Трубопроводный транспорт в России. Системы трубопроводного транспорта нефти


Трубопроводный транспорт в России :: SYL.ru

Трубопроводным называют транспорт, посредством которого осуществляется перемещение твердых, парообразных или жидких продуктов. С помощью него осуществляется доставка сырья к потребителям. Рассмотрим далее особенности, которым обладает трубопроводный транспорт России. трубопроводный транспорт

Общие сведения

Развитие трубопроводного транспорта началось более века назад. У истоков его создания стоял Менделеев. Он считал, что трубопроводный транспорт нефти и газа обеспечит интенсивное расширение соответствующих промышленных отраслей. Это, в свою очередь, позволило бы вывести страну на мировой рынок. Сегодня трубопроводный транспорт России обеспечивает не только нужды государства, но и снабжает Западную Европу, Юго-Восточную Азию, Турцию.

Основные особенности

Трубопроводный транспорт считается экономически выгодным и прогрессивным. Он универсален, отличается отсутствием потерь груза в ходе доставки при полностью автоматизированных и механизированных разгрузочно-погрузочных процессах. Исключается также и возврат тары. За счет этого на перемещение товаров трубопроводным транспортом тратится меньше средств, чем, например, по железной дороге. Особое значение этот сектор приобретает в связи с удаленностью месторождений от потребителя.

Классификация

Трубопроводный транспорт может быть магистральным. Он связывает несколько предприятий различных отраслей, расположенные в десятках, сотнях, а порой и тысячах километрах друг от друга. Трубопроводный транспорт может быть также технологическим. Его протяженность - 1-3 км. Посредством него обеспечивается соединение технологических процессов внутри одного предприятия. Промышленный трубопроводный транспорт имеет длину до 10-15 км. Он соединяет предприятия одной хозяйственной отрасли. развитие трубопроводного транспорта

Технические характеристики

Трубопровод представляет собой магистраль из труб, диаметр которых - до 1.5 тыс. мм. Их закладывают на глубину до 2.5 м. Трубопроводный транспорт нефтепродуктов оснащается специальным оборудованием. Оно предназначено для подогрева вязких сортов, обезвоживания и дегазации. Трубопроводный транспорт газа оборудуется установками для осушения и одоризации (придания резкого специфического запаха). Кроме этого, присутствуют распределительные и перекачивающие станции. Последние предназначены для поддержания оптимального давления. В начале магистрали устанавливают головные, а через 100-150 км – промежуточные перекачивающие станции. Общая протяженность трубопроводов в РФ – 217 тыс. км, на долю нефтяных приходится 46.7 тыс. км, газовых – 151 тыс. км. По грузообороту он занимает второе место после ж/д. Магистральные трубопроводы транспортируют 100% газа, 99% нефти и больше 50% переработанных соединений.

Основные достоинства системы

Объекты трубопроводного транспорта обладают рядом несомненных преимуществ. Среди них:

  1. Обеспечение возможности подачи почти неограниченного потока автобензинов, нефти, реактивного и дизельного топлива в различных направлениях.
  2. Осуществление последовательной перекачки различных сортов и типов сырья.
  3. Перемещение трубопроводным транспортом отличается планомерностью и непрерывностью в течение разных периодов времени. Оно не зависит от природных, климатических, географических и прочих условий. Это, в свою очередь, гарантирует бесперебойную доставку сырья потребителям.
  4. Прокладка систем может осуществляться практически во всех направлениях, регионах РФ, в любых топографических, климатических и инженерно-геологических условиях. Таким образом, в стране действует не только сухопутный, но и морской трубопроводный транспорт.
  5. Трасса магистрали представляет собой кратчайший путь между пунктами и может иметь значительно меньшую протяженность в сравнении с другими. трубопроводный транспорт нефти и газа
  6. Сооружение трубопровода осуществляется в сравнительно непродолжительный период, что обеспечивает достаточно быстрое освоение газовых и нефтяных месторождений, высокую мощность перекачивающих заводов.
  7. На магистралях могут использоваться частично или полностью автоматизированные системы управления процессами.
  8. Трубопроводный вид транспорта обладает лучшими технико-экономическими показателями в сравнении с другими.

Кроме того, современные технологии изготовления материалов обеспечивают надежность, долговечность и высокую износостойкость магистралей.

Трубопроводный транспорт нефти

В качестве одной из особенностей этого сектора выступает увеличение удельного веса элементов большого диаметра. Это объясняется высокой рентабельностью таких магистралей. Совершенствование систем обуславливается сегодня общим состоянием нефтяной отрасли. К примеру, с 1940-го по 1980-й в благоприятный период протяженность магистралей увеличилась с 4-х до 69.7 тыс. км. При этом грузооборот возрос с 4-х до 1197 млрд т/км. Увеличение протяженности нефтепровода сопровождается повышению экспортных поставок сырья.

