтегазового комплекса в российской экономике, то отрасль в гораздо меньшей степени затронул спад производства. Более того. за годы реформ сырьевые отрасли выдвинулись на ведущие позиции в народном хозяйстве страны.

Действительно, отрасли ТЭК дают не менее 50% валютных поступлений в Россию, позволяют поддерживать курс рубля. Высоки доходы в бюджет страны от акцизов на нефть и нефтепродукты.

Необходимо отметить также, что большинство отраслей перерабатывающей промышленности оказались убыточными вследствие избыточной энергоемкости, в несколько раз превышающей мировые стандарты, сформировавшиеся под влиянием топливно-энергетического кризиса 70х-80х годов. В этой ситуации упадка производства, неплатежей, социальной напряженности и безработицы относительно стабильный и экспортно-ориентированный нефтегазовый комплекс становится поистине жизненно важным элементом в структуре экономики нашей страны, той отраслью, которая способна стать опорой более высокотехнологичных и наукоемких современных производств. Однако до сих пор перерабатывающие отрасли страны находятся в глубоком кризисе.

Велика роль нефтегазового сектора и в политике. Регулирование поставок нефти в страны ближнего зарубежья является, по сути дела, важным аргументом в диалоге с новыми государствами.

Таким образом, нефтегазовая отрасль - это богатство России. Энергодобывающая промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики. Спрос на нефть и газ достаточно стабилен, хотя и подвержен кризисам и снижениям цен, что в российских налоговых условиях даже может поставить экспортные операции на грань ликвидности. Поэтому в успешном развитии нашей нефтегазодобывающей промышленности заинтересованы практически все развитые государства мира и в первую очередь мы сами.

Как известно, чем более высокоразвито в экономическом плане государство, чем на более высокой ступени научно-технологического развития оно находится, тем большую часть в структуре импорта этого государства играют сырье и полуфабрикаты, а экспорте доминируют готовые дорогие науко- и технологическиемкие изделия.

Построение подобной системы в нашей стране и ставилось одной из важнейших задач перестройки. Структурная перестройка российской экономики в самом начале реформ предусматривала в первую очередь создание современного высокотехнологичного облика народного хозяйства страны; одновременно предполагалось осуществить перестройку отношений собственности, произвести демонополизацию и другие социально-экономические преобразования. Экономические реформы предусматривали также либерализацию внешнеэкономической деятельности, внедрение современных ресурсосберегающих технологий, т.е. была поставлена задача в максимально сжатые сроки перестроить саму структуру экономики страны, построить мощный промышленный комплекс, базирующийся на современных технологиях и потому конкурентоспособный.

К сожалению, вопреки первоначальным намерениям, в годы реформ будущая модель российской экономики все больше приобретала ориентированный на экспорт, топливно-сырьевой характер. Произошло это отчасти потому, что обрабатывающие отрасли, оказавшись в основном неконкурентоспособными, находятся в очень сложном экономическом положении, и потому, что в ходе реформ единый прежде народнохозяйственный комплекс страны распался на отдельные производственные территориально-производственные корпорации (ведущее место среди них заняли топливно-энергетический комплекс, ВПК и другие подкомплексы экономики). Эта монопольная «старая гвардия» была очень неоднородна по своему территориально-отраслевому составу. Между предприятиями и объединениями постоянно шла борьба за льготы и источники государственного финансирования. Одновременно за годы реформ в стране стремительно сформировались и новые монополистические структуры - коммерческие группировки, тесно связанные с внешним рынком. Эти коммерческие структуры имели свои интересы в реформируемой российской экономике - они спешили самообогатиться и получить больше экономической и политической власти.

mirznanii.com


Смотрите также