Производство смазочных масел. Смазочное масло из нефти


Масла, Нефтяные масла, Смазочные - Справочник химика 21

    Нефть является источником получения всех видов жидкого топлива — бензина, керосина, дизельного и котельного (мазут) топлив, из нефти вырабатывают смазочные и специальные масла, нефтяной кокс, битумы, консистентные (пластичные) смазки, нефтехимическое сырье — индивидуальные алканы (парафиновые углеводороды), алкены (олефины) и арены (ароматические углеводороды), жидкий и твердый парафин. Из нефтехимического сырья в свою очередь производят широкую гамму ценных продук- [c.14]     Важнейшими группами нефтепродуктов являются топлива и смазочные масла. Нефтяные топлива разделяются на моторные, применяемые в двигателях, и котельные — для сжигания в топках паровых котлов и в промышленных печах. Первые из них подразделяются в свою очередь на карбюраторные, дизельные и топлива для реактивных авиационных двигателей. Карбюраторным топливом для двигателей внутреннего сгорания с карбюраторами является бензин, важнейшей характеристикой которого является его стойкость к детонации. Детонация — это чрезмерно быстрое сгорание топливной смеси в цилиндре карбюраторного двигателя, нарушающее нормальную работу двигателя. Наиболее склонны к детонации предельные углеводороды нормального строения, тогда как предельные углеводороды с сильно разветвленной цепью детонируют слабо. Способность бензина к детонации оценивается октановым числом. В качестве стандарта принимается н-гептан и 2,2,4-триме-тилпентан (изооктан), октановые числа которых считают равными О и 100 соответственно  [c.173]

    II. Нефтяные масла представляют собой высококипящие, жидкие дистиллятные и остаточные фракции различной вязкости и степени очистки, предназначенные для обеспечения смазки в различных механизмах, а также нашедшие разнообразное техническое применение во многих отраслях промышленности. Нефтяные масла различаются по способу выделения из нефти (дистиллятные, остаточные, смешанные), по методу очистки (кислотно-щелочной очистки, селективной очистки и т. п.), по областям применения (специальные, индустриальные и т. д.). Смазочные масла делятся на индустриальные, турбинные, компрессорные, трансмиссионные, приборные, моторные. Индустриальные масла предназначены для смазки станков, механизмов и машин, работающих в различных условиях и с различными скоростями и нагрузками. Для машин и механизмов выпускается более 40 марок индустриальных масел. [c.54]

    В конце прошлого столетия для смазывания узлов трения начали применять в качестве смазок минеральные (нефтяные) масла. Однако большие нагрузки и скорости, усложняющие условия работы узлов трения, потребовали создания и применения смазочных материалов более совершенных, чем масла, полученные перегонкой нефти. В настоящее время нефтяные масла совершенствуются введением в их состав различных присадок, что позволяет улучшать их свойства в желаемом направлении. [c.3]

    Синтетические диэфирные масла. Свойства. С. д. м. имеют более высокие индексы вязкости (14и—150), более низкие т-ры застыв. (—45 и —69°), меньшую испаряемость и меньшую огнеопасность, чем нефтяные масла. Смазочные свойства, стойкость к действию кислорода и т-ры С. д. м. примерно такие же, как и нефтяных масел, и лишь но своему действию на изделия из маслостойкой резины оказываются хуже, — они вызывают набухание и размягчение резиновых прокладок, ш.пангов и пр. в боль- шей степени, чем нефтяные масла. I [c.563]

    Однако синтетические смазочные масла имеют и свои недостатки. Многие силиконы обладают плохими смазывающими свойствами, особенно если объектом смазки являются стальные трущиеся детали. Кроме того, применять их невыгодно с экономической точки зрения, так как они дороже, чем нефтяные масла. Поэтому применение синтетических масел носит довольно ограниченный характер. [c.88]

    Том XXI. Нефтяное производство и переработка естественных смол и летучих масл. Нефтяное производство. Смазочные масла и пользование ими. Вазелин. Церезин. Каучуковое производство. Асфальт. Живица, скипидар, канифоль, смоляное масло. Лаки и летучие масла. [c.125]

    На основе диэфиров получают смазочные масла, имеющие более высокие индексы вязкости, более низкие температуры застывания, меньшую испаряемость (рис. 73) и меньшую огнеопасность, чем нефтяные масла. Смазочные свойства, стойкость диэфиров к действию кислорода и теплоты примерно такие же, как и у нефтяных масел. По своему действию на изделия из маслостойкой резины они оказываются хуже, так как вызывают набухание и размягчение резиновых прокладок, шлангов и др. в большей степени, чем нефтяные масла. [c.160]

    Полигликоли добавляют к нефтяным маслам для улучшения их противоизносных свойств, а также применяют в качестве основы при изготовлении консистентных смазок. Смазки на основе полигликолей характеризуются высокой термической и коллоидальной стабильностью и хорошими низкотемпературными свойствами. Производство синтетических смазочных масел на базе полигликолевых соединений имеет достаточные сырьевые ресурсы. Исходными продуктами служат непредельные газообразные углеводороды (этилен и пропилен), которые могут быть получены из природного углеводородного газа и промышленных газов нефтеперерабатывающих заводов. [c.148]

    Нефтяные масла подразделяют на смазочные и несмазочные. Различают следующие подгруппы смазочных масел  [c.95]

    В 1876 г. В. Г. Шухов изобрел форсунку, которая быстро вытеснила самые разнообразные устройства, применявшиеся для сжигания жидкого топлива. В результате этого балласт производства — мазут стал применяться в качестве топлива для паровых котлов. В том же году Д. И. Менделеев показал возможность получения из мазута минеральных смазочных масел перегонкой в вакууме или в токе водяного пара. Нефтяные масла стали вытеснять животные [c.11]

