Технология перекачки нефти


49. Специальные технологии перекачки нефти.

В текущее время у нас и за рубежом добывают нефти, владеющие высокой вязкостью (при обыденных температурах) либо содержащие огромное количество парафина. Перекачка таковых нефтей по трубопроводам обыденным, методом затруднена. Для воплощения их транспортировки используют последующие способы увеличения текучести нефтей: смешение вязких с маловязкими и совместная их перекачка; смешение и перекачка с водой; термообработка вязких нефтей и следующая их перекачка; перекачка за ранее нагретых нефтей; добавление присадок -депрессаторов в нефти.

  1. Перекачка с разбавителями.

Улучшения реологических параметров вязких нефтей (вязкости, температуры застывания, напряжения сдвига) можно добиться методом смешения их с разбавителями. В качестве разбавителей могут применяться конденсаты, бензины, керосины, маловязкие нефти. Если на месторождении добываются нефти разных видов - вязкие и маловязкие, то, соединяя их, можно достигнуть резкого понижения вязкости и температуры застывания.

Для неких вязких нефтей требуется добавлять чрезвычайно огромное количество разбавителя (до 70 %). Нужное количество разбавителя для каждого сорта нефти определяется лабораторными исследовательскими работами.

Разбавление нефтей конденсатами, бензинами и керосинами фактически не осуществляется, кроме нефтепровода в Канаде (Ллойдминстер-Хардисти).

Подача светлого разбавителя на месторождение, обычно, осуществляется по параллельному трубопроводу, сооружение и эксплуатация которого просит доп. издержек.

  1. Гидротранспорт вязких нефтей.

Совместная перекачка вязких нефтей с водой является одним из действенных методов транспорта. Существует несколько вариантов гидротранспорта.

1-ый метод. В трубопровод сразу закачивают воду и вязкий нефтепродукт, таким образом, чтоб нефтепродукт двигался внутри водяного кольца. Чтоб не происходило всплытия нефти в водяном кольце, сгустку присваивают вращение применением «спиральных» труб. Такие трубы на внутренней поверхности имеют винтообразную вырезку промышленного производства либо приваренные железные полосы (проволоку) нужных размеров. Спиральная вырезка вызывает вращение передвигающегося потока, в итоге чего же появляются центробежные силы, отбрасывающие наиболее томную воду к стенам трубы. Потому что поток в основной собственной части состоит из нефти, то резко растет расход воды при малых издержек энергии по сопоставлению с перекачкой одной прохладной вязкой нефти. Таким методом могут перекачиваться нефти, имеющие плотность ниже, чем вода. Разделение воды и нефти на конечном этапе делается хоть каким известным методом (хим. методом, тепловым, отстоем и др.).

Широкого распространения этот метод не получил из-за трудности производства винтообразных нарезок на внутренней поверхности трубы.

2-ой методзаключается в образовании консистенции нефти с водой. Когда появляется смесь типа нефть в воде (Н/В), частички нефти окружены водяной пленкой и контакта нефти с внутренней поверхностью трубы не происходит. Появляется водяное кольцо, внутри которого скользит водонефтяная смесь. Это приводит к понижению утрат на трение при перекачке.

При резком уменьшении скорости перекачки и температуры смесь типа Н/В может перейти в оборотную - типа «вода в нефти» (В/Н). Таковая смесь имеет вязкость даже огромную, чем начальная нефть. Устойчивость эмульсии типа Н/В зависит от почти всех причин. В итоге экспериментальных исследовательских работ было установлено, что малое количество воды обязано быть около 30 % общего размера транспортируемой консистенции. Гидротранспорт применяется на магистральном нефтепроводе в Индонезии.

  1. Перекачка термообработанных нефтей

Термическая обработка (нагрев) с целью конфигурации реологических параметров нефти именуется термообработкой. Она заключается в последующем. Нефть нагревают до некой температуры, а потом охлаждают с данной скоростью. Температуру нагрева и скорость остывания подбирают лабораторным методом для каждого нефтепродукта. В итоге этого резко понижаются вязкость и температура застывания термообработанной нефти. Если эти параметры сохраняются низкими существенное время (одни нефти восстанавливают свои характеристики за 3 суток, остальные - за 20 суток), то нефть можно перекачивать по трубопроводу как обыденную маловязкую жидкость.

Подготовительная термообработка нефти применяется на магистральном нефтепроводе в Индии.

  1. Перекачка нефтей с присадками

У нас в стране и за рубежом для улучшения реологических параметров нефтей перед их перекачкой по трубопроводам применяют добавление особых нефтерастворимых присадок. Это беззольные сополимеры этилена и присадки на базе сложных эфиров метакриловой кислоты. Механизм действия присадок еще не совершенно ясен. Предполагается, что молекулы присадок адсорбируются на поверхности кристаллов парафина, мешая их росту. Появляется суспензия парафина с огромным количеством маленьких кристаллов и высокой степенью дисперсности.

Перед добавлением присадок нефть следует нагревать до полного расплавления парафина. В предстоящем, при движении нефти с присадками по трубопроводу, она не нуждается в подогреве на промежуточных станциях.

  1. Перекачка заранее нагретых нефтей

Более универсальный метод трубопроводного транспорта вязких нефтей - перекачка за ранее нагретых нефтей - так именуемая жгучая перекачка. При всем этом методе нефть греется на головном пт трубопровода и насосами закачивается в магистраль. Через каждые 25-100 км по длине трассы инсталлируются промежуточные термо-станции, где остывшая нефть вновь подогревается.