Контроль над системой

Компания "Транснефть", а также ее дочерние предприятия располагают крупнейшей во всем мире системой нефтепроводов магистрального типа. Она является естественной монополией, которая находится в госсобственности и контролируется государством. Управление осуществляется за счет установления тарифов на услуги, распределением доступа к экспортным магистралям, согласования инвестиций в отрасль, которые также оказывают влияние на цены. Общая протяженность системы трубопроводов АК "Транснефть", которая обеспечивает соединение практически всех районов добычи сырья с экспортными терминалами и центрами переработки, составляет 70 тыс. км. перемещение товаров трубопроводным транспортом

Крупнейшие системы в РФ

В России действует три масштабные магистрали:

  1. Нефтепровод "Дружба". Он считается крупнейшей в мире системой. Его маршрут начинается в Альметьевске, проходит через Самару и Брянск до Мозыря, где расходится в двух направлениях. Северный участок проходит по территориям Литвы, Латвии, Германии, Польши, Белоруссии, а южный – через Венгрию, Словакию, Чехию, Украину.
  2. Восточный нефтепровод. Это система строящаяся. Предполагается, что она соединит месторождения Восточной и Западной Сибири с портом Козьмино, расположенным в заливе Находка, а также заводом, находящимся там же. Общая протяженность должна составить 4188 км. В качестве оператора нефтепровода выступает АК "Транснефть". Сорт сырья, который поставляется на рынок с помощью ВСТО, называется ESPO. С конца декабря 2009 года запущена первая очередь – трубопровод от Тайшета до Сковородино. Его длина составила 2694 км. Мощность "ВСТО-1" – 30 млн т/год. Впоследствии половина прокачанного сырья будет направлена в порт Козьмино.
  3. Балтийская система. Эта магистраль считается одной из наиболее перспективных. Система ориентирована на формирование нового экспортного направления из Тимано-Печерского района, Урала и Поволжья, а также Западной Сибири. Вместе с этим предполагается обеспечить транзит из стран СНГ, в частности из Казахстана. В проекте предусмотрено строительство нового отечественного терминала по перевалке сырья в районе Приморска. трубопроводный транспорт нефтепродуктов

Транспортировка газа

Система, доставляющая это сырье, считается самой молодой. Следует отметить, что трубопроводный транспорт является единственно возможным для отправки этого материала потребителям. Первые магистрали были сооружены в годы Великой Отечественной. В качестве оператора газопроводной системы выступает госкомпания "Газпром". Это предприятие считается крупнейшим не только в РФ, но и в мире. Компания "Газпром" обладает эксклюзивным правом на экспорт отечественного газа. Протяженность магистрали составляет больше 160 тыс. км.

Крупнейшие системы в РФ

Можно выделить 4 основные магистрали:

  1. Газопровод от Саратова до Москвы. Его строительство началось в годы ВОВ, а в строй он вступил в 1946-м. Это первая магистраль в стране, задействованная для доставки газа. Протяженность системы – 843 км. В магистрали используются трубы с диаметром 325 мм. Магистраль проходит по Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской и Саратовской областям.
  2. Система "Уренгой - Помары - Ужгород". Это первая советская экспортная газопроводная магистраль. Система соединяет месторождения на севере Западной Сибири и на Западе Украины. Затем сырье доставляется конечным потребителям в Европе. Магистраль пересекает границу РФ с Украиной севернее г. Сумы.
  3. Экспортная система "Ямал - Европа". Эта магистраль соединяет месторождения в Западной Сибири с потребителями в Европе. Она проходит по территории Польши и Белоруссии.
  4. Система "Голубой поток". Эта магистраль соединяет Турцию и Россию и проходит по Черному морю. Ее общая протяженность – 1213 км. В ее числе:
  • Сухопутный участок, расположенный на российской территории от г. Изобильный (Ставропольский кр.) до с. Архипо-Осиповка (Краснодарский кр.). Его длина 373 км.
  • Морской участок от с. Архипо-Осиповка до расположенного в 60-ти км от турецкого города Самсун терминала "Дурусу". Его длина - 396 км.
  • Сухопутный участок от г. Самсун до г. Анкара, расположенный на турецкой стороне. Его протяженность - 444 км. перемещение трубопроводным транспортом

Перспективы отрасли

Вопросы, касающиеся развития трубопроводного транспорта, рассматривались на правительственных заседаниях. На них, кроме прочего, была одобрена стратегия до 2010 года. В ходе обсуждения многие ученые и специалисты предлагали развивать топливно-энергетический сектор, а в особенности газовую и нефтяную промышленности так, чтобы они со временем стали локомотивом социально-экономического возрождения страны. В соответствии с одобренной стратегией, к 2020 году предполагается изменение системы добычи сырья вследствие введения новых месторождений в восточной части сибирской территории, Тимано-Печорской НГП, а также снижения выработки в существующих бассейнах. В качестве основных экспортных направлений нефти станут:

  • Азиатско-тихоокеанское.
  • Северо-европейское.
  • Северное.
  • Южное.