    Поскольку все подобные системы должны запускаться и останавливаться, то необходимо соблюдать умеренное соотношение между маслянистостью и способностью выдерживать сверхвысокие давления. Очень важно, чтобы масло обладало определенной химической стабильностью, даже если и рассчитывают на недолгий срок эксплуатации, который характерен для автомобильных масел. Следует отметить, что в особых случаях, когда нефтяные масла не способны удовлетворить особо жестким эксплуатационным требованиям, используют специально приготовленные синтетические смазочные масла, однако минеральные (нефтяные) масла, особенно усиленные присадками, не только обладают необходимыми свойствами, но и изготовляются в настоящее время в количестве, отвечающем запросам промышленности и притом с наименьшими затратами. Масел ненефтяного происхождения, которые бы были дешевы и могли бы приготавливаться в достаточном количестве, пока пе существует. [c.489]

    Синтетические смазочные масла создавались главным образом в Германии в период с 1939 по 1945 год в связи с возникшим в военное время дефицитом природных масел, а также в результате повышения требований быстро движущейся вперед техники. Сейчас уже не вызывает удивления факт замены естественных продуктов синтетическими материалами, которые не только обладают более высокими качествами, но для которых эти качества можно регулировать однако природные нефтяные масла, особенно улучшенные присадками, удовлетворяют всем требованиям потребителей, за исключением, разве, случаев особо жестких режимов эксплуатации. [c.499]

    Основные преимущества синтетических масел перед маслами нефтяными — их высокая термоокислительная стабильность, улучшенная смазочная способность, меньшая испаряемость при работе в двигателях, более пологая вязкостно-температурная кривая. Поэтому за рубежом синтетическим маслам для авиационных ГТД уделяют большое внимание [6]. [c.68]

    По назначению нефтяные масла делятся на две группы смазочные и несмазочные. [c.116]

    Моторные масла (как и другие нефтяные масла) могут быть эффективным смазочным материалом только в том случае, если они обладают определёнными эксплуатационными свойствами. [c.125]

    Масла смазочные всех марок Битумы нефтяные жидкие Прочие жидкие нефтепродукты [c.80]

    Более 100 лет назад Д. И. Менделеев отмечал, что при прямой перегонке нефти в кубах уже при температуре выше 250—300° С наблюдалось разложение высокомолекулярных углеводородов ее. ...часть нефтяного материала разлагается,— писал он,— образуя газы и претерпевая такое изменение, при котором разрушаются самые ценные составные начала нефти, т. е. самые тяжелые и густые смазочные нефтяные масла и парафины [12, с. 759]. Естественно, что здесь речь идет о разложении брызг нефти, попадавших на горячую поверхность перегонных кубов выше уровня кипящей жидкой нефти. Д. И. Менделеев также подчеркивает связь склонности нефти к термическому разложению с плотностью нефти, т. е. с более высоким содержанием в ней более тяжелых компонентов. Он отмечает, что при осторожном нагревании нефти даже в вакууме, после отгонки половины нефти, наступает сильное газообразование, связанное с ее разложением. Это разложение,— пишет Д. И. Менделеев,— особенно сильно тогда, когда погоны имеют удельный вес более 0,85, и растет с плотностью [ 12, с. 342]. Теперь [c.26]

    Нефтяные масла широко применяют в (различных областях техники вплоть до ракетной, атомной и космической. В настояшее время мировое производство масел превышает 30 млн. т/год. Хотя стоимость масел (как и большинства нефтепродуктов) не столь велика, от их качества и правильного применения во многом зависит надежность и долговечность работы различного оборудования, гораздо более дорогого, чем сами масл-а. Одной из тенденций современного развития техники является максимальное увеличение срока службы смазочных материалов и сокращение затрат на техническое обслуживание. Так, срок службы масел в автомобильных карбюраторных двигателях увеличился до 20—25 тыс. км пробега, хотя сравнительно недавно не превышал 4—5 тыс. км. Только в результате применения высококачественных масел в 2— 3 раза увеличен срок службы многих машин и механизмов. Качество самих масел улучшают совершенствованием технологии их ироизводства и широким использованием высокоэффективных присадок. [c.24]

    Совместное введение присадок и наполнителей эффективно и в случае литиевых смазок, приготовленных загущением нефтяного масла 10% 12-гидроксистеаратом лития. Как видно из данных табл. 74, введение 1 % присадки КИНХ-2 (полисульфид, до 40% серы) и 4% Мо52 привело к усилению смазочной способности смазки без ее упрочнения. Повышение смазочной способности в присутствии присадок и наполнителей зависит от адсорбции присадок на наполнителе. Значительное улучшение смазочной способности при совместном применении добавок, по-видимому, связано с химическим модифицированием поверхности трения присадкой и упрочнением смазочного слоя частицами наполнителя. Сдвиг частиц наполнителя друг относительно друга при деформации облегчается физической адсорбцией присадок на их поверхностях. [c.312]

    Синтетические смазочные масла. Нефтяные масла по многим показателям не удовлетворяют тем высоким требованиям, которые предъявляются к ним с развитием новой техники. Поэтому с недавнего времени в промышленности выпускают синтетические смазочные масла. В настояшее время наиболее широкое применение в качестве синтетических смазочных масел получили сложные эфиры алифатических спиртов и себациновой, азелаино-вой или адипиновой кислоты [44]. Однако во многих случаях соединения, содержащие циклы, имеют некоторые преимущества перед эфирами алифатических соединений. При наличии циклических групп в молекуле эфира повышается вязкость, улучшается термическая и гидролитическая стабильность. Сложные эфиры нафтеновых кислот и жирных спиртов имеют высокую температуру вспышки, высокий индекс вязкости. Кроме того, получение синтетических смазочных масел на основе природных нафтеновых кислот позволяет снизить себестоимость масел и расширяет ассортимент сырья. [c.86]

    Нефтяные смазочные масла. Нефтяные смазочные масла также способны окисляться и ири этом становятся непригодными для выполнения своего- назначения. В це.тгях предотвращения такого ухудшения свойств смазочных материалов производится тщательный отбор сырья и его переработка, а также вводятся в масла различные добавки. Процесс окисления смазочных масел и его ингибитирования согласно компеэент-ному мнению ряда авторов [29,126] во многом отличается от ранее рассмотренных процессов окисления. [c.307]