Нефть с промысла по трубопроводу подается в резервуарный парк головной перекачивающей станции. Резервуары оборудуются подогревательными устройствами, с помощью которых поддерживается температура нефти. Насосы прокачивают нефть через доп. подогреватели.

В резервуарах используют, обычно, паровые подогреватели змеевикового либо секционного типа. Подогреватели для потока нефти бывают паровыми либо огневыми и устанавливаются до насосов либо после их.

Через подогреватели можно пропускать всю перекачиваемую нефть, повышая ее температуру до данной. Время от времени через подогреватели перекачивают лишь часть нефти, нагревают ее до наиболее высокой температуры, чем расчетная, а на выходе из станции соединяют с прохладным потоком, получая заданную температуру обогрева.

После теплообменных аппаратов нефть поступает в основные насосы и закачивается в магистраль. По мере движения по трубе она остывает. Чтоб можно было транспортировать нефть на значимые расстояния, ее по пути подогревают на промежуточных станциях.

Если нефть транспортируется на огромное расстояние, то, не считая термических, сооружаются и промежуточные насосные станции, обычно, совмещенные с тепловыми станциями. В мире эксплуатируется выше 60 магистральных трубопроводов, по которым перекачивается нагретая нефть.

studfiles.net

Системы перекачки нефти

В зависимости от того как организовано прохождение нефти через нефтеперекачивающие станции, различают следующие системы перекачки (рис. 1.4):

  • постанционная;

  • через резервуар станции;

  • с подключенными резервуарами;

  • из насоса в насос.

При постанционной системе перекачки нефть принимается поочередно в один из резервуаров станции, а ее подача на следующую станцию осуществляется из другого резервуара. Это позволяет организовать учет перекачиваемой нефти на каждом перегоне между станциями и благодаря этому своевременно выявлять и устранять возникающие утечки. Однако при этой системе перекачки значительны потери от испарения.

Система перекачки «через резервуар станции» исключает учет нефти по перегонам. Зато потери нефти от испарения меньше, чем при постанционной системе перекачки. Но все равно из-за усиленного перемешивания нефти в резервуаре ее потери от испарения очень велики.

Более совершенна система перекачки «с подключенными резервуарами». Резервуары здесь, как и в предыдущих системах, обеспечивают возможность перекачки на смежных перегонах с разными расходами. Но в данном случае основная масса нефти проходит, минуя резервуары, и поэтому потери от испарения меньше.

Наиболее предпочтительна с точки зрения сокращения потерь нефти система перекачки «из насоса в насос». В этом случае резервуары промежуточных станций задвижками отключаются от магистрали и используются только для приема нефти во время аварии или ремонта. Однако при этой системе перекачки все станции должны вести перекачку с одинаковыми расходами. Это не страшно при нормальной работе всех станций. Однако выход из строя одной из станций (например, из-за нарушения электроснабжения) на трубопроводах большой протяженности вынуждает останавливать и часть других, что отрицательно сказывается на работе трубопровода и насосно-силового оборудования. Именно поэтому нефтепроводы большой протяженности, работающие по системе «из насоса в насос», делят на эксплуатационные участки, разделенные резервуарными парками.

В настоящее время система перекачки «через резервуар станции» не применяется. Постанционная система перекачки используется на коротких нефтепроводах, имеющих только одну головную нефтеперекачивающую станцию. На протяженных нефтепроводах одновременно применяются сразу несколько систем перекачки.

На рис. 1.5 показана схема прохождения нефти по эксплуатационному участку современного нефтепровода.

Из нее видно, что система перекачки «из насоса в насос» применяется только на промежуточных нефтеперекачивающих станциях, расположенных внутри эксплуатационного участка (ПНС 1 и ПНС 2). На головной нефтеперекачивающей станции (ГНС) применяется постанционная система перекачки, а на станции, расположенной в конце эксплуатационного участка, — система перекачки «с подключенными резервуарами».

      1. Перекачка высоковязкой и высокозастывающей нефти

В настоящее время добываются значительные объемы нефти, обладающей высокой вязкостью при обычных температурах или содержащей большое количество парафина и вследствие этого застывающей при высоких температурах. Перекачка такой нефти по трубопроводам обычным способом затруднена. Поэтому для ее транспортировки применяют специальные методы:

  • перекачку с разбавителями;

  • гидротранспорт высоковязкой нефти;

  • перекачку термообработанной нефти;

  • перекачку нефти с присадками;

  • перекачку предварительно подогретой нефти.

Перекачка высоковязкой и высокозастывающей нефти с разбавителями является одним из эффективных и доступных способов улучшения реологических свойств высоковязких и высокозастывающих нефтей. В качестве углеводородных разбавителей используют газовый конденсат и маловязкие нефти.

Использование разбавителей позволяет довольно существенно снизить вязкость и температуру застывания нефти. Это связано с тем, что, во-первых, понижается концентрация парафина в смеси, так как часть его растворяется легкими фракциями разбавителя. Во-вторых, при наличии в разбавителе асфальто-смолистых веществ последние, адсорбируясь на поверхности кристаллов парафина, препятствуют образованию прочной структурной решетки.

В общем случае выбор типа разбавителя производится с учетом эффективности его воздействия на свойства высоковязкой и высокозастывающей нефти, затрат на получение разбавителя, его доставку на головные сооружения нефтепровода и на смешение.