Последние два станут крупными перспективными проектами.

"Северный поток"

Этот газопровод должен проходить по Балтийскому морю и соединять РФ с Германией. Соглашение о строительстве магистрали было заключено в сентябре 2005 года. Согласно проекту, этот трубопровод должен стать одной из самых протяженных систем, расположенных под водой. Ввод магистрали на полную мощность был запланирован на 2012 год. По проекту 2 направления газопровода должны доставлять 55 млрд. м3 отечественного газа в год в течение как минимум пяти десятков лет в страны Евросоюза.

"Южный поток"

Это совместный проект России, Франции и Италии. Магистраль должна соединить г. Новороссийск и порт Варну в Болгарии. Затем его ветки пойдут в Италию и Австрию через Балканский п-в. В соответствии с проектом, система должна вступить в строй в 2015 году. Создание "Южного потока" производится для диверсификации поставок сырья в Европу и уменьшения зависимости покупателей и поставщиков от транзитных стран - Турции и Украины. Эта магистраль считается конкурентным проектом газопровода "Набукко", маршрут которого должен идти южнее РФ. Эту систему поддерживают США и Еросоюз.

Направления транзита и экспорта

Для обеспечения экономических и стратегических интересов РФ осуществляется планомерная и комплексная проработка новых маршрутов из стран СНГ через Россию. Это будут направления:

  • Новое Северобайкальское и Центрально-Европейское. Они будут проходить по западу страны.
  • Тихоокеанское (в недалеком будущем) и Восточно-Сибирское (в долгосрочной перспективе).
  • Каспийско-Черноморское. трубопроводный транспорт газа

Экономические и стратегические интересы РФ достаточно тесно связаны с повышением транзитных поставок нефти из государств СНГ. Они будут способствовать загрузке действующих мощностей и сооружению новых.

В заключение

Трубопроводный транспорт – система, которая развивается наиболее динамично сегодня. В качестве основного ее отличия выступает то, что осуществляется доставка непосредственно самого сырья без движения ТС. Для обеспечения бесперебойного функционирования всей имеющейся магистральной системы управление ее работой находится в сфере деятельности отечественных естественных монополий. В России к ним относят ОАО "Газпром" и госкомпания "Транснефть". Энергетическая стратегия страны, разработанная до 2020 года, обеспечит реализацию экономических интересов РФ. Вместе с этим особое значение будут иметь новые экспортные направления, разработка которых осуществляется комплексно и планомерно. В качестве крупнейших перспективных проектов станут "Северный" и "Южный" потоки, "Балтийская система 2", ВСТО. Являясь страной с богатейшими запасами нефти и газа, РФ занимает ведущее место в мире по поставкам сырья в другие страны. В стратегии, кроме прочего, запланирован проект поставки отечественного сырья в Китай. По подсчетам он может стать одним из самых крупных экспортных направлений. При динамичном расширении отраслей у государства есть все возможности усилить экономическое состояние, занять достойное место в международной системе. Особое значение при этом будут иметь прогнозные оценки добычи и последующей переработки сырья, производства и потребления продуктов, которые представлены в утвержденной энергетической стратегии. Расширение отраслей позволит привлечь дополнительные трудовые ресурсы, обеспечив таким образом более полную занятость населения.

www.syl.ru

Система - трубопроводный транспорт - нефть

Система - трубопроводный транспорт - нефть

Cтраница 2

В настоящее время основным направлением повышения эффективности и безопасности системы трубопроводного транспорта нефти на дальние расстояния является комплексная автоматизация и телемеханизация магистральных трубопроводов.  [16]

Именно поэтому выполнение Энергетической программы СССР требует дальнейшего ускоренного развития отрасли, которая осуществляет сооружение систем трубопроводного транспорта нефти и газа.  [17]

Необходимость объединения периодов поступления двух последних видов информации продиктована сложившимися традициями назначения мероприятий по ТОР в системе трубопроводного транспорта нефти. Только на основании обследования планируются все инженерно-технические мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту.  [18]

Порядок проведения производственного экологического контроля определяется внутрипроизводственными программами, технологическими регламентами ( инструкциями, планами природоохранных мероприятий и другой нормативно-методической документацией), действующими в системе трубопроводного транспорта нефти.  [19]

В целях обеспечения стратегических и экономических интересов в России, необходимо развивать существующую инфраструктуру транспорта нефти, а также расширять строительство объектов трубопроводного транспорта. Планируется, что система трубопроводного транспорта нефти будет развиваться в четырех направлениях для обеспечения экспорта российской нефти и транзита нефти из стран СНГ через территорию России: северобалтийское, каспийско-черноморское, центрально-европейское и восточное. Дальнейшая разработка нефтей в Тимано-Печерской нефтегазовой провинции, Восточной Сибири, а также на шельфе Каспийского моря позволяет прогнозировать увеличение объемов добычи нефти и ее транзита, что будет способствовать загрузке существующих мощностей системы магистральных нефтепроводов и строительству новых трубопроводов.  [20]

