FAQ. Ставка ндс на нефть


Ставки НДС - Бухгалтер-С

Существует несколько налоговых ставок, которые могут применяться налогоплательщиками.

  1. При продаже следующих товаров можно применять ставку, равную 0%:
    • товары, которые были вывезены с территории РФ при проведении процедуры экспорта, а также те товары, которые размещаются под таможенную процедуру свободной зоны таможни;
    • услуги, оказываемые по перевозке товаров между различными странами. Это может осуществляться с помощью совершенно любого транспорта, такого как морские и речные суда, воздушные суда, автотранспорт, а также суда смешанного плавания и железнодорожный транспорт. При этом пункт отправления транспорта или назначения должны находиться за пределами России:
    • работы или услуги, которые осуществляются или оказываются специальными компаниями трубопроводного транспорта нефти по:
      1. перевозке нефти или иных нефтепродуктов, причем здесь никакой роли не играет дата помещения данных продуктов под таможенную процедуру, которая осуществляется из пункта направления, находящегося на территории России до ее границы для дальнейшей транспортировки продуктов с помощью трубопроводного транспорта на территорию другой страны, или же до морских портов РФ, из которых после этого будет осуществляться вывоз продуктов за территорию России с помощью морского транспорта, или до пункта слива или налива, а также перегрузки или перевалки на другие разновидности подходящего транспорта, к числу которого можно отнести трубопровод, причем этот пункт должен находиться в пределах РФ, а после этого нефть или нефтепродукты вывозятся за границу РФ с помощью различного вида транспорта;
      2. перевалке нефти и иных продуктов или их перегрузки, причем эти продукты должны транспортироваться за пределы России, а это может происходить в речных или морских портах, причем здесь не играет какой-либо роли дата, на которую они были размещены под таможенную процедуру. Перевалкой называется процедура, при которой осуществляется погрузка продуктов или их выгрузка, а также налив и слив, маркировка и упаковка, сортировка или же транспортировка в пределах речного или морского порта. Также сюда относится накопление грузов и их приведение в необходимое для транспортировки состояние, крепление или сепарация. Компании трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов – это российские фирмы, которые работают в области транспортировки нефти и нефтепродуктов, для чего применяются трубопроводы;
    • услуги, относящиеся к перевозке природного газа с помощью трубопроводного транспорта, причем он должен вывозиться за границу РФ или ввозиться на ее территорию, а также сюда входят услуги, связанные с перевозкой или ее качественной организацией природного газа с помощью трубопроводного транспорта, который ввозится в Россию для дальнейшей переработки в пределах РФ. Организация перевозки природного газа с помощью трубопроводного транспорта представляет собой уникальную услугу, которая оказывается владельцами данного транспорта, а для этого составляется и подписывается соответствующий договор;
    • услуги, которые оказываются специальными компаниями, специализирующимися на управлении электрической сети России и которые связаны с передачей по этой сети электрической энергии, причем ее поставка должна выполняться из электроэнергетической системы РФ в электроэнергетические системы других стран;
    • работы и услуги, которые осуществляются и оказываются российскими компаниями (кроме фирм, работающих с трубопроводным транспортом) в морских портах или речных, а также которые связаны с перевалкой товаров или их хранением, причем эти товары должны быть предназначены для перемещения в другие страны через границу РФ, а в их сопроводительных документах должны быть прописаны пункты отправления и назначения;
    • работы и услуги, относящиеся к переработке тех товаров, которые помещаются под таможенную процедуру переработки на территории таможни;
    • услуги, относящиеся к предоставлению железнодорожного транспорта или контейнера, причем они должны оказываться российскими компаниями или ИП, которые имеют в распоряжении железнодорожный транспорт или контейнер на праве аренды (или лизинга) или собственности, для транспортировки данным транспортом или в контейнере товаров на экспорт или продуктов для переработки, причем пункт отправления товаров и пункт их назначения должны располагаться в России;
    • работы или услуги, которые осуществляются и оказываются компаниями, специализирующимися на внутреннем водном транспорте, относящиеся к товарам, вывозимым в процедуре экспорта при их транспортировке на территории РФ из пункта отправления в пункт перегрузки или выгрузки на суда смешанного плавания, на морские суда или иные виды судов;
    • работы или услуги, которые связаны с транспортировкой товаров, которые находятся под процедурой таможенного транзита, или с транспортировкой иностранных товаров от органа таможни в месте прибытия на территории России до органа таможни в месте убытия с территории России.
    • услуги, связанные с перевозкой пассажиров или крупногабаритного багажа, а при этом пункт отправления или пункт назначения должны находиться за границей России, а также все перевозки должны оформляться в соответствии с требованиями единых международных документов;
    • товары, работы или услуги, которые используются в космической сфере;
    • драгоценные металлы, которые добываются зарегистрированными налогоплательщиками, сфера деятельности которых напрямую связана с добычей этих металлов или с производством изделий, содержащих эти металлы, причем направляются эти металлы и изделия Гос. фонду драгоценных металлов и камней РФ или субъектов России, а также ЦБ РФ и другим банкам;