Гидротранспорт высоковязкой и высокозастывающей нефти может осуществляться несколькими способами:

  • перекачка нефти внутри водяного кольца. Однако широкого распространения данный способ транспорта не получил из-за сложности изготовления винтовых нарезок на внутренней поверхности труб. Кроме того, в результате отложения парафина нарезка засоряется и водяное кольцо у стенки не формируется, что резко ухудшает параметры перекачки;

  • перекачка водонефтяной смеси в виде эмульсии типа «нефть в воде». Сущность этого способа состоит в том, что высоковязкая нефть и вода смешиваются перед перекачкой в такой пропорции, чтобы образовалась эмульсия типа «нефть вводе». В этом случае капли нефти окружены водяной пленкой и поэтому контакта нефти со стенкой трубы не происходит. Для стабилизации эмульсий и придания стенкам трубопровода гидрофильных свойств, т. е. способности удерживать на своей поверхности воду, в них добавляют поверхностно-активные вещества (ПАВ). Устойчивость эмульсии типа «нефть в воде» зависит от типа и концентрации ПАВ, температуры, режима течения потока, соотношения воды и нефти в смеси. Недостатком данного способа гидротранспорта является опасность инверсии фаз, т. е. превращения эмульсии «нефть в воде» в эмульсию «вода в нефти» при изменении скорости или температуры перекачки. Такая эмульсия имеет вязкость даже большую, чем вязкость исходной нефти. Кроме того, при прохождении эмульсии через насосы она очень интенсивно перемешивается и впоследствии ее сложно разделить на нефть и воду;

  • послойная перекачка нефти и воды. В этом случае вода, как более тяжелая жидкость, занимает положение у нижней образующей трубы, а нефть — у верхней. Поверхность раздела фаз в зависимости от скорости перекачки может быть как плоской, так и криволинейной. Уменьшение гидравлического сопротивления трубопровода в этом случае происходит в связи с тем, что часть нефти контактирует не с неподвижной стенкой, а с движущейся водой. Данный способ перекачки также не может быть применен на трубопроводах с промежуточными насосными станциями, так как это привело бы к образованию стойких водонефтяных эмульсий.

Перекачка термообработанной нефти, как и перекачка с разбавителями, осуществляется при температуре окружающей среды. Такой способ транспортировки возможен потому, что перед закачкой в трубопровод нефть подвергается термообработке — тепловой обработке, предусматривающей ее нагрев до температуры, превышающей температуру плавления парафинов, и последующее охлаждение с заданной скоростью, для улучшения реологических параметров. Эффективность термообработки зависит от температуры подогрева, скорости охлаждения и состояния нефти (статика или динамика) в процессе охлаждения. Оптимальная температура подогрева при термообработке находится экспериментально, наилучшие условия охлаждения — в статике.

Перекачка с присадками предусматривает введение в поток высокомолекулярных веществ, улучшающих реологические свойства высоковязкой нефти. Присадки вводятся в нефть при температуре 60—70 °С, когда основная масса парафинов находится в растворенном состоянии. При последующем охлаждении молекулы присадок адсорбируются на поверхности выпадающих из нефти кристаллов парафина, мешая их росту. В результате образуется текучая суспензия кристаллов парафина в нефти.

Наиболее распространенным способом трубопроводного транспорта высоковязкой и высокозастывающей нефти в настоящее время является их перекачка с подогревом («горячая перекачка»). В этом случае резервуары оборудованы системой подогрева нефти до температуры, при которой возможна ее откачка подпорными насосами. Они прокачивают нефть через дополнительные подогреватели и подают на прием основных насосов. Ими нефть закачивается в магистральный трубопровод. По мере движения в магистральном трубопроводе нефть за счет теплообмена с окружающей средой остывает. Поэтому по трассе трубопровода через каждые 25—100 км устанавливают пункты подогрева. Промежуточные насосные станции размещают в соответствии с гидравлическим расчетом, но обязательно совмещают с пунктами подогрева, чтобы облегчить их эксплуатацию. В конце концов нефть закачивается в резервуары конечного пункта, также оборудованный системой подогрева.

В настоящее время в мире эксплуатируются более 50 «горячих» магистральных трубопроводов. Крупнейшим из них является нефтепровод «Узень — Гурьев — Самара».

studfiles.net

12. Основные способы перекачки высоковязких и высокозастывающих нефтей и нефтепродуктов

В настоящее время у нас и за рубежом добывают нефти, обладающие высокой вязкостью (при обычных температурах) или содержащие большое количество парафина. Перекачка такой нефти по трубопроводам обычным способом затруднена. Для осуществления их транспортировки применяют следующие спо­собы повышения текучести нефти: смешение вязких с маловяз­кими и совместная их перекачка; смешение и перекачка с водой; термообработка вязкой нефти и последующая их перекачка; пе­рекачка предварительно нагретой нефти; добавление присадок -депрессаторов в нефти.

В настоящее время транспорт такой нефти по трубопрово­дам осуществляется всеми перечисленными способами. Однако выбор способа перекачки должен быть обоснован технико-экономическим расчетом.

12.1. Перекачка с разбавителями

Улучшения реологических свойств вязкой нефти (вязко­сти, температуры застывания, напряжения сдвига) можно добить­ся путем смешения их с разбавителями. В качестве разбавителей могут применяться конденсаты, бензины, керосины, маловязкие нефти. Если на месторождении добываются нефти различных сортов - вязкие и маловязкие, то, смешивая их, можно добиться резкого снижения вязкости и температуры застывания.

Для некоторых вязкой нефти требуется добавлять очень большое количество разбавителя (до 70 %). Необходимое коли­чество разбавителя для каждого сорта нефти определяется лабо­раторными исследованиями.