Расслоенный режим с плоской поверхностью является, видимо, теоретическим пределом, возможным при очень малых скоростях в слабо наклоненных в сторону течения каналах. Волновой ( или расслоенный волновой) наблюдается весьма часто, особенно в каналах большого сечения, что актуально для систем трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, солнечных энергетических установок, конденсатопроводов в заводских тепловых сетях и т.п. Пузырьковый и снарядный режимы в горизонтальных каналах наблюдаются при меньших объемных паросодержаниях, чем в вертикальных.  [22]

Крупными объектами потерь легких углеводородов являются также резервуарные парки магистральных нефтепроводных управлений, нефтеперерабатывающих заводов, нефтебаз, условия эксплуатации которых существенно отличаются друг от друга. Авторами был разработан ряд специфических, адаптированных к условиям производства технологий, наиболее эффективных в условиях конкретных объектов. Для резервуарных парков системы трубопроводного транспорта нефти была разработана технология, основанная на абсорбции паров под давлением, как, например, для объектов Татарстана и Западной Сибири. Для нефтеперерабатывающих заводов нередко оказывается эффективным применение низкотемпературной абсорбции. Существенно отличается друг от друга технологии УЛФ для нефтеперерабатывающих заводов Баку, Татарстана, Перми, Куйбышева, Чехословакии.  [23]

Во втором случае приходится учитывать случайный характер нагружения, и с учетом зависимости (5.27) эта задача сводится к анализу осциллограммы уровня заполнения резервуара. Целью анализа осциллограммы ( анализа режима нагружения) является получение количественных характеристик случайных процессов заполнения-опорожнения резервуара по данным выборки для определения закона распределения времени безотказной работы конструкции и оценки усталостного ресурса РВС. В работе [78] доказано, что длительность записи процесса нагружения при транзитном режиме перекачки нефти ( система трубопроводного транспорта нефти) для получе-ния.  [24]

Процесс эксплуатации РВС представляет собой смену режимов заполнения и опорожнения. Согласно основным положениям механики малоциклового нагружения в зонах с концентрацией напряжений инициируются трещины малоцикловой усталости и именно циклический характер нагружения и определяет интенсивность процесса малоцикловой усталости. Для описания и анализа процесса нагружения необходима информация об уровне продукта в резервуаре в зависимости от времени. Замеры уровня продукта в резервуаре производятся ( в системе трубопроводного транспорта нефти) с интервалом 1 или 2 часа и фиксируются в определенных документах. На рис. 5.7 представлена типичная диаграмма измерения уровня нефти в резервуаре РВС-5000 при транзитном режиме перекачки.  [25]

Основными районами добычи нефти являются среднее Поволжье, Урал и, Западная Сибирь. Как правило, нефтяные месторождения находятся на значительном расстоянии от промышленных районов страны. Производство же нефтепродуктов приурочено к крупным промышленным центрам. От четкой и надежной работы средств транспорта во многом зависит ритмичность работы всех отраслей народного хозяйства. Этой цели служит трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. В связи с этим постоянно расширяются системы трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.  [26]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Система трубопроводного транспорта России

Трубопроводная система является центральным звеном как в нефтяной, так и в газовой промышлен­ности. Трубопроводы связывают места добычи с местами перера­ботки и потребления нефти и газа. Это своего рода «кровеносные сосуды» как нефтегазового комплекса, так и, пожалуй, всей экономики. Трубопроводы могут быть несколь­ких видов:

- нефтепроводы – трубопроводы для транспортировки нефти;

- продуктопроводы – трубопроводы для транспортировки нефтепродуктов;

- газопроводы – трубопроводы для транспортировки газа;

- промысловые трубопроводы – трубопроводы, соединяющие непосредственные места добычи с местами первичной обработки нефти или газа и подготовки их для магистральной транспорти­ровки;

- магистральные трубопроводы – трубопроводы, соединяю­щие пункты первичной обработки с пунктами потребления или переработки, имеют протяженность десятки тысяч километров.

После распада Советского Союза и последовавшего за этим развала промышленности объем строительства и реконструкции трубопроводов резко снизился. Однако в последние несколько лет появилась устойчивая тен­денция возрождения нефтяной и газовой промышленности. При­нята Программа реконструкции и технического перевооружения газотранспортных систем Российской Федерации на период до 2015 г. Ведущие нефтяные компании имеют собственные про­граммы ремонта и реконструкции трубопроводов, однако, к сожа­лению, все они выполняются в недостаточной степени.