    • товары, работы или услуги, которые необходимы для пользования зарубежными дипломатическими представительствами или иными представительствами, которые приравниваются к дипломатическим, а также для личного пользования административно-технического и дипломатического персонала и их семей, причем персонал должен работать в данных организациях;
    • припасы, которые были вывезены за пределы РФ, причем припасами является топливо и иные материалы, являющиеся горюче-смазочными и необходимыми для оптимального использования морских и воздушных судов, а также судов смешанного типа;
    • работы, осуществляемые перевозчиками РФ с помощью железнодорожного транспорта:
      1. по перевозке эскортируемых товаров с территории РФ, а также транспортируемые продукты переработки;
      2. связанные с перевозкой товаров или с их перевозкой, причём стоимость данных услуг должна быть в полном размере написана в специальных перевозочных документах, которые составляются для экспортируемых товаров или продуктов переработки;
    •     - созданные суда, которые должны быть зарегистрированы в Российском реестре судов, а при этом нужно предоставлять в налоговую инспекцию соответствующие документы.
  2. Налоговая ставка в 10% используется во время продажи:
    1. Продовольственных товаров:
      • птица и скот;
      • мясо и мясные продукты, однако исключением здесь составляют вырезки и языки, сыровяленые, сырокопченые, фаршированные колбасные изделия, копчёности, созданные из свинины и телятины, говядины и птицы, а также балык, карбонат, ветчина, филея, окорок и шейка, бекон, язык заливной;
      • яйца и продукты из яиц;
      • маргарин;
      • молоко и молочные продукты, причем сюда же относится мороженое и все остальные продукты на его основе, однако не причисляется сюда мороженное, которое создано на основе плодов или ягод вместе с пищевым льдом;
      • соли;
      • мука;
      • различные виды круп;
      • растительное масло;
      • зерна и кормовые смеси, а также комбикорм и всевозможные отходы от зерен;
      • макаронные изделия;
      • масло, полученное из семян, а также продукты, полученные в результате переработки данных семян;
      • сахар, причем сюда же относится сахар-сырец;
      • овощи, причем сюда входит и картофель;
      • продукты для детей и диабетиков;
      • живая рыба, однако, сюда не входят ценные породы рыбы, такие как балтийский лосось, белорыбица, дальневосточной лосось, белуга, осетр, бестер, стерлядь, севрюга, форель, семга, кета, муксун, нельма, кижуча, омуль, чира, амурский и сибирский сига;
      • хлеб и иные хлебобулочные изделия, в число которых входят сдобные изделия, сухари и баранки;
      • морепродукты и рыбопродукты, причем сюда относится охлажденная и мороженая рыба, а также рыба, полученная с помощью различных видов обработки, сельдь и консервы, а также пресервы, однако исключение составляют деликатесные продукты, такие как икра осетровых рыб, лосося, белорыбицы, белуги, осетра, бестера, стерляди, севрюги, семги, х/к теши нельмы, кеты слабосоленой, спинки х/к, чавычи слабосоленой, мясо крабов, крабы варено-мороженые, спинка кеты, теши кеты, спинки муксуна, амурского и сибирского сига, омуля, чира х/к; пресервов филе – ломтиков балтийского лосося и дальневосточного:
    2. Товары для детей:
      • швейные изделия, предназначенные для детей, причем сюда же относятся изделия, созданные из натуральной шерсти кролика или овец, которые могут иметь вставки из кожи, причем все эти изделия должны быть созданы для новорожденных, детей ясельного возраста и дошкольного, детей средней и взрослой возрастной группы, а также сюда причисляется верхняя одежда, платья и костюмы, нательное белье, а также головные уборы;
      • игрушки;
      • пеналы;
      • пластилин;
      • коляски;
      • альбомы для рисования или черчения;
      • школьные дневники;
      • трикотажные изделия, предназначенные для новорожденных и детей, относящихся к ясельной, дошкольной, младшей и старшей возрастной группе, причем сюда же относится верхняя одежда, белье, чулочно-носочные изделия, перчатки, головные уборы и варежки;
      • счетные палочки;
      • детские кровати и матрацы;
      • школьные тетради и папки для них, а также обложки для тетрадей и учебников;
      • подгузники;
      • кассы, цифры, счеты, буквы и др.;
      • обувь, пинетки и другая обувь для детей различных возрастов, однако сюда не относятся спортивные изделия.
    3. Периодические печатные издания, однако, сюда не входят издания, которые имеют рекламный характер или эротический. Периодическое печатное издание представляет собой журнал или газету, а также к нему относится альманах и даже бюллетень и другие виды изданий, выпускающихся типографией и обладающих собственным уникальным наименованием, имеющим определенную нумерацию выпусков и выходящее в печать чаще, чем раз в один год. Периодическое печатное издание, являющееся рекламным, представляет собой издание, в котором реклама различных товаров, услуг или фирм превышает 40% от общего объема информации в одном номере печатного издания, выпущенным в продажу.
    4. Медицинские товары, которые могут быть произведены в России или за рубежом:
      • лекарства, причем сюда входят лекарственные средства, которые используются для осуществления медицинских исследований и всевозможные субстанции;
      • изделия, имеющие медицинское назначение.
  3. Налоговая ставка, ровняющаяся 18%, применяется во всех остальных случаях, которые невозможно причислить к другим вариантам.