Разбавление нефти конденсатами, бензинами и керосина­ми практически не осуществляется, за исключением нефтепрово­да в Канаде (Ллойдминстер-Хардисти). Подача светлого разбави­теля на месторождение, как правило, осуществляется по парал­лельному трубопроводу, сооружение и эксплуатация которого требует дополнительных затрат.

12.2. Гидротранспорт вязкой нефти

Совместная перекачка вязкой нефти с водой является од­ним из эффективных способов транспорта. Существует несколько вариантов гидротранспорта.

Первый способ. В трубопровод одновременно закачивают воду и вязкий нефтепродукт таким образом, чтобы нефтепродукт двигался внутри водяного кольца. Чтобы не происходило всплы­тия нефти в водяном кольце, потоку придают вращение примене­нием «спиральных» труб. Такие трубы на внутренней поверхно­сти имеют винтовую нарезку заводского изготовления или при­варенные металлические полосы (проволоку) необходимых раз­меров. Спиральная нарезка вызывает вращение движущегося по­тока, в результате чего возникают центробежные силы, отбрасы­вающие более тяжелую воду к стенкам трубы. Так как поток в ос­новной своей части состоит из нефти, то резко возрастает расход жидкости при малых затратах энергии по сравнению с перекачкой одной холодной вязкой нефти. Таким способом могут перекачи­ваться нефти, имеющие плотность ниже, чем вода. Разделение воды и нефти на конечном пункте производится любым известным мето­дом (химическим способом, термическим, отстоем и др.).

Широкого распространения этот способ не получил из-за сложности изготовления винтовых нарезок на внутренней по­верхности трубы.

Второй способ заключается в образовании смеси нефти с водой. Когда образуется смесь типа нефть в воде (Н/В), частицы нефти окружены водяной пленкой и контакта нефти с внутренней поверхностью трубы не происходит. Образуется водяное кольцо, внутри которого скользит водонефтяная смесь. Это приводит к снижению потерь на трение при перекачке.

При резком уменьшении скорости перекачки и температу­ры эмульсия типа Н/В может перейти в обратную - типа «вода в нефти» (В/Н). Такая эмульсия имеет вязкость даже большую, чем исходная нефть. Устойчивость эмульсии типа Н/В зависит от многих факторов. В результате экспериментальных исследований было установлено, что минимальное количество воды должно быть около 30 % общего объема транспортируемой смеси. Гид­ротранспорт применяется на магистральном нефтепроводе в Ии донезии.

studfiles.net

Технология - перекачка - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Технология - перекачка

Cтраница 2

Сущность технологии перекачки газонасыщенных нефтей состоит в том, что поддерживая на последней ступени сепарации давление большее, чем атмосферное, в нефти сохраняют в растворенном состоянии большую часть тяжелых, наиболее ценных компонентов нефтяного газа, а затем обеспечивают такое давление в нефтепроводе, при котором ни в одной его точке растворенный газ не выделялся из нефти.  [16]

Сущность технологии перекачки газонасыщенных нефтей состоит в том, что, поддерживая на последней ступени сепарации давление большее, чем атмосферное, в нефти сохраняют в растворенном состоянии большую часть тяжелых, наиболее ценных компонентов нефтяного газа, а затем обеспечивают такое давление в нефтепроводе, при котором ни в одной его точке растворенный газ не выделялся из нефти.  [17]

Сущность технологии перекачки газонасыщенных нефтей состоит в том, что поддерживая на последней ступени сепарации давление большее, чем атмосферное, в нефти сохраняют в растворенном состоянии большую часть тяжелых, наиболее ценных компонентов нефтяного газа, а затем обеспечивают такое давление в нефтепроводе, при котором ни в одной его точке растворенный газ не выделялся из нефти.  [18]

В свою очередь технологии перекачки высокозастывающих нефтей, основанные на изменении реологических характеристик транспортируемой жидкости, можно разделить на физические, физико-химические и химические.  [19]

С точки зрения технологии перекачки высоковязких нефтей и нефтепродуктов по трубопроводу эмульгатор должен придавать максимальную устойчивость эмульсии при низких температурах и минимальную при повышенных с тем, чтобы в дальнейшем обеспечить легкое и достаточно полное отделение воды от нефти.  [20]

Для этого была выбрана технология перекачки с предварительным подогревом в специальных печах. Нефтепровод Узень - Гурьев - Куйбышев стал крупнейшим горячим трубопроводом мира.  [21]

Принятая на данном нефтепроводе технология перекачки нефти диктует схему соединения насосов и резервуаров. Среди возможных схем можно выделить три основные ( рис. 7.3): из насоса в насос, постанционную, с подключением резервуаров.  [22]

В работе [95] рассматривается технология перекачки газонасыщенной нефти на дальние расстояния. Дополнительно к объектам, предусмотренным применяемой при перекачке дегазированных нефтей технологической схемой, предлагается устанавливать на насосных станциях ( рис. 4.10) группу сепараторов, которые могут использоваться и как буферная емкость. В период пуска или в случае аварийного разгазирования нефти в трубопроводе сепараторы включаются в работу; свободный газ через регулятор давления 2 подается на свечу, а нефть поступает на прием магистральной насосной II с помощью подпорных насосов I. По мере повышения давления в трубопроводе количество подаваемого в свечу газа будет уменьшаться, при получении однофазной жидкости сепараторы отключаются.  [23]

Результаты экспериментов позволяют разработать технологию перекачки жидкостей, реологические свойства которых аналогичны исследованной нефти.  [24]