К числу основных новых, а также строящихся и реконструиру­емых магистральных трубопроводов следует отнести:

- газопровод Ямал – Европа протяженностью 977 км и диамет­ром 1420 мм;

- газопровод СРТО – Торжок протяженностью 720,1 км и диаметром 1420 мм;

- газопровод Заполярное – Уренгой (3 нитки) протяженнос­тью 189 км и диаметром 1420 мм;

- газопровод Россия – Турция («Голубой поток») протяжен­ностью 372 км и диаметром 1220 и 1420 мм;

- нефтепровод Тенгиз – Новороссийск протяженностью 1490 км и диаметром 1020 мм;

- Балтийская трубопроводная система протяженностью 2718 км и диаметром от 500 до 800 мм.

Газопроводы.Подавляющее большинство построенных газопроводов имеют диаметр от 500 до 1400 мм, некоторые трубопроводы диа­метром менее 500 мм включены в рассмотрение ввиду их регио­нальной важности. Многие трубопроводы, особенно идущие с за­падносибирских месторождений, проходят в так называемых ко­ридорах, состоящих из ряда (до 6) ниток. Общая протяженность магистральных газопроводов на территории России составляет более 200 тыс. км.

На компрессорных станциях используется более 20 различных типов компрессоров советского производства и несколько – ино­странного производства. Всего более 5700 компрессоров, включая газотурбинные, электрические и газомоторные, находятся в дей­ствии. Они установлены на 891 компрессорном цехе, в том числе на 247 КС (с 693 компрессорными цехами общей мощностью 41,7 млн кВт) на газопроводах РФ. Следует отметить, что за рассматриваемый период не было новых технических решений КС, а темпы работ по ремонту и модернизации существующего парка компрессорных агрегатов были недостаточно энергичными.

Газопроводная система является связующим звеном между производителем и потребителем газа и единственным способом транспортировки газа. Поэтому развитие всего газового сектора зависит от развития газопроводной системы. Так как в россий­ском газе заинтересованы многие страны, то очевиден высокий интерес зарубежных инвесторов в реализации крупных газо­проводных международных проектов. В связи с этим необходи­мо кратко описать наиболее интересные перспективные направления, в рамках которых вероятно осуществление таких проектов.

Рисунок 1.3 – Общая схема единой системы газоснабжения России

Новый проект: «Ямал – Европа». Все прогнозы развития спроса и предложения на рынке газа показывают, что в газоснабжении Западной Европы возникнет дефицит. Согласно этим прогнозам, существующие источники поставок природного газа в этот регион не смогут покрыть возрастающий спрос на это топливо. Поэтому совер­шенно очевидно, что дополнительные поставки газа по проек­ту «Ямал – Европа» будут необходимы даже в случае продле­ния всех действующих в настоящее время контрактов. Все это является важной предпосылкой для реализации грандиозного проекта – сооружения трансконтинентальной газовой магистрали Ямал – Европа общей протяженностью 4000 км. Начало этой газовой магистрали находится на полуострове Ямал, за­пасы природного газа которого показывают, что ежегодная добыча на Ямале может со­ставить в перспективе около 200 млрд м3.

Новые проекты в юго-восточной и южной Европе. Инте­ресным во всех отношениях является российско-болгарский проект, предусматривающий сооружение газопровода для пере­качки российского газа в Грецию через территорию Болгарии. Собственно, Болгария уже начала это делать, проложив новый участок трубопровода длиной 70 км, который пересек греко-болгарскую границу и обеспечивает газоснабжение Афин и Салоник. До этого российский газ поступал через Болгарию только в Турцию. В связи с сооружением нового газопровода через эту страну в Грецию протяженность газопроводной сети в Болгарии удвоилась, а поток российского газа в Грецию резко возрос. Что касается дальнейшего расширения итало-российского сотрудничества в об­ласти энергетики, то ему будет способствовать реализация югославского проекта – сооружение Трансбалканского газо­провода от Димитровграда (Болгария) через Южную Сербию и Черногорию с выходом к порту Бари, от которого должен быть проложен газопровод по дну Адриатического моря, к итальянскому порту Бари.

Новые пути российского газа через северную Европу – поставки природного газа в страны Западной Европы через Финляндию, Швецию и Данию по дну Балтийского моря.

Страны Восточной Азии. После 2005 г. в Иркутской об­ласти и Якутии наметилось создание нового крупного газодо­бывающего района, из которого будут исходить магистральные газопроводы, обеспечивающие природным газом не только Восточную Сибирь и Дальний Восток России, но и КНР, КНДР и Республику Корея.