    Катализаторы гидрокрекинга и гидроочистки. Процесс гидроочистки применяется для улучшения качества нефтяных дистиллятов путем их обработки водородом в присутствии катализатора. При этом они освобождаются от соединений серы, азота и кислорода, происходит гидрогенизация олефинов. диолефиновых и ароматических углеводородов. Гидроочистке подвергаются бензин, лигроин, топливо для реактивных двигателей, керосин, мазут, дизельное топливо, смазочные масла, сланцевые масла, угольные смолы, продукты, полученные из горючих сланцев и т. д. [46]. Используются алюмо-кобальт-молибденовый, алюмо-никель-молнбденовый или алюмо-никель-вольфрамовый катализаторы. Перед применением в процессе катализаторы обычно насыщают серой. Процесс гидроочистки проводят при температуре 300—400 °С, давлении 3—4 МПа, объемной скорости подачи сырья 1—5 ч"- и циркуляции водорода до 10 моль на 1 моль углеводорода. Во избежание повышенного коксоотложения на катализаторе сырье, поступающее на гидроочистку, необходимо предохранять от окисления. Катализаторы очень устойчивы к отравлению. Потерявший активность катализатор содержит сульфиды металлов и углистые отложения. Регенерацию проводят при температуре 300—400 °С паровоздушной смесью с начальной концентрацией кислорода 0,5—1% (об.). [c.405]

    Если в колбе серу сплавить и нагреть потом почти до кипения, то, прибавляя к ней капля по капле (из воронки с краном) тяжелого (0,9) нефтяного масла (смазочного, олеонафта и т. п.), получают правильное отделение сероводорода, как показал проф. Лидов, что подобно действию Вг и J на параффин и тому подобные масла, потому что тогда образуется НВг, HJ (гл. 11). Да е при кипячении серы с водою образуется некоторое количество H-S. [c.511]

    Условия работы смазочных масел в современных двигателях и механизмах, работающих на форсированных режимах, настолько напряженны, что нефтяные масла— и дистиллятные, и остаточные, и компаундированные — в чистом виде (базовые масла), даже полученные из лучших масляных нефтей самыми современными методами нефтепереработки и очистки, не обеспечивают их нормальную эксплуатацию. Добавление к базовым маслам присадок является эффективнейшим способом получения моторных и трансмиссионных масел. В результате увеличиваются моторесурс и надежность работы двигателя, снижается износ механизмов. Присадки улучшают вязкостные, смазывающие, антиокислительные, противокоррозионные, противонагарные, моющие и другие свойства масел, а также снижают их температуру застываиия. [c.9]

    В 1876 г. по методу, разработанному Д.И. Менделеевым, в Бал1хне впервые в мире было организовано промышленное производство смазочных масел из мазута перегонкой в вакууме или в токе вод.Еного пара. Нефтяные масла стали вытеснять животные жиры и рас ительные масла из всех отраслей техники. Русские минеральные мас а широко экспортировались за границу и расценивались как самые высококачественные. После изобретения в 1876 г. Шуховым [c.37]

    I объеме смазочного материала и образовывать на нем прочные сдсорбционные и хемосорбционные пленки, препятствующие развитию коррозионных процессов. Базовые нефтяные масла не способны /улительно защищать металльг от коррозии. Их защитные свойства улучшают введением небольших количеств ингибиторов коррозии. [c.132]

    Температура экстракции смазочных масел фурфуролом находится в пределах от 79,5 до 121° С, что дает такие же преимущества, как и в случае с фенолом. Керосины и газойли также могут быть очищены фурфуролом при комнатной температуре. В этом случае вследствие небольшой разницы или даже совпадения точек кипения фурфурола и нефтяного дистиллята может потребоваться азеотронная дистилляция для удаления растворителя. Растворимость масел сравнительно высока как в нитробензоле, так и в хлорексе (р,р — дихлородиэтиловый эфир). Поэтому эти растворители наиболее пригодны для экстракции частично нерастворимых парафинистых смазочных масел, таких как масла Пенсильванского типа [85, 86]. [c.282]

    Некоторые соединения каждого из упомянутых классов, за исключением фтористых углеродов, обладают при одинаковой вязкости лучшими вязкостно-температурными свойствами, чем минеральные, не комнаундироваппые присадками, масла. Высокий молекулярный вес многих синтетических смазочных масел обеспечивает им большую устойчивость в отношении испарения, чем обычным некомпаундированпым нефтяным маслам той же вязкости. Сложнее обстоит дело с устойчивостью синтетических масел против окисления и термического разложения. [c.500]

    Нефть не в состоянии удовлетворить всем тем требованиям, какие могут представить некоторые специальные задачи техники, но она, в виде своих дериватов, пожалуй, ] иболее универсальна. Это относится и к смазочным маслам. Всяше масло из нефти можно представить состоящим из более или менее вязкой жидкости. На холоду оно прекрасно выполняет свои задачи, но при нагревании вязкость одной может еще лежать в допустимых пределах, в то время как другая уже становится бесполезной в силу текучести. В сумме масло является негодным. В этом отношении растительные масла, как более однородные, выше нефтяных повышение температуры вызывает в них меньшее и более постепенное падение вязкости. Нефтяная техника поэтому вырабатывает, помимо чисто нефтяных продуктов, также и смешанные, и практика во многих случаях показывает их ценность. [c.223]

    Нефтяные алкиларилсульфонаты получают при обработке различных нефтяных фракций олеумом. Нередко они образуются попутно при деароматизации смазочных масел олеумом. Алкилароматические углеводороды, содержащиеся в нефтяных маслах, разнообразны по строению (по длине и числу алкильных групп и наличию конденсированных ядер), поэтому полученные из них сульфэнаты являются сложной смесью веществ. В зависимости от срсдней молекулярной массы исходного масла сульфокислоты могут быть водо- или маслорастворимыми. [c.333]