www.buhgalter-s.ru

перечень, в каких случаях применяется

Применение ставки НДС 0% регламентируется главой 21 Налогового Кодекса РФ и в основном обусловлено проведением экспортных операций, а также предоставлением определенного перечня документов налогоплательщикам. Именно на их плечи ложится обязанность обосновать правомерность применения нулевой налоговой ставки НДС при помощи соответствующих документов.

В каких случаях ставка НДС 0%

ставка ндс 0

Согласно пункту 1 статьи 164 Налогового Кодекса РФ, ставкой НДС 0% при реализации облагаются:

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

  • Работы, которые оказываются организациями по ведению трубопроводного транспорта газа и нефти;
  • Товары, которые вывезены на экспорт или ввезены в свободную таможенную зону;
  • Услуги, связанные с международной перевозкой товаров;
  • Услуги по предоставлению в право аренды или собственности железнодорожного транспорта, подвижного состава или контейнеров для перевозки товаров через границу РФ;
  • Услуги, выполняемые организациями, зарегистрированными в РФ, в речных, морских портах по хранению либо перемещению товара через границы;
  • Экспорт электроэнергии;
  • Услуги по перевозке товара с пометкой таможенный транзит;
  • Услуги по переработки товаров, помещенных по предоставлению железнодорожного транспорта;
  • Товары космической деятельности;
  • Услуги, выполняемые для внутреннего водного транспорта;
  • Услуги по перемещению багажа и пассажиров за пределами РФ;
  • Драгоценных металлов, добытых или произведенных из лома и отходов;
  • Товаров для использования дипломатическими организациями или теми, кто приравнен к ним;
  • Припасы, покинувшие территорию РФ;
  • Услуги по перевозке экспортных товаров за территорию РФ;
  • Дерации продуктов переработки;
  • Услуги, связанные с транспортировкой дераций;
  • Услуги, связанные с перевозкой товаров из России в страны Таможенного Союза;
  • Услуги, связанные с транспортировкой товаров для иностранных государств;
  • Построенные суда, которые будут в обязательном порядке зарегистрированы в Российском международном реестре судов;
  • Товары, предназначенные для пользования международными организациями и их представительствами на территории России.