Достаточно актуальным является расширение внутреннего рынка газа и развитие внутренней российской системы газопро­водов. В рамках либерализации рынка газа это на­правление также представляется интересной предметной облас­тью для международных проектов. Потребности в развитии гази­фикации России сегодня очень велики. Так, уровень негазифицированных квартир в городах и рабочих поселках составляет 44 %, а в сельской местности – 79 %. Ускоренное развитие сетей газораспределения возможно лишь с привлечением в этот бизнес отечественных и зарубежных инвесторов. При этом основными яв­ляются такие показатели, как целесообразность и финансовое со­стояние проектов газификации. Инвесторы оценивают, насколь­ко предлагаемый проект оправдан с экономической точки зрения. Необходимо организовать взаимодействие между всеми вероят­ными участниками инвестиционного процесса, учесть их интере­сы. Именно при таком подходе возможна реализация проектов по газификации областей Российской Федерации с привлечением иностранных партнеров. Иностранный инвестор полезен тем, что, кроме внедрения новых технологий, он приносит с собой прогрес­сивный менеджмент.

Для российской стороны предоставляется возможность совершенствовать и диверсифицировать деятельность газораспределительных компаний с учетом зарубежного опыта. Реализация про­ектов по газификации имеет большое социально-экономическое значение, так как в результате будут созданы условия для роста производства, повышения качества жизни населения, улучшения состояния окружающей среды. Поэтому потенциальные инвесто­ры проекта могут рассчитывать на содействие федеральной и ре­гиональных властей, что обеспечивает, как минимум, снижение политических рисков.

Нефтепроводы и продуктопроводы. В 1991 г. общая протя­женность нефтепроводов и продуктопроводов Советского Союза составляла 90 200 км. Это без учета более 600 тыс. км промысло­вых трубопроводов и коллекторов диаметром от 57 до 700 мм. Более половины трубопроводов – 52 500 км – было построено из труб диаметром 700 мм и более. Протяженность трубопроводов для сырой нефти к началу 1991 г. достигала 70 400 км. На трассах работали 572 перекачи­вающие станции.

Протяженность продуктопроводов к 1991 г. превышала 20 тыс. км (по некоторым сведениям, на 3 – 4 тыс. км больше, что может быть

Рисунок 1.4 − Сеть нефтепроводов России

объяснено включением в отчетность построенных, но не введен­ных в эксплуатацию трасс, а также тем, что некоторые из них относились к так называемым закрытым объектам).

Система нефтепроводов старше газопроводной системы. С этим связана их относительно большая аварийность (0,53 случая на 1 км в среднем).

К началу 1999 г. общая протяженность нефтепроводов СНГ составила 79 232 км, продуктопроводов – 21 900 км; в том числе, в Российской Федерации: нефтепроводов – 72 755 км, продукто­проводов – 19 405 км. За 1992 – 1999 гг. протяженность маги­стральных нефтепроводов России увеличилась на 2 тыс. км, про­дуктопроводов – на 1468 км.

К концу 2002 г. общая протяженность нефтепроводов и продуктопроводов России (не рассматриваются трубопроводы СНГ, начиная с 1999 г.) составила 79,35 тыс. км, увеличившись задан­ный период на 19,2 тыс. км. В настоящее время эксплуатация системы нефтепроводов

Рисунок 1.5 − Нефтепродуктопроводы России

 

осуществляется силами АК «Транснефть», в состав которой входят следующие компании, имеющие статус АО: «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы (МН)», «Приволжскнефтепровод», «Транссибнефть», «Северо-Западные МН», «Верхне-Волжские МН», «МН Центральной Сибири», «Северные МН», «Черномортранснефть», МН «Дружба», «Сибнефтепровод». Общая численность работников компании составляет около 60 тыс. человек.

В дополнение к этому АК «Транснефть» располагает специ­альными управлениями по ремонту и подразделениями по ликвидации аварий.

Все нефтепроводы имеют головные и промежуточные перека­чивающие станции. Головные перекачивающие станции отлича­ются от промежуточных наличием резервуарного парка и некото­рых других технологических элементов.

Нефтепроводы и продуктопроводы протяженностью менее 800 км работают по схеме «из насоса в насос». На промежуточных перекачивающих станциях при длине нефтепроводов более 600 км сооружаются емкости для хранения нефти. В настоящее время нефтепроводы становятся главным узким местом, сдерживающим развитие российских экспортных возможностей и соответственно развитие нефтяного сектора эконо­мики. В связи с этим именно строительство нефтепроводов стано­вится основным вопросом при разработке и реализации междуна­родных нефтяных проектов. 93 % всей нефти, добываемой в России, транспортируется по магистральным нефтепроводам, оператором которых является «Транснефть». Сеть нефтепроводов охватывает обширную терри­торию Западной Сибири и Европейской части России, через нее нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) ком­паний, а также на экспорт. В результате разработки месторождений, роста добычи и вы­хода на новые рынки необходимость в новых экспортных маршру­тах будет только увеличиваться. Российские нефтяные компании готовы нести существенные капитальные затраты на разработку новых маршрутов (прокладку нефтепроводов, строительство терминалов и т. п.), но для более интенсивного трубопроводного стро­ительства, естественно, необходимо участие зарубежных инвесто­ров и партнеров.