По мере совершенствования оборудования и технологии перекачки нефтепродуктов, организации производства и труда, внедрения автоматизированных систем управления, автоматизации и телемеханизации процесса перекачки, приема и отпуска нефтепродуктов в перечисленные нормативы вносятся соответствующие изменения.  [25]

Повышение технического уровня и совершенствование технологии перекачки способствует сокращению утечек газов в атмосферу. Так, внедрение технологического процесса перекачки из насоса в насос уменьшает количество промежуточных резервуаров и, следовательно, потери от утечек, больших и малых дыханий и др. Внедрение безрезервуарного метода приема и сдачи нефти также способствует сокращению выбросов в атмосферу углеводородных газов и сероводорода. Это достигается подключением резервуаров к насосу действующей установки Рубин в качестве буферных емкостей.  [26]

Увеличилось число видов прокладки, происходят изменения технологии перекачки. В этих условиях вопросы расчета теплового взаимодействия трубопроводов с окружающей средой приобретают все больший практический интерес и актуальность. Постоянно возрастают требования к точности тепловых и гидравлических расчетов. Эти обстоятельства должны найти свое отражение в применяемых на практике методах теплового и гидравлического расчетов и составляют цель настоящей работы. Особенностью выполненных в связи с этим исследований является совместное рассмотрение гидродинамических и температурных условий течения нефти в трубопроводе, которое определяется реально существующим распределением температуры в массиве окружающего грунта.  [27]

Научно-технический прогресс трубопроводного транспорта малосернистой нефти предусматривает разработку технологий перекачки ее раздельно или совместно с другими видами нефти при совпадении направлений их потоков. В первом случае перекачка по отдельным магистральным нефтепроводам - по вновь сооружаемым или выделяемым ( при наличии такой возможности) из числа действующих ниток специально для данной нефти. Во втором случае малосернистые нефти следует перекачивать по одному нефтепроводу с другими нефтями при максимальном сохранении количества и качества поступающих в трубопровод малосернистой и другой нефти. В обоих случаях должна быть учтена необходимость создания соответствующего комплекса технических средств и условий для осуществления перекачки малосернистой нефти.  [28]

Следует подчеркнуть неразрывную связь между выбором типа насоса и технологией перекачки вязких нефтей и нефтепродуктов.  [29]

Особенности физических свойств газонасыщенных нефтей налагают определенные требования на технику и технологию перекачки с промежуточными насосными станциями, которые должны учитываться.  [30]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Технология - перекачка - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3

Технология - перекачка

Cтраница 3

Отбор средней пробы продукта из трубопровода - сложный и ответственный процесс в технологии перекачки, важность его возрастает в связи с внедрением методов безрезервуарной сдачи и приема перекачиваемых продуктов.  [31]

Вместе с тем такой вид транспортирования нефти предъявляет ряд специфических требований к технологии перекачки смеси.  [32]

За последние 15 лет вследствие применения более мощных перекачивающих агрегатов, совершенствования технологии перекачки, введения автоматизации управления некоторыми рабочими параметрами и в результате разработки на этой основе наиболее экономичной строительной части компрессорных и насосных станций произошло относительное уменьшение капитальных вложений на единицу производственной мощности.  [33]

Наличие высоковязких нефтяных остатков в металлических резервуарах типа РВС на НПС существенно усложняет технологию перекачки нефти. Значительно сокращается полезный объем резервуара, нарушается нормал - ная работа оборудования резервуара. При длительном накоплении осадка его удаление весьма затруднительно, поскольку основными составляющими его являются парафины, смолы и асфальтены, представляющие трудноразрушае ый осадок. Были исследованы нефтеосадки из резервуаров НПС Алексаидровское, Раскино, Парабель УМНЦ Сибири. После анализа физико-мимических свойств нефтеосадков был выбран химический метод их разрушения.  [34]

Причем нестационарность нагружения магистральных трубопроводов является неизбежной и определяется надежностью технологического оборудования и технологией перекачки среды.  [35]

Низконапорное распределение достигается при сооружении силовых насосных агрегатов непосредственно у устья нагнетательных скважин либо при использовании технологии внутрискважинной перекачки воды внешнего водоносного горизонта.  [36]

Для обеспечения ритмичной работы этих трубопроводов проведен ряд новых технических и организационных мероприятий по усовершенствованию основного технологического оборудования, технологии перекачки и введен принципиально новый метод автоматизированного управления технологическим процессом перекачки. Так, были отработаны шесть схем пуска нефтепроводов с высокопарафинистой нефтью.  [37]

Падение добычи нефти и соответствующее перераспределение ее потоков, заставляет нефтепроводы, перекачивающие пара-финистые нефти, работать в режимах, которые в предыдущие времена даже не рассматривались или получили названия запретных при использовании некоторых технологий перекачки.  [38]

В настоящее время наметились три пути, по которым решают проблемы перекачки высоковязких нефтей: совершенствование способов попутного подогрева, поиск эффективных теплоизоляционных материалов, что особенно важно для районов с многолетнемерзлыми грунтами, и разработка технологии перекачки с депрессорными присадками и поверхностно-активными веществами. Перспективными являются способы попутного подогрева, основанные на использовании скин-эффекта. Применение депрессорных присадок перспективно для улучшения реологических средств нефтей, высокая вязкость которых обусловлена большим содержанием парафина.  [39]