Также такая налоговая ставка может быть применена для товаров либо услуг, которые будут реализованы для официально и документально подтвержденного использования международными организациями либо же их представительствами на территории России. В таком случае компания-перевозчик и получатель освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость.

Точный список операций, который облагается ставкой 0% по НДС, определяется федеральным органом исполнительной власти. Все постановления в обязательном порядке проходят проверку в Министерстве Финансов РФ.

Перечень документов для нулевой ставки НДС

Если компания применяет ставку 0% по НДС, то она в обязательном порядке в течение 180 дней должна предоставить в налоговый орган перечень документов, который заявлен в статье 165 Налогового Кодекса РФ:

Перечень документов для подтверждения НДС 0%

Также к ним следует приложить налоговую декларацию за период, на который приходится день, когда собраны все документы.

Все операции, проведенные через ставку 0% по НДС, необходимо отображать в 4 разделе декларации по НДС. Если же организация проигнорирует это требование, то ей придется оплатить 10% или 18% прибыли в качестве налога, начисленного за период загрузки. При систематическом нарушении налогового законодательства компания может получить штраф либо же на время потерять доступ к расчетным счетам.

buhspravka46.ru

Верховный суд поддержал нефтетрейдеров в споре о налоговых льготах :: Финансы :: РБК

Верховный суд разрешил давний спор экспортеров и перевозчиков нефти о налоговых льготах — цена в контракте является окончательной независимо от последующих решений ФНС. Эксперты предрекают рост цен на перевалку экспортной нефти

Фото: Сергей Карпухин / Reuters

16 ноября Верховный суд (ВС) рассмотрел иск нефтяного перевозчика «Транснефть-терминал» (дочерняя структура «Транснефти») к компании «Порт Юнион Ойл Экспорт лимитед» о компенсации доначисленных налогов и вынес решение в пользу ответчика.

Суть дела заключалась в том, что ФНС доначислила ​истцу — «Транснефть-терминалу», который заключил с «Порт Юнион Ойл Экспорт лимитед» договор на перевалку нефти, НДС 18% к цене перевозки, и тот обратился в суд, чтобы возместить эти расходы за счет заказчика. ВС ему в этом отказал (резолютивная и мотивировочные части решения еще не обнародованы).

Третьими лицами, не заявившими самостоятельных требований, к процессу были привлечены нефтетрейдеры Gunvor SA и Litasco, а также «Роснефть» и «Газпром Нефтехим Салават», общие экономические интересы которых были затронуты в этом деле.

Решение Верховного суда, вставшего на сторону «Порт Юнион Ойл Экспорт лимитед», а также поддерживавших ее позицию трейдеров, считают опрошенные РБК юристы, приведет к тому, что теперь перевозчики будут крайне осторожно применять нулевую ставку НДС при транспортировке экспортируемой нефти.

Трехлетние тяжбы

Контракт между истцом и ответчиком был заключен несколько лет назад. Согласно ему, в 2012 году «Транснефть-терминал» производил перевалку дизельного топлива заказчика на терминале «Шесхарис» (Новороссийск). Нефтепродукты предназначались к отправке за рубеж, и к услугам перевалки стороны договорились применить ставку НДС 0% (ст. 164 НК). В результате они согласовали тариф в размере $10 без НДС за перевалку 1 т жидкого топлива. Общий объем услуг перевалки в рамках контракта составил более $15 млн. Для подтверждения права на льготу «Порт Юнион Ойл Экспорт лимитед» передал «Транснефть-терминалу» документы, подтверждающие фактический экспорт топлива (ст. 165 НК).