К наиболее привлекательным крупным проектам развития нефтяных транспортных трубопроводных систем можно отнести следующие:

Балтийская трубопроводная система (БТС). По ней предпо­лагается прокачивать основные объемы экспортной нефти с мес­торождений Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтега­зоносных провинций. В составе первой очереди БТС протяжен­ностью 457 км расширен и реконструирован нефтепровод Яро­славль – Кириши, построены новый нефтепровод Кириши – Приморск и терминал по наливу нефти в Финском заливе в райо­не г. Приморска. БТС предусматривает поэтапное развитие с до­ведением экспорта нефти до 30 млн т в год.

Соединение нефтепроводов «Дружба» и «Адрия». Интеграция этих нефтепроводов позволит российским нефтяникам выйти практически на все мировые рынки через глубоководный порт Омишаль (Хорватия), способный принимать танкеры дед­вейтом до 500 тыс. т. Предполагается поэтапная реализация про­екта. На первом этапе объем транспортировки составит 5 млн т нефти в год.

Строительство нефтепровода Бургас – Александруполис. Реализация этого проекта даст возможность транспортировать нефть из России и стран СНГ на средиземноморский рынок, минуя пролив Босфор (пропускная способность маршрута из Черного моря в Средиземное жестко ограничена шириной проли­ва), из греческого порта Александруполис. В этом проекте заин­тересованы и Россия, и Казахстан, и Азербайджан, так как данный маршрут прежде всего нацелен на транспортировку каспийской нефти. Пока проект находится на стадии разработки. Предпола­гается, что на первом этапе объемы транспортировки нефти по этому маршруту могут составить 15 –23 млн т в год (оценка ком­пании «Транснефть»). Маршрут Бургас – Александруполис до­полняет тем самым маршрут транспортировки каспийской нефти Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), предназна­ченный для перекачки нефти с казахстанских месторождений до Новороссийска.

Строительство нефтепровода в Китай.Стоимость проекта оценивается в 1,7 млрд долларов, протяженность нефтепровода должна составлять более 2400 км, пропускная способность 20 млн т в год.

Строительство нефтепровода от Ангарска до российского дальневосточного порта Находка.Этот вариант является хоро­шей альтернативой строительству нефтепровода в Китай. Во-первых, это гораздо дешевле, а во-вторых, такой маршрут позволит экспортировать нефть не только в Китай, но и в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где уровень цен на нефть выше (в Китае цены на энергоносители жестко регулируются го­сударством).

Одной из проблем нефтегазового комплекса является недостаточность развития трубопроводной транспортной системы, что сдерживает развитие нефтегазового комплекса. Как было отмечено, общая протяженность нефтепроводов в Россий­ской Федерации в 2002 г. составила 79 350 км. Для сравнения: в Соединенных Штатах Америки нефтепроводная система имеет общую протяженность около 350 тыс. км. Кроме этого, россий­ская трубопроводная система характеризуется высокой степенью износа и за последние 10 лет почти не ремонтировалась. В последние годы по нескольку раз в году происходили аварии нефтепроводов, которые приводили к экологическим катастро­фам местного масштаба. Большинство газовых магистралей – около 150 тыс. км – построено в 70 –90-х гг. 39 % газопроводов эксплуатируется более 20 лет, 16 % из них имеют возраст около 30 лет. 40 тыс. км газопроводов выработали свой рас­четный ресурс (33 года). Большая часть нефтепроводов также построена в 60 –70-х годах, доля нефтепроводов с возрастом свыше 20 лет составила 73 % и свыше 30 лет – 41 %.

Подводя итог анализу состояния нефтегазового комплекса Российской Федерации, следует отметить, что одним из основных решений обозначенных проблем является увеличение количества международных нефтегазовых проектов, подразумевающих в первую очередь развитие транспортной трубопроводной системы нефтегазового комплекса. Международные нефтегазовые проек­ты позволят:

- существенно увеличить вовлекаемые в нефтегазовый сектор инвестиционные ресурсы, которых на фоне спада в российской экономике с учетом высокой капиталоемкости отрасли даже у крупных российских нефтяных компаний недостаточно для обес­печения интенсивного развития;

- использовать современные технологические решения и оборудование на льготных по сравнению с прямой покупкой условиях;

- как следствие, повысить эффективность нефтегазовых про­ектов и интенсивность развития как нефтегазового, так и всего топливно-энергетического комплекса.

При всей важности перечисленных выше выгод от реализации международных нефтегазовых проектов следует особо выделить необходимость прямого использования и постепенного самосто­ятельного освоения в рамках совместной деятельности современ­ных технологий и прикладных средств управления проектами (прожект-менеджмента). Если инвестиционные ресурсы можно на тех или иных основаниях привлечь, а технологии и оборудова­ние – приобрести, то управленческие навыки необходимо разви­вать, причем наибольшего эффекта можно достичь, используя опыт иностранных специалистов.