    В зависимости от назначения и области применения различают следующие группы нефтепродуктов 1) топлива — авиационные и автомобильные бензины, тракторный керосин, реактивное топливо, дизельное и котельное топлива 2) растворители — бензин экстракционный, бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности, бензин-растворитель для резиновой промышленности 3) керосины осветительные 4) смазочные масла — индустриальные, масла для двигателей внутреннего сгорания (авиационные, автотракторные, дизельные, моторные), для паровых машин (цилиндровые), турбинные, компрессорные, трансформаторные, судовые и др. 5) твердые и полутвердые углеводороды — вазелин, парафин, церезин, петролатум 6) нефтяные битумы 7) нефтяные кислоты и их производные — мылонафт, асидол, сульфокислоты, жирные кислоты 8) консистентные смазки — солидолы, консталин, вазелин технический, смазки специального назначения 9) разные нефтепродукты — бензол, толуол, ксилолы, нефтяной кокс, присадки и др. [c.31]

    Одно из наиболее перспективных направлений применения процесса карбамидной депарафинизации — получение товарных нефтяных парафинов различных сортов, дальнейшее использование и переработка которых могут осуществляться по нескольким направлениям. В начале промышленного внедрения процесса карбамидной депарафинизации выделяемый мягкий парафин использовали в качестве сырья для термического крекинга. Несколько более квалифицированным можно считать использование его в качестве компонентов топлив для реактивных двигателей — когда после компаундирования выдерживаются требования по температурам застывания, помутнения и т. д. Наиболее правильно использовать мягкие парафины в нефтехимических производствах. Например, мягкие парафины после соответствующей очистки можно окислять до жирных кислот или жирных спиртов, крекировать или дегидрировать с получением непредельных соединений, сульфохлорировать с получением моющих веществ типа алкилсульфонатов, хлорировать с получением присадок к смазочным маслам, пластификаторов, средств пожаротушения и т. д. На основе мягких парафинов можно производить различные растворители без запаха, применяемые при приготовлении некоторых лаков, красок и защитных покрытий, а также в фармацевтической и парфюмерной промышленности. Можно также использовать мягкие парафины при производстве инсектицидов, не имеющих запаха, для сельского хозяйства и особенно для бытовых нужд, при изготовлении некоторых типографских красок горячей сушки и т. д. Однако шире всего парафины будут применяться при производстве синтетических жирных кислот и синтетических жирных спиртов, а также при производстве белково-витаминных концентратов. Целесообразность производства парафина различных сортов (в том числе мягкого) на базе существующих нефтеперерабатывающих заводов с последующей переработкой этих парафинов освещается в ряде работ [204, 205 и др.]. [c.131]

    Интересный процесс алкилирования был осуществлен на одном из французских заводов. В качестве сырья здесь применялись газойль процесса Фишера-Тропша, бензол и дихлорэтан. Сначала в одном из аппаратов хлорировался газойль, затем в другом аппарате конденсировался дихлорэтан с бензолом в симметричный дифенил-этан в присутствии А1С1з и, наконец, в третьем аппарате также в присутствии А1С1з шло алкилирование дифенилэтана хлорированным газойлем. Получаемые таким путем масла в качественном отношении сходны с обычными нефтяными маслами [12, 17]. Синтез смазочных масел путем алкилирования нафталина был детально описан также Г. Кольбелем [25]. [c.401]

    При высоких и продолжительных нагрузках граничный слой смазочного материала не предохраняет металл от разрушения. На нем появляются царапины, происходят схватывание и задир значительных участков поверх1Ности. Трение без задира обеспечивается при химическом модифицировании (пластифицировании) тонкого поверхностного слоя металла, который подвергается износу и разрушению. Химическая активность природных веществ, содержащихся 1в нефтяных маслах, низка для формировадия такого модифицир01ва1нного слоя металла. Поэтому для обеспечения нормальной работы узлов трения при тяжелых режимах в масла необходимо вводить серо-, фосфор- и хлорорганические соединения. [c.33]

chem21.info

Нефть и смазочные масла - Справочник химика 21

    Церезином называется Микрокристаллический парафин, получаемый при очистке озокерита и ранее добывавшийся только из этого сырья. Тер- I мин нефтяной церезин относится к такому же микрокристаллическому Парафину, выделяемому из нефти. Минерал озокерит, несомненно, получившийся из нефти, церезин из озокерита и микрокристаллический парафин из нефти, по-видимому, имеют в основном один и тот же состав, ту же структуру и те же физические и химические свойства, Петролатумом обычно называют сырой микрокристаллический парафин, содержащий масла. Процентное содержание масла в сыром петролатуме изменяется в широких пределах в зависимости от процесса производства очень мягкий, низкоплавкий, очищенный петролатум, обычно продаваемый для фармацевтических целей, готовят из очищенного петролатума с добавлением высоко-очищенного смазочного масла или белого медицинского масла. [c.41]     В то же время фракционный состав исходных. масляных фракций (основы масел) является одним из основных способов регулирования пх качества [56]. Регулирование нижнего предела выкипания масел и содержания в них более легких фракций исключает возможность испарения масел в рабочих условиях. Регулирование фракционного состава основы масел по верхнему пределу выкипания в сочетании с применением вязкостных присадок позволяет практически из всех нефтей получать смазочные масла улучшенного качества ло вязкостно-температурным характеристикам и нагарообразующей способности, а последующее добавление присадок — и по всем другим свойствам. [c.184]

    Парафин (микрокристаллический из средневосточной нефти) Смазочные масла Р1 (0,74%)—Р (0,39%)—С1 (0,29%) 71 бар, 427° С, 1 ч- 660 л Н /м сырья [1737] [c.429]

    Нефть, смазочные масла, топливо [c.60]

    Шестерни насоса смачиваются перекачиваемой средой. Эта же среда смазывает и подшипники, которые в насосах серийного изготовления монтируются внутри корпуса. Вследствие этого шестеренчатые насосы допускают перекачку только тех жидкостей, которые обладают смазывающей способностью, не содержат абразивных веществ и не вызывают коррозии рабочих деталей. К таким жидкостям относятся, например, нефть, смазочные масла, мыльные растворы, купоросное масло. [c.55]

    Высшие фракции нефти — смазочные масла Предварительное гидрирование среднего масла Креозотовое масло — бензин........ .  [c.391]