В книге рассмотрены вопросы технологического и строительного проектирования и технологии строительства магистральных трубопроводов. Изложены основы технологии перекачки нефти и газа, теоретические основы выбора оптимальных трасс трубопроводов и методы их практической реализации, расчеты прочности и устойчивости трубопроводов. Приведены методы расчетов трубопроводов, сооружаемых в сложных условиях рек, болот, пустынь, гор и мерзлых грунтов.  [40]

Для стабилизации эмульсий применяют прежде всего сульфо-нол НП-1, а также группирующиеся вокруг него реагенты. Для обеспечения технологии перекачки высоковязких нефтей по трубопроводу в виде эмульсий эмульгатор должен придавать максимальную устойчивость эмульсии при низких температурах и минимальную при повышенных для обеспечения легкого и полного отделения воды от нефти на конечных пунктах. Механизм действия депрессаторов не выяснен окончательно, но большинство исследователей отмечают два варианта их действия [37]: 1) частицы присадки образуют с парафином смешанные кристаллы, что приводит к принципиальному изменению их строения и предотвращает образование сплошной структуры сетки; 2) частицы присадки выступают как центры, вокруг которых кристаллизуется парафин, образуя не связанные между собой агрегаты.  [41]

Отмеченные особенности мазута как транспортируемой среды определяют не только экономическую целесообразность, но и техническую возможность его транспортировки по трубопроводам. Исходя из этого технология перекачки мазута, в своей основе совпадающая с технологией перекачки маловязкой жидкости ( вода, нефть), усложняется введением операций, обеспечивающих снижение энергии перемещения мазута до целесообразного уровня.  [42]

Таким образом, установлено, что для борьбы с образованием сероводорода в призабоинои зоне скважины необходимо периодически ( через каждые 9 - 11 мес) закачивать в нее высокоминерализованную сточную воду в течение не менее трех суток. Однако, учитывая сложность технологии переменной перекачки речной и сточной вод и принимая во внимание всевозрастающий объем сточной воды на промыслах Татарии, целесообразно постоянно закачивать сточную воду в нагнетательные скважины, что позволяет решать одновременно проблемы ее утилизации и борьбы с образованием сероводорода в призабоинои зоне.  [43]

Приведенные схемы внутрипромыслового сбора и транспорта газонасыщенной нефти успешно эксплуатируются на нефтяных месторождениях страны. Однако необходимо отметить, что технология перекачки газонасыщенной нефти в них решена только на участках трубопроводов без промежуточных насосных станций. Опыт промышленной перекачки газонасыщенных нефтей, рассмотренный в параграфе 2, показывает, что только в Коми АССР успешно эксплуатируется без промежуточных насосных станций более 700 км трубопроводов.  [45]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Технология - перекачка - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Технология - перекачка

Cтраница 1

Технология перекачки с кольцевым слоем должна выглядеть следующим образом: высокопарафинистую нефть при температуре подогрева из резервуара забирают насосами и закачивают в трубопровод. На некотором расстоянии от насосной, где температура нефти станет близкой к температуре застывания, на трубопроводе устанавливают кольцевой подогреватель для нагрева нефти на заданную толщину и до температуры, соответствующей рациональному введению присадки. Затем с помощью дозировочных насосов в этот кольцевой слой вводится расчетное количество присадки.  [1]

Технология перекачки, использующая метод насыщения нефти инертными газами, состоит в следующем. Нефть насосами подается в теплообменник, где она охлаждается до температуры, несколько меньшей температуры начала образования парафинистых структур. Затем охлажденная нефть насыщается инертным газом и путем пропускания через диафрагму подвергается воздействию высоких напряжений сдвига. В результате обработки происходит разрушение структуры парафина и образование газовой пленки на его кристаллах, которая препятствует агрегации и растворению их в нефти. Недостатки данного метода приблизительно такие же, как у технологии перекачки нефтей, насыщенных нефтяным газом. Кроме того, на начальном пункте трубопровода необходимо создавать значительные запасы инертного газа.  [2]

Технология перекачки жидкостей по теплоизолированным трубопроводам, оборудованным системами попутного электроподогрева, свободна от указанных осложнений, но высокие рабочие температуры приводят соответственно к большому расходу электроэнергии, закладываемому в проект таких трубопроводов. Это является основной причиной, которая отпугивает производственников от реального применения трубопроводов с электроподогревом в своих хозяйствах, несмотря на то, что по данным трубопроводам можно перекачивать, не смешивая, маловязкие и высоковязкие жидкости при самых неблагоприятных климатических условиях окружающей среды и значениях производительности перекачки.  [3]

Технология перекачки газонасыщенных нефтей заключается в следующем. Нефть после первой ступени сепарации вместе с остаточным газом подается в трубу и перекачивается в районы переработки. Окончательная сепарация и учет нефти и газа производятся на конечном пункте трубопровода. При перекачке по трубопроводу газонасыщенная нефть представляет собой смесь нефти и газа с гомогенным поведением. Такая технология перекачки позволяет снизить потери попутного нефтяного газа, загазованность районов нефтяных промыслов и повысить загрузку трубопроводов. В районах переработки из попутного нефтяного газа можно дополнительно получить значительное количество различных жидких углеводородов.  [4]

Технология перекачки тяжелых нефтей в виде водной эмульсии позволит экономично транспортировать их. Схема может обеспечить фракционирование тяжелых углеводородов на легкие и тяжелые углеводороды с температурой кипения фракций 526 - 570 С.  [6]

Технология перекачки тяжелых нефтей и битумов с фракционированием имеет следующие преимущества.  [8]