В 2014 году налоговая инспекция провела проверку «Транснефть-терминала». По ее результатам ФНС сочла, что компания не может подтвердить экспортный характер услуг документально, и доначислила налог в размере свыше $2 млн. «Транснефть-терминал» оспорил решение ФНС в суде, но проиграл.

Тогда компания решила попытаться компенсировать свои расходы за счет «Порт Юнион Ойл Экспорт лимитед». После двух лет тяжб кассационная инстанция в конце концов решила спор в пользу «Транснефть-терминала».

Но «Порт Юнион Ойл Экспорт лимитед» подал жалобу в Верховный суд. С аналогичной самостоятельной жалобой в ВС обратился в рамках этого же спора трейдер Gunvor SA, которого СМИ называли аффилированным с «Порт Юнион Ойл Экспорт лимитед».

Фото: Александр Натрускин / THI / Reuters

В границах кодекса

Налоговый кодекс содержит целый ряд условий, которые должны быть соблюдены, чтобы компания могла претендовать на нулевую ставку НДС при транспортировке предназначенной к экспорту нефти (ст. 164 и 165).

«Нулевая ставка применяется к услугам по транспортировке нефти, предназначенной на экспорт, — поясняет партнер TertychnyAgabalyan Марат Агабалян. — Но простого подтверждения, что нефть действительно вывезена за рубеж, недостаточно для использования льготы. Сделка должна соответствовать ряду критериев, установленных НК. Но эти критерии размыты и нечетки, соблюсти их сложно, а иногда и просто невозможно. Одна оплошность — и налоговая инспекция доначислит налог».

В случае с «Транснефть-терминалом» причиной решения ФНС о доначислении налога стало то обстоятельство, что терминал «Шесхарис», через который происходила перевалка нефти, находится за пределами Новороссийского морского порта. Между тем Налоговый кодекс определяет процесс перевалки следующим образом: «Под перевалкой в целях настоящей статьи понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта». Именно условие о границах ФНС и сочла невыполненным.

«Выиграть у ФНС в суде также очень сложно, — говорит Агабалян. — До решения ВС компании могли требовать у контрагентов возмещения убытков на основании решения ФНС о доначислении налога. Теперь Верховный суд закрыл эту возможность. Поэтому применять нулевую ставку перевозчики станут с крайней осторожностью».

Что давала льгота

Позиция нефтетрейдеров с самого начала состояла в том, что зафиксированная в контракте цена является окончательной, даже если впоследствии ФНС сочтет, что ставка НДС была сторонами определена неверно. «Грозная тень Налоговой службы незримо присутствует в зале и мешает судам», — заявил представитель «Порт Юнион Ойл Экспорт лимитед» в Верховном суде.

Применение ставки НДС 18% в контрактах на перевалку ведет к удорожанию общей стоимости транспортировки. Учитывая объемы рынка, речь может идти о внушительных суммах, считают эксперты. По данным сайта Ассоциации морских портов России, объем перевалки экспортных грузов в портах за четыре месяца 2017 года составил 197 млн т. Из этого количества более половины составляют нефть и нефтепродукты.

По оценке аналитика компании «Алор Брокер» Кирилла Яковенко, примерный объем вывезенных из России морем нефти и нефтепродуктов составит в 2017 году 350 млн т. При среднегодовой цене $52 за баррель нефти марки Brent выручку экспортеров можно оценить примерно в $130 млрд в год. Стоимость (с учетом перевалки) доставки этого объема экспортных нефти и нефтепродуктов в порт составит около $11,5 млрд, считает Кирилл Яковенко.

Схожим образом оценивает объем рынка старший директор EMEA FitchRatings Максим Эдельсон: «Стоимость транспортировки нефти и нефтепродуктов от нефтехранилища до порта может достигать 10% от экспортной цены сырья в зависимости от расстояний. Общий годовой объем услуг по отрасли оценивается минимум в $10 млрд без НДС. Несложно подсчитать, что применение льготного налогообложения позволяет участникам нефтяного сектора экономить более $1,5 млрд в год».