    На сложных заводах получают из нефти смазочные масла. И вот готовое масло часто издалека доставляется к вам, уважаемый товарищ В ваших руках оказывается судьба и чудесного по своим свойствам масла, и замечательных машин. [c.166]

    Направление научных исследований нефть, смазочные масла разработка методов очистки сырой нефти и жидких топлив инженерные исследования в области металлургии проблемы коррозии в эксплуатации контрольно-измерительных приборов и электронно-вычислительной техники. [c.183]

    По электроизолирующим свойствам пербунан является полупроводником. Он весьма стоек по отношению к нефти, смазочным маслам и многим органическим растворителям. Вулканизаты его лучше вулканизатов натурального каучука противостоят действию повышенных температур, обладая хорошим сопротивлением истиранию и старению. [c.339]

    Гидриро- вание (процесс ИГ) Каменный уголь, бурый уголь, смола, нефть Газоль, авиабензин, автобензин, дизтопливо, смазочные масла, парафин 400—500 200—750 Сульфиды металлов (Ре, Мо Шо) 0,1 [c.95]

    Исходным сырьем для получения масел служат мазуты — остатки от прямой перегонки нефтей. Основным способом переработки мазута на смазочные масла является фракционная перегонка. При этом из более легкокипящих фракций мазута получают маловязкие смазочные масла, получившие общее название дистиллятных. [c.135]

    Выдающийся русский ученый Д. И. Менделеев [1] еще в восьмидесятых годах прошлого столетия указывал на нецелесообразность использования нефти только как жидкого топлива. По мнению Д. И. Менделеева, из нефти можно получать ие только керосин и смазочные масла, но ее следует рассматривать как сырье для органической химической промышленности. Надо отметить, что дальнейшее развитие науки о химии нефти и ее практическое приложение полностью оправдали предсказания Д. И. Менделеева. [c.107]

    В настоящее время азотистые соединения, выделяемые из нефти и продуктов ее переработки, практически не используются. Лишь незначительная часть азотистых соединений находит применение в качестве ингибиторов к смазочным маслам и крекинг-топливам, а также как составная часть инсектисидов. Большая же часть этих исключительно интересных и важных соединений уничтожается. [c.42]

    Проблема разделения нефтяных газов, бензинов и в некоторой степени легких газойлей на индивидуальные углеводороды вполне разрешима. Большой прогресс в этом направлении был достигнут в течение последних 20 лет, особенно благодаря систематическим исследованиям, проведенным Национальным бюро стандартов 29 (а) (Проект 6 Американского нефтяного института). Для высококипящих фракций, включая смазочные масла, состоящих из большого числа различных комплексных и совершенно неизвестных углеводородов и других компонентов, эта проблема представляется почти безнадежной. В настоящее время определение и разделение различных классов углеводородов позволяют только приблизиться к познанию химической структуры высокомолекулярных углеводородов, присутствующих в нефти. [c.11]

    Дополняя книгу преимущественно новейшими литературными данными 1931 и 1932 гг. (а частично и 1933—34 гг.), мы намеренно оставили без внимания главы, не затронутые аштором (происхождение нефти, смазочные масла и т. д.), не желая увеличивать и без того значительный объем книги. [c.5]

    Весьма важным признаком является содержание в нефти парафина. Различают парафинистые нефти (парафина более 2—3%), слабопарафинистые и беспарафиновые. К парафинистым относятся нефти восточных районов и парафинистые грозненские и сурахапские нефти. Смазочные масла и дизельное топливо, полученные из парафинистых нефтей, должны быть подвергнуты депарафинизации. [c.30]

    Дистиллят ромашки некой нефти Смазочные масла NiO—М0О3 (промышленный) жидкая фаза, = = 100 бар, 400—435° С, 0,5—2 3188] [c.179]

    Определение содержания серы в нефтях, смазочных маслах, котельных топливах, гудронах и других тяжелых нефтепродуктах чхуществляется способами второй группы. [c.275]

    С. Углеводы, аминокислоты, белки. D. Алициклические соединения. Е. Производные бензола. F. Конденсированные карбоцикли-ческие соединения. G. Гетероциклические соединения. Н. Алкалоиды. I. Терпены. J. Стероиды. 11. Биологическая химия. А. Общие вопросы. В. Методы. С. Микробиология. D. Ботаника. Е. Питание. F. Физиология. G. Патология. Н. Фармакология. I. Зоология. 12. Пищевые продукты. 13. Химическая промышленность и различные химические продукты. 14. Вода. Сточные воды. 15. Почва. Удобрения. 15А. Инсектициды и стимуляторы роста. 16. Ферментативная промышленность. 17. Фармацевтическая химия. Косметика. Парфюмерия. 18. Технология неорганических веществ. 19. Стекло, керамика, эмали. 20. Цемент, бетон и другие строительные материалы. 21. Топливо и продукты пиролиза. 22. Нефть, смазочные масла, асфальт. 23. Целлюлоза, лигнин, бумага—продукты древесины. 24. Взрывчатые вещества. 25. Красители. Текстильная химия. 26. Краски, лаки, чернила. 27. Жиры, масла, воск, детергенты. 28. Сахар, крахмал, камеди. 29. Кожа. Клей. 30. Каучук и другие эластомеры. 31. Синтетические смолы и пластики. [c.46]

    Остатки влаги, не выделяемые сепаратором, тем меньше, чем м еньше воды в первичном продукте до очистки (т. е. в нефти, смазочных маслах и т. д,). [c.462]

    Основным процессом переработки нефти является ее разгонка на отдельные фракции. Ваишейшимп фракциями являются бензиновая, выкипающая в пределах 20—200 , керосиновая — в пределах 175—275°, газойль разного рода, кииящрхй в интервале температур от 200 до 400° и смазочные масла, выкипающие в пределах 300—500°. Отдельные фракции могут подвергаться дальнейшему разделению в целях получения специальных продуктов — петролейного эфира, бензина-растворителя, медицинского бензина и т. д. [c.16]