Технология перекачки тяжелых нефтей в виде водной эмульсии позволит экономично транспортировать их. Схема может обеспечить фракционирование тяжелых углеводородов на легкие и тяжелые углеводороды с температурой кипения фракций 526 - 570 С.  [9]

Технология перекачки тяжелых нефтей и битумов с фракционированием имеет следующие преимущества.  [10]

Технология перекачки высоковязких нефтей или нефтепродуктов с маловязкими разбавителями ( например, маловязкая нефть, газовый конденсат и т.п.), которые обеспечивают улучшение реологических связей и снижение вязкости.  [11]

Технология перекачки нестабильного газового конденсата аналогична. Различие заключается в способе получения газонасыщенной жидкости. Из продукции скважин первоначально получают сырой конденсат. В ходе последующей промысловой подготовки производится частичная или полная стабилизация сырого конденсата.  [12]

Технология перекачки нестабильного газового конденсата аналогична. Различие заключается в способе получения газонасыщенной жидкости. Из продукции скважин первоначально получают сырой конденсат.  [13]

Технология перекачки нестабильного газового конденсата аналогична. Различие заключается в способе получения газонасыщенной жидкости. Из продукции скважин первоначально получают сырой конденсат. В ходе последующей промысловой подготовки производится частичная или полная стабилизация сырого конденсата.  [14]

Такая технология перекачки нефтей позволяет улучшить их транспортабельные свойства за счет снижения вязкости и плотности, снизить потери попутного нефтяного газа в районах добычи нефти и повысить коэффициент его утилизации, снизить загазованность районов нефтяных промыслов, повысить загрузку нефтепро-водных систем, вовлечь в переработку фракции тяжелых углеводородов попутного газа, являющихся ценнейшим сырьем для получения широкого ассортимента продуктов нефтехимии.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Способ транспортировки нефти по трубопроводу путем реверсивной перекачки

Способ предназначен для транспортировки нефти, в том числе высокопарафинистой, в условиях низких температур, и может быть использован для предотвращения замерзания нефти в нефтепроводе большого диаметра при ее перекачке с низкой производительностью. Способ включает последовательную перекачку нефти сначала в прямом, а затем в обратном направлении при подогреве нефти на нефтеперекачивающих станциях. В прямом направлении нефть перекачивают в объеме (V0+V), а в обратном направлении - в объеме V, где V0 - объем нефти, который необходимо транспортировать в прямом направлении, V - возвратный объем нефти, необходимый для прогрева участка нефтепровода и составляющий от 1/2 до 2/3 объема участка трубопровода. Технический результат - обеспечение требуемого температурного режима транспортировки нефти при одновременном повышении экономичности транспортировки в условиях низкой производительности. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к нефтяной промышленности, а именно к способам транспортировки нефти, в т.ч. высокопарафинистой, в условиях низких температур, и может быть использовано для предотвращения замерзания нефти в нефтепроводе большого диаметра при ее перекачке с низкой производительностью (до выхода нефтепровода на проектную мощность).

При проектировании «горячего» нефтепровода необходимо обеспечить его бесперебойную работу в различном диапазоне производительностей перекачки (от минимального до максимального) по этапам (годам) развития. Диаметр нефтепровода определяют из условия обеспечения максимальной производительности и возможностей насосного оборудования на нефтеперекачивающих станциях. При минимальной производительности на начальных этапах развития трубопровода скорость течения нефти является низкой, что определяет интенсивное падение температуры по длине нефтепровода вплоть до температуры окружающей среды.

При перекачке нефтей с температурой застывания выше температуры окружающей среды необходимо обеспечить тепловой режим перекачки, при котором температура нефти в трубопроводе не должна опускаться ниже температуры застывания даже после остановки нефтепровода (в течение регламентного времени остановки). Поэтому для безопасной работы трубопровода, например, в условиях Крайнего Севера или при надземной прокладке трубопровода необходимо применять технологии перекачки, исключающие застывание нефти в трубопроводе.

Для решения данной задачи обычно устанавливают путевые пункты подогрева трубопровода. Однако при низких производительностях перекачки необходимо устанавливать большое количество таких пунктов (через каждые 5-10 километров), что экономически нецелесообразно в условиях временной работы нефтепровода с низкой производительностью, до выхода на максимальный проектный режим работы.

Кроме того, возможно также применение систем путевого электроподогрева трубопровода (см., например, патент Китая CN 2280205). Однако данная технология также является экономически не выгодной в условиях значительной протяженности нефтепровода.

Наиболее близким аналогом заявленного изобретения по совокупности признаков является способ челночного прогрева трубопровода на участке между двумя нефтеперекачивающими станциями, снабженными пунктами подогрева (см. А.А.Коршак и др. Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов. - Спб.: Недра, 2008, с.355-358). Согласно способу греющую жидкость (в частности, нефть) закачивают сначала в прямом, а затем в обратном направлении. Данный способ может быть использован для подогрева участка нефтепровода при предварительной его наладке перед пуском, однако он не подходит для транспортировки нефти.

Задачей заявленного изобретения является создание способа транспортировки нефти при низких производительностях ее перекачки.

Технический результат заявленного изобретения заключается в обеспечении требуемого температурного режима транспортировки нефти при одновременном повышении экономичности транспортировки в условиях низкой производительности.

Указанный технический результат достигается за счет того, что способ транспортировки нефти на участке трубопровода между нефтеперекачивающими станциями включает последовательную перекачку нефти сначала в прямом, а затем в обратном направлении при подогреве нефти на нефтеперекачивающих станциях, при этом в прямом направлении нефть перекачивают в объеме (V0+V), а в обратном направлении - в объеме V, где V0 - объем нефти, который необходимо транспортировать в прямом направлении, V - возвратный объем нефти, необходимый для прогрева участка нефтепровода и составляющий от 1/2 до 2/3 объема участка трубопровода.