Победителей нет

Участвовавшие в судебном процессе в качестве третьих лиц нефтетрейдеры и экспортеры не ответили на запрос РБК о том, как решение под делу «Транснефть-терминала» повлияет на их интересы. В ФНС России тоже отказались давать ему оценку. «Это корпоративный спор между компаниями, ФНС России в нем не участвовала», — сообщили РБК в пресс-службе налогового ведомства.

Решение суда затрагивает экономические интересы всех компаний, участвовавших в процессе экспорта нефти — трейдеров, добывающие компании, перевозчиков, говорит юрист компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Екатерина Соколова. «НДС — косвенный налог, который компании выставляют друг другу по цепочке», — поясняет она. «Каждая компания, которая участвует в транспортировке сырья, добавляет к начальной стоимости услуг не только свою прибыль, но и НДС», — говорит руководитель группы разрешения налоговых споров Goltsblat BLP Александр Ерасов. При этом она начисляет налог с выручки и принимает к вычету сумму «входящего» НДС, уплаченную контрагентам-поставщикам. Разницу между двумя этими величинами компания уплачивает в бюджет.

В данном случае «Транснефть-терминалу» пришлось заплатить доначисленный налог из собственных средств. Соответственно, прибыль компании уменьшилась на эту сумму.

Впрочем, и для формально выигравших трейдеров решение Верховного суда не носит однозначно позитивного характера. Отказ перевозчиков от использования нулевой ставки НДС по услугам транспортировки и перевалки нефти приведет к удорожанию этих услуг на сумму добавленного налога, то есть на 18%.

«Применение ставки НДС 18% невыгодно трейдерам и экспортерам нефти, — считает руководитель департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития «КСК групп» Роман Шишкин. — Крупные трейдеры, работающие в секторе нефтяного экспорта России, зарегистрированы за рубежом. Они просто не смогут возместить уплаченный в России НДС».

«Иностранные компании, зарегистрированные за рубежом, разумеется, НДС в России не уплачивают, — говорит Александр Ерасов. — И НДС, предъявленный им в составе общей стоимости услуг перевозки, для них является просто увеличением цены на 18%».

По мнению Романа Шишкина, решение ВС будет иметь прецедентный характер. «Это первый спор между трейдером и перевозчиком, который рассмотрел Верховный суд. До сих пор была практика противоречивой, четкие ориентиры отсутствовали. По данному делу апелляционная инстанция дважды выносила прямо противоположные решения. И оба раза эти решения были отменены в кассационной инстанции», — резюмирует эксперт.

«Решение ВС, безусловно, будет определяющим для решений судов в аналогичных спорах между компаниями», — соглашается Екатерина Соколова.

НДС преткновения

О том, кто должен платить НДС, экспортеры и перевозчики нефти спорят с середины 2000-х годов, рассказывает Александр Ерасов. Перед погрузкой на танкер экспортное сырье доставляется до порта железной дорогой либо по системе нефтепроводов. По поводу того, в каких случаях к цене перевозки сырья до порта и перевалки на танкер нужно добавлять НДС, компании судились как с ФНС, так и между собой.

Судебная практика была весьма противоречива. В 2009 году президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) рассмотрел спор между компаниями «Газпромнефть» и «Транснефть». Основанием для спора, как и сейчас, было решение ФНС о неправильно примененной ставке налога, но ситуация была обратной — стороны применили ставку 18%. Тогда ВАС счел ее применение необоснованным и обязал «Транснефть» вернуть полученный от экспортера НДС. После решения ВАС в суды стали поступать иски от экспортеров нефти к перевозчикам, которые удовлетворялись судами.

В 2011 году в гл. 21 Налогового кодекса были внесены поправки — изменились критерии сделки, при которых допускается применение нулевой ставки налога. Споры между перевозчиками и экспортерами вспыхнули с новой силой, поскольку ФНС продолжила выносить решения о неправильно примененной ставке налога.

www.rbc.ru


Смотрите также