    Пер и-онка нефти вначале проводится при нормальном давлении последней фракцией этой стадии процесса является газойль. Получающийся остаток далее разгоняется под вакуумом. Первой фракцией разгонки под вакуумом является газойль, последние фракции представляют собой смазочные масла. Остаток от перегонки нефти может быть различным в зависимости от природы нефти. Нефти нафтенового основания дают асфальтсодержащий остаток остаток нефти парафинового основания представляет собой смесь высоковязких углеводородов, используемый для получения смазочных масел (брайтстоков). [c.17]

    Представляют интерес флуоресцирующие вещества для смазочных масел. Природные смазочные масла из нефти почти все обнаруживают способность к флуоресценции, а именно они имеют красный цвет в проходящем свете и зслсновато-синий в отраженном. Характер флуоресценции находится в определенной связи с качеством смазочного масла. Сейчас известно, что многие полициклическис ароматические углеводороды, алкилированные высокомолекулярными олефинами в присутствии относительно большого количества безводного хлористого алюлгания, дают алкилат, добавление которого в количество 0,1 —0,2% вес. к нефлуоресцирующим маслам сообщает им зеленовато-синюю флуоресценцию в проходящем свете. [c.227]

    Кислоты, представляющие наибольший промышленный интерес, содер-я атся в керосиновых и газойлевых фракциях нефтей. Молекулярный вес их лежит в пределах 180—350. Их свинцовые, кобальтовые и марганцевые соли хорошо растворимы в маслах и применяются в качестве агентов, ускоряющих сушку лаков. Нафтенат медп применяется для консервации древесины, нафтенаты кальция и алюминия — в качестве присадок к смазочным маслам. Нафтеновые кислоты с 14—30 атомами С в молекуле во многих отношениях ведут себя подобно жирным кислотам с прямой ценью [7]. [c.275]

    Действие дегтрсссорных присадок в разных маслах неодинаково. Смазочные масла нз нефтей парафинового основания обладают большей приемистостью к добавкам парафлоу. Правда, при промышленном производстве опи должны бFJlть денарафинированы, т, е. не доллснижает температуру застыва-1ШЯ на 7—8°. [c.244]

    При бурении кроме буровых сточных вод образуются отработанные буровые растворы и буровой шлам. Они также содержат значительное количество разнообразных химических реагентов, используемых для приготовления н обработки буровых растворов. Отработанный буровой раствор исключается из технологических процессов бурения скважин и подлежит утилизации нли захоронению. Буровой шлам — смесь выбуренной породы и бурового раствора, удаляемая из циркуляционной системы буровой различными очистными устройствами. Буровой раствор, содержащий токсичные химические реагенты, смешиваясь с буровыми сточными водами, загрязненными нефтью, нефтепродуктами, отработанными смазочными маслами и др., и попадая в открытые водоемы, образует весьма стойкие, неот-стаивающиеся суспензии. [c.193]

    Сырая нефть, мазут, га-3011ль, лигроин, стабильный бензин, смазочные масла, дизельное топливо (при 10— [c.19]

    Очень важные выводы о структуре колец в смазочных маслах сделаны Россини и сотрудниками [16, 23, 27] в результате обширных исследований нефти Понка. Масляное сырье было получено из сырой нефти в количестве 10%, твердый парафин бш удален при температуре —18° хлористым этиленом. После удаления парафинов продукт был экстрагирован при 40° жидкой двуокисью серы. Рафинат (нерастворимый в двуокиси серы) был обработан силикагелем для получения части продукта, бесцветного как вода, и части продукта, адсорбированного силикагелем. Экстракт после обработки двуокисью серы был дополнительно обработан при температуре —55° петро-лейным эфиром, при этом получились и продукт, растворимый в петро-лейном эфире, и асфальтеповая часть, остающаяся в растворе двуокиси серы.  [c.30]

    Липкин и Куртц [18], а также Липкин, Мартин и Гоффэкер [19], исходя из данных о плотности циклопарафиновых фракций (освобожденных от ароматики) смазочных масел, вычислили отношение числа цикло-гексановых колец к числу циклопентановых колец. Плотности циклогексановых и циклопзнтановых углеводородов одного и того же молекулярного веса заметно отличаются между собой, и поэтому это отношение может быть вычислено из плотности циклопарафиновых фракций, содержащих оба эти типа углеводородов. Липкин и Куртц нашли, что приблизительно половина или даже больше половины циклопарафиновых колец в смазочных маслах из нефти Понка и некоторых других нефтей представляет собой циклопентаны. Липкин и сотруднР1КП определили таким методом отношение числа циклогексановых колец к числу циклопентановых колец дпя пяти узких (при 37,8°) фракций из нефти месторождения Вебстер (Тексас) и нашли, что это отношение изменяется в широких пределах от 4 1 и до 1 9 в зависимости от пределов выкипания и указывает на преобладание циклогексановых колец в одних фракциях и циклопентановых колец в других. Следует отметить, что эти расчеты были сделаны в предположении, что нефть содержит только циклопентановые и циклогексановые кольца. [c.33]

    Пенсильванская нефть представляет собой классический тип парафи-нистой нефти. Так как этой нефти добывалось больше всего, то она и была выбрана в качестве основы для сравнения [6, 18]. Эта нефть не содержит или почти не содержит асфальтовых компонентов, сера и азот содержатся только в виде следов, цвет со светлый, она обладает приятным запахом и малым удельным весом — около 0,810. Общий выход бензиновых и керосиновых фракций достигает 60%. Из нефти получаются более высококипящие фракции, а также парафин, выделяемый из остатка, петролатум и смазочные масла, обладающие относительно пологой температурной кривой зшзкости и высокой температурой кипения при данной вязкости. Переработка этой нефти сравнительно проста ввиду отсутствия в ней нежелательных примесей. Несмотря на то, что в настоящее время добыча ее незначительна (составляет 1% от общей добычи в США), эта нефть имеет весьма большое значение как сырье для высококачественных масел. [c.53]