Кроме того, указанный технический результат достигается за счет того, что

- транспортированный объем V0 и возвратный объем V нефти размещают в резервуарных парках соответствующих нефтеперекачивающих станций;

- температура подогрева нефти на нефтеперекачивающих станциях составляет от 30°С до 55°С;

- производительность перекачки нефти в прямом и обратном направлениях выбирают из условий поддержания требуемой температуры перекачиваемой нефти с учетом теплообмена с окружающей средой;

- в прямом и обратном направлении нефть перекачивают с одинаковой производительностью, при этом время перекачки в прямом направлении больше, чем в обратном;

- время перекачки нефти в прямом и обратном направлении одинаково, при этом производительность перекачки в прямом направлении больше, чем в обратном.

Заявленный способ реверсивной (челночной) перекачки нефти, основанный на поочередном изменении направления перекачки, позволяет с одной стороны обеспечить требуемую температуру нефти в трубопроводе при низких производительностях перекачки, а с другой стороны снизить расходы на подогрев нефти, а также сократить требуемые объемы резервуарных парков, необходимые для создания объемов для вытеснения нефти в прямом и обратном направлениях.

При этом авторами изобретения было установлено, что реверсивная перекачка нефти объемом менее 1/2 от объема участка трубопровода не будет обеспечивать требуемой температуры перекачиваемой нефти, а при перекачке объема более 3/4 от объема участка трубопровода резко увеличатся расходы на транспортировку нефти, связанные с увеличением объемов перекачки и объемов резервуарных парков для размещения нефти.

Сущность заявленного способа поясняется фиг.1.

Транспортировку нефти осуществляют между двумя нефтеперекачивающими станциями (НПС) 1 и 2, снабженными, соответственно, пунктами подогрева нефти 3 и 4 и резервуарными парками 5 и 6.

Транспортируемая нефть подогревается соответственно в пунктах подогрева 3 и 4, расположенных на НПС 1 и 2. Температура подогрева нефти в зависимости от условий транспортировки определяется теплогидравлическим расчетом и может составлять от 30°С до 55°С.

На первом этапе (фиг.1,а) нефть перекачивают в прямом направлении (от НПС 1 к НПС 2) в объеме, складывающимся из объема V0, который необходимо транспортировать в НПС 2, и возвратного объема V для прогрева нефтепровода (объем перекачиваемой нефти в прямом направлении=V+V0). Объем V составляет от 1/2 до 2/3 объема трубопровода на участке между НПС. Транспортированный объем нефти V0 размещают в резервуарном парке 6 НПС 2 откуда он может быть перекачен к следующей по ходу движения НПС.

На втором этапе (фиг.1,б) возвратный объем V нефти перекачивают обратно к НПС 1, тем самым обеспечивая прогрев трубопровода. При этом возвратный объем V размещают в резервуарном парке 5 НПС 1 для следующего цикла.

Указанный процесс повторяется циклически, обеспечивая тем самым транспортировку нефти от НПС 1 к НПС 2 в объеме V0 за каждый цикл, при прогреве трубопровода.

Производительность перекачки нефти в прямом и обратном направлениях выбирают из условий поддержания требуемой температуры перекачиваемой нефти с учетом теплообмена с окружающей средой.

При этом для перемещения требуемого объема нефти используют два варианта режимов перекачки:

1) В прямом и обратном направлении нефть перекачивают с одинаковой производительностью, при этом время перекачки в прямом направлении устанавливают большим, чем в обратном.

2) Время перекачки нефти в прямом и обратном направлении выбирают одинаковым, при этом производительность перекачки в прямом направлении устанавливают больше, чем в обратном.

Таким образом, применение заявленного способа транспортировки нефти на начальных этапах развития нефтепровода позволяет избежать дополнительных затрат на подогрев нефти традиционными способами, что значительно удешевляет строительство и эксплуатацию «горячего» нефтепровода.

1. Способ транспортировки нефти на участке трубопровода между нефтеперекачивающими станциями, включающий последовательную перекачку нефти сначала в прямом, а затем в обратном направлении при подогреве нефти на нефтеперекачивающих станциях, при этом в прямом направлении нефть перекачивают в объеме (V0+V), а в обратном направлении - в объеме V, где V0 - объем нефти, который необходимо транспортировать в прямом направлении, V - возвратный объем нефти, необходимый для прогрева участка нефтепровода и составляющий от 1/2 до 2/3 объема участка трубопровода.

2. Способ по п.1, в котором транспортированный объем V0 и возвратный объем V нефти размещают в резервуарных парках соответствующих нефтеперекачивающих станций.

3. Способ по п.1, в котором нефть на нефтеперекачивающих станциях подогревают до температуры от 30°С до 55°С.

4. Способ по п.1, в котором в прямом и обратном направлении нефть перекачивают с производительностью, выбираемой из условий поддержания требуемой температуры перекачиваемой нефти с учетом теплообмена с окружающей средой.

5. Способ по п.1, в котором в прямом и обратном направлении нефть перекачивают с одинаковой производительностью, при этом время перекачки в прямом направлении больше, чем в обратном.

6. Способ по п.1, в котором в прямом и обратном направлении нефть перекачивают в течение одинакового времени при производительности перекачки в прямом направлении большей, чем в обратном.

www.findpatent.ru


Смотрите также