Контрольные вопросы

1. Основные способы транспортировки нефти и газа.

2. Достоинства трубопроводного транспорта углеводородов.

3. Недостатки трубопроводного транспорта углеводородов.

4. Система нефтепроводного транспорта России и перспективы её развития.

5. Система газопроводного транспорта России и перспективы ее развития.



infopedia.su

Трубопроводный транспорт - нефть - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Трубопроводный транспорт - нефть

Cтраница 1

Трубопроводный транспорт нефти - наиболее экономичный и экологически предпочтительный вид транспорта. В настоящее время действует очень большое число различных по пропускной способности и протяженности нефтепроводов как региональных, так и межгосударственных. Диаметр труб современных крупных нефтепроводов достигает 1 2 - 1 4 м, скорость движения нефти по ним - до 1 5 м / с, общая протяженность - до 5 - 6 тыс. км.  [1]

Трубопроводный транспорт нефти имеет ряд преимуществ по сравнению с водным и железнодорожным транспортом: минимальная дальность транспортировки, ритмичность работы поставщиков и потребителей, наименьшие потери нефти, наибольшая автоматизация технологических процессов.  [2]

Трубопроводный транспорт нефти и газа - составляющая часть системы снабжения промышленности, энергетики, транспорта и населения городов и поселков топливом и сырьем. При этом природный газ и сырая нефть транспортируются в основном только по трубопроводам. В связи с программой газификации сельских населенных пунктов, малых городов и поселков увеличилось число проектов по объектам газификации, соответственно возросло числр ицже-неров-проектировщиков.  [3]

Трубопроводный транспорт нефти развивается также в странах Западной Европы.  [4]

Трубопроводный транспорт нефти в газонасыщенном состоянии предполагает осуществлять на территории промысла только первую ступень сепарации. Конечные ступени сепарации ( одна, а при необходимости и несколько) переносятся с промысла на концевые сооружения ( рис. 7.7), которые должны содержать концевую сепарацион-ную установку, узел замера количества газа и резервуарный парк, объем которого выбирают исходя из требования обеспечения надежности нефтеснаожения потребителя, например, нефтеперерабатывающий завод ( НПЗ) на случай остановок нефтепровода. Площадки концевых сооружений следует располагать вблизи к потребителю нефтяного газа для обеспечения более полной утилизации его. Подача газа на газоперерабатывающий завод ( ГПЗ) может осуществляться как вакуум-компрессорами, так и эжекторами.  [6]

Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов является более экономичным, чем железнодорожный, водный или автомобильный.  [7]

Трубопроводный транспорт нефти и газа / Алиев Р. А., Белоусов В. Д., Немудрое А.  [8]

Трубопроводный транспорт нефти и газового конденсата осуществляют с помощью насосных станций. Насосные станции и трубопроводы, предназначенные для транспорта нефти и конденсата, обладают высокой взрыве - и пожароопасностью. Все эти системы характеризуются наличием высоких давлений и прохождением через них больших количеств нефти, конденсата. В этих условиях загазованность воздушной среды служит основным опасным производственным фактором.  [9]

Трубопроводный транспорт нефти и газа в странах Западной Европы начал быстро развиваться в последние 8 - 10 лет, что связано с растущей потребностью в энергии.  [10]

Трубопроводный транспорт нефти обходится вЗ - 4 раза дешевле железнодорожных перевозок, а расход металла и капиталовложения на один тоннокилометр работы по трубопроводному транспорту в два раза меньше железнодорожного.  [11]

Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов является более экономичным, чем железнодорожный, водный или автомобильный.  [12]

Трубопроводному транспорту нефти и нефтепродуктов в России исполняется скоро 100 лет.  [13]

Системы трубопроводного транспорта нефти и газа основаны на принципе непрерывного действия, что сближает их с системами электро - и теплоснабжения, сетями водоснабжения и вентиляции. Процесс перекачки продукта по трубопроводу сводится к восполнению энергии потока ( в конечном счете к восполнению потерь давления), затраченной на преодоление гидравлического сопротивления и геодезического напора, а также потерь на внутреннее трение, приводящих к повышению температуры среды. Термодинамические эффекты в газо - и нефтепроводах сводятся главным образом к теплообмену с окружающей средой. Течение газа при больших перепадах давления сопровождается эффектом Джоуля-Томсона, который в обычных условиях уравновешивается приростом внутренней энергии за счет внутреннего трения.  [14]

Система трубопроводного транспорта нефти и газа на дальние расстояния представляет собой разветвленную сеть магистральных трубопроводов; предназначенных для поставок углеводородного сырья от мест добычи до мест переработки и потребления.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru


Смотрите также