    Для мид-континентских нефтей характерны некоторые региональные различия. Нефти Оклахомы-Канзаса, часто рассматриваемые как классические мид-континентские нефти, содержат значительные количества бензиновых фракций (от 25 до 40%) и немного серы (от 0,2 до 0,4%) и асфальтенов (содержание кокса в остатках от 3 до 6 %), поэтому из них может быть получено очень вязкое смазочное масло. Канзасские нефти содержат больше серы и менее парафинисты нефти из Северного, Центрального и Восточного Тексаса более парафинисты и содержат меньше серы. С другой стороны, нефти из Западного Тексаса и Панхендл-Тексаса типичны по содержанию серы (более 1,5 %) и могут быть отнесены к промежуточному гипу. [c.53]

    В месторождениях прибрежной низменности Мексиканского залива (область Голфа) в течение 50 лет добывается нефть промежуточно-нафтенового основания, большого удельного веса, с низким содержанием бензиновых фракций, с малым содержанием или без твердых парафинов и с высоким выходом дистиллятных смазочных масел с большим содержанием нафтеновых углеводородов. Тяжелые фракции и остатки часто содерн ат значительное количество асфальтеновых веществ и используются как котельное топливо [17, 34, 41]. Существуют, однако, исключения так, иногда нефть из более глубоких горизонтов обладает малым удельным весом, содержит много бензиновых фракций и некоторое количество серы [33, 34]. Эта нефть представляет собой сырье дпя получения прямо генного бензина с высоким октановым числом, являющегося компонентом для смешения. Смазочные масла, свободные от твердых парафинов и имеющие низкую температуру застывания, обладают значительными преимуществами, пока не будут разработаны методы дспарафинизации высоковязких фракций парафинистых нефтей. В 1952 г. в области Голфа было добыто 22%. всей добычи в США и 11% мировой добычи. [c.54]

    Нефти Калифорнии географически разделяются на три основных класса [21, 25, 27]. Нефти бассейна Лос-Анжелоса, нефти прибрежной 1Н13менности севернее и западнее Лос-Анжелоса и нефти в долине Сан-Жоакин севернее Лос-Анжелоса. Последнее месторождение дает нефть, которую рассматривают как типичную калифорнийскую нефть. Она содержит мало бензина и твердых парафинов, обладает высоким удельным весом (0,934) и содержит значительное количество асфальтовых веществ. Бензин имеет высокие октановые числа (большое содержание нафтенов) из некоторых нефтей могут быть получены смазочные масла с низкой температурой застывания. [c.54]

    В Колумбии [21, Перу, Аргентине [32, 17а, 43] и Тринидаде в течение нескольких лет добывалось сравнительно мало нефти. Нефть Колумбии похожа на легкую нефть из долины Сан-Жоакин в Калифорнии. Содержание бензиновых фракций в этой нефти составляет около 10 %, отсутствие твер.цых парафинов позволяет получать из нес смазочные масла с низкой температурой застывания. Перуанская нефть обладает низким удельным весом, содержит более 40% бензиновых фракций и очень незначительные количества серы. Несколько продуктивных площадей имеется в Аргентине наиболее продуктивные месторождения дают тяжелую нефть промежуточного типа с содержанием бензиновых фракций не выше 10%. Другие месторождения дают болео легкие нефти среди них имеются нефти парафинового основания некоторые типы нефтей могут быть использованы для получения смазочных масел. В Тринидаде большинство добываемых нефтей смешанного основания и напоминают нефти Калифорнии. Бензин, получаемый из этих нефтей, обладает высоким октановым числом это согласуется с тем, что керосиновые дистилляты содержат такой высокий процент ароматических углеводородов, что требуется очистка экстракцией растворителями. Среди добываемых нефтей существуют некоторые различия, одна напоминает нефть из месторождения Понка Сити (Оклахома) с содержанием бензиновых фракций 32%. Все четыре страны вместе добывают около 2,0% мировой добычи. [c.56]

chem21.info

Нефтяные смазочные масла - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Нефтяные смазочные масла

Cтраница 1

Нефтяные смазочные масла меньше влияют на резину, чем масла синтетические, для которых подбирают специальные маслостойкие резины.  [2]

Нефтяные смазочные масла в процессе эксплуатации подвергаются физико-химическ им изменениям, стареют и становятся непригодными для дальнейшего применения.  [3]

Нефтяные смазочные масла также способны окисляться и при этом становятся непригодными для выполнения своего - назначения. В целях предотвращения такого ухудшения свойств смазочных материалов производится тщательный отбор сырья и его переработка, а также вводятся в масла различные добавки. Процесс окисления смазочных масел и его ингибитирования согласно компетентному мнению ряда авторов [29,126] во многом отличается от ранее рассмотренных процессов окисления.  [4]

Нефтяные смазочные масла являются важнейшим сырьем для получения промышленных сульфонатов.  [5]

Нефтяные смазочные масла зачастую уже не удовлетворяют повышенным требованиям, предъявляемым к смазке, и во многих случаях заменяются высококачественными синтетическими маслами. В результате большого числа исследований в области изыскания смазочных материалов, обладающих комплексом нужных качеств, в технике получили признание углеводородные синтетические масла, фторугле-родные и фторхлорутлеродные масла, силиконы, сложные эфиры двуосновных карбоновых кислот и сложные эфиры многоатомных спиртов, полиалкиленгликоли и некоторые другие.  [6]

Нефтяные смазочные масла: дестиллаты, получаемые из сырой нефти путем фракционной перегонки, по удалении бензина, керосина и масел, не соответствующих по качеству заданному сорту, рафинады, очищаемые путем фильтрации и обработки кислотами, или же масла из нефтяных остатков, получающихся в результате процесса перегонки.  [7]

Нефтяные смазочные масла играют господствующую роль в технике, и, несомненно, что это положение сохранится на далекое будущее. Они дешевы, их производство хорошо обеспечено сырьевыми ресурсами и они вполне удовлетворяют большинству предъявляемых им требованиям. Однако во многих случаях нефтяные масла не могут полностью обеспечить необходимых условий смазывания или вообще оказываются непригодными. В связи с этим продолжают интенсивно развиваться работы по улучшению качества нефтяных масел путем разработки для них новых типов более эффективных присадок и совершенствования процессов получения смазочных масел.  [8]

Нефтяные смазочные масла меньше влияют на резину, чем масла синтетические, для которых подбирают специальные маслостойкие резины.  [10]

Нефтяные смазочные масла и консистентные смазки, наряду с топливными продуктами, являются важнейшими нефтепродуктами и вырабатываются в очень большом ассортименте, охватывающем широкий диапазон вязкости и других эксплуатационных свойств. Основное назначение нефтятшх масел и консистентных смазок заключается в снижении трения между твердыми поверхностями движущихся частей самых разнообразных механизмов, станков, двигателей, машин и предотвращении износа материала этих частей. Это достигается тем, что сухое трение металлических поверхностей заменяется при наличии смазки трением слоев вязкой жидкости между собой. Сила сцепления между молекулами материала трущейся поверхности и молекулами смазки превышает силу взаимного сцепления молекул самого масла. Поэтому на поверхности металла образуется прочный слой смазочного материала, что и исключает возможность сухого трения и намного уменьшает механический износ деталей. Следовательно, при наличии хорошей смазки энергетические затраты на преодоление трения резко уменьшаются. Кроме того, смазочные масла играют роль охлаждающего агента.  [11]

Все нефтяные смазочные масла обладают свойством флуоресценции. В зависимости от происхождения масла показывают синюю или зеленую флуоресценцию, в проходящем свете они имеют красноватую, в отраженном свете - синюю окраску. В торговле без всяких оснований связывают цвет флуоресценции с качеством смазочного масла. Масла с синей флуоресценцией считают плохого качества, а с зеленой - хорошего.  [12]

Все нефтяные смазочные масла обладают свойством флуоресценции. В зависимости от происхождения масла показывают синюю или зеленую флуоресценцию, в проходящем свете они имеют красноватую, в отраженном свете - синюю окраску. В торговле без всяких оснований связывают цвет флуоресценции с качеством смазочного масла. Масла с синей флуоресценцией считают плохого качества, а с зеленой - хорошего.  [13]

В зарубежной технике нефтяные смазочные масла используются в двигателях дозвуковой реактивной авиации, в которых температура масла не превышает 140 - 150 С. Для сверхзвуковой авиации требуются масла, способные работать до 200 - 250 С и выше. У перспективных двигателей эта температура повышается до 400 - 450 С. Такие требования могут обеспечить только синтетические масла, а также газообразные и твердые смазки. Основным недостатком этих продуктов является способность их разрушать резину, что требует разработки специальных сортов резины. Антиокислительную стабильность полигликолей нужно улучшать добавлением присадок.  [15]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru

Производство смазочных масел. Технология производства масла

Производство смазочных масел
Производство смазочных масел

Производство смазочных масел. Базовое, минеральное, полусинтетическое и синтетическое масло. Технология производства масла

Каждое смазочное масло является композицией, состоящей из:

- Базового масла - Присадок

Количество, вид взаимные пропорции этих компонентов свидетельствуют о классе качества и классе вязкости производимого смазочного масла. В современных смазочных маслах количество присадок составляет от 5 до 30%, остальную часть составляет базовое масло. Существует два основных источника происхождения базовых масел, которые являются основными компонентами смазочных масел:

- минеральные базовые масла, происходящие из переработки нефти - синтетические базовые масла, полученные путем химического синтеза

В группе минеральных масел, полученных в процессе переработки нефти, необходимо выделить две категории базовых масел:

- Конвенциональные масла, полученные согласно классической технологической схеме, основанной на постепенной очистке предварительно выделенных масляных фракций (без изменения химической структуры элементов, образующих масляную базу) - Неконвециональные масла, полученные также из нефти, однако при использовании других, чем в классическом методе технологических схем (с изменением химической структуры углеводородов, например гидрокрекинг).

На сегодняшний день около 85% выпускаемых в мире базовых масел производится методом классической очистки. Другим источником конвенциональных масляных баз являются продукты полученные путем химического синтеза, в результате чего получаются соединения с одинаковой химической структурой и со свойствами смазочных масел. В результате соответствующего сопоставления этих элементов с базовыми минеральными маслами и присадками, получаются полусинтетические масла или синтетические масла без минеральной основы.

С химической точки зрения компоненты полусинтетических и синтетических масел это:

- Полиальфаолефины - Сложные эфиры - Полиэфиры - Другие

Технология производства масла

Нефть – это смесь углеводородов. В результате технологических процессов, используемых на нефтеперерабатывающих заводах, происходят две основные операции:

- Разделение нефти (путем перегонки) на отдельные фракции - Очистка (рафинирование) отдельных фракций нефти с целью придания им (возможных при использовании этого способа) эксплуатационных свойств.

Конечной фазой производства смазочных масел является «облагораживание» соответственно рафинированных фракций нефти, в результате чего получаются конечные продукты (бензин, дизельное топливо, смазочные масла, асфальты). Классической схемой производства смазочных масел, согласно которой производится 85% смазочных средств в мире является комплекс промышленных установок, созданных для производства смазочных масел. В состав комплекса установок по производству базовых масел включены:

- Установка атмосферной перегонки, где происходит разделение нефти на отдельные фракции - Установка вакуумной перегонки, которая разделяет атмосферные остатки на масляные фракции - Установка деасфальтизации пропаном выделяет из вакуумных остатков тяжелое масло - Установка очистки фурфуролом, предназначена для выделения ароматических соединений из дистиллятов и деасфальтизата - Установка растворительной депарафинации выделяет парафиновые соединения с целью уменьшения температуры текучести - Установка гидроочистки, где смазочное масло окончательно очищается от гетеросоединений содержащих в молекуле кислород, серу, азот, которые ухудшают качество смазочного масла

В результате переработки нефти в перечисленных выше производственных установках получаются базовые масла. Путем смешивания соответствующих базовых масел с присадками получаются готовые смазочные масла. Такая операция происходит в следующей производственной установке, так называемой блендинговой, которая является последней установкой в процессе производства смазочных масел.

Производство моторных масел SRS (Germany)

skomaren.blogspot.ru


Смотрите также