В Латвии поняли, что РФ выполняет обещания по сокращению транзита. Транзит нефти через прибалтику


Транзит из России и Прибалтика: расплата будет горькой

Анализ российско-западного противостояния в очередной раз подтверждает старую истину — пока солидные высокие договаривающиеся стороны занимаются серьезными терками, вокруг носится масса шестерок, которые своими повизгиваниями пытаются обратить на себя свое внимание. Притом, что характерно, как говаривал легендарный хоккейный голкипер горьковского «Торпедо» Виктор Коноваленко после турне команды по Канаде, «чем мельче шавка, тем больше крика».

Так и наши дорогие прибалтийские страны — политического веса никакого, но шума очень много. Особенно в последние годы. Санкции против России стали тем спусковым крючком, после которого прибалтийские русофобские режимы как с цепи сорвались. В ход пошла самая крупная аргументационная артиллерия — мол, Россия хочет военным образом оккупировать эти страны. Все это было бы смешно, так как российские войска пройдут всю Прибалтику до моря и не заметят даже никакого сопротивления, даже с теми подразделениями НАТО, которые там будут размещены в следующем году. Однако именно этот громкий шум позволяет более крупным «партнерам» России использовать этот абсолютно искусственный повод для выстраивания своей антироссийской игры.

Таким образом, нынешние элиты прибалтийских стран не делают никаких уроков из самого ближайшего прошлого. Напомню, что именно из-за антироссийской истерии, из-за русофобских настроений, из-за унижений русского населения стран Прибалтики, Россия с конца 1990-х начала процесс приведения наших прибалтийских «партнеров» в чувство, когда начала ломать их монополию на экспорт российских энергоресурсов и товаров на Запад. Как отмечает Михаил Демурин, ситуация в этой области на начало 1990-х годов была следующей. Четыре российских порта на Балтике — Калининград, Санкт-Петербург, Выборг и Высоцк — могли пропустить только четверть из того объёма экспортных грузов, который шёл в этом направлении. Общий дефицит портовых мощностей на Балтике составлял для России порядка 100 млн тонн, а прибалты зарабатывали на обслуживании российских транзитных грузов до 1 млрд американских долларов в год.

Особенно сильно транзитная монополия прибалтов ощущалась в транзите нефти, причем главенствующее положение здесь занимала Латвия, поскольку именно в латвийский порт Вентспилс был ещё в советское время проложен единственный в этом регионе трубопровод. В общей сложности через латвийские порты в тот период транспортировалось более 30 млн тонн нефти и нефтепродуктов ежегодно, и латыши твёрдо рассчитывали этот объём как минимум удвоить. 

То есть, запомним — на начало 1990-х прибалты переваливали более 30 млн тонн нефти и нефтепродуктов из России в год. А доходы той же Латвии от загрузки Вентспилса российской нефтью составляли около 10% от бюджета.

В 1990-е годы прибалты много сделали антироссийских жестов, но ключевым для сворачивания российского нефтетранзита, по мнению Михаила Демурина, стало то, что в 1999 году Латвия, Литва и Эстония в числе первых присоединились к нефтяному эмбарго ЕС в отношении Югославии, установленному в нарушение Устава ООН. 

Тем самым нам было показано, что впредь в критических ситуациях конечные пункты российского нефтеэкспорта через их территории будет выбирать ЕС, вернее — США, а не сама Россия.

Именно после этого Россия приступила к строительству Балтийской трубопроводной системы (хотя решение о ее строительстве было принято в 1997 году), с помощью которой Россия должна была не только уменьшить свою политическую зависимость от лимитрофов в плане нефтетранзита, но и существенно уменьшить экономическую подпитку воинствующих прибалтийских русофобов. 31 марта 2000 года в основание этой стройки в ныне успешно действующем нефтеналивном порту Приморск был заложен памятный камень, а в декабре 2001 года в новом российском порту на Балтике был загружен первый танкер.

Первая очередь БТС предусматривала перевалку всего 12 млн тонн нефти. Однако благодаря продолжающимся русофобским чудачествам прибалтов, объем перевалки нефти и нефтепродуктов в нем к 2006 году составил уже 74 млн. тонн, которые ушли из портов Прибалтики. В этом же году Россия прекратила отгружать нефть через литовский порт Бутинге. В 2009 году пришел черед Одессы попрощаться с транзитом российской нефти.

Была еще история в начале 2000-х с Вентспилским нефтеналивным портом и Мажейкяйским НПЗ, которые прибалты также отказались продавать России, но в результате остались с дыркой от «золотого» бублика. Труба сломалась, и Россия не пожелала ее восстанавливать. В результате вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев сказал в интервью одному из прибалтийских изданий памятную фразу «вяжите носки, производите трикотаж и не бейтесь за транзит». В результате стоимость контрольного пакета акций Ventspils Nafta — основного оператора Вентспилского порта снизилась с 200 млн. долларов, которые хотел Айварс Лембергс, до 1 доллара. Это был 2003 год.

Тем не менее, несмотря на политическое понимание необходимости отказа от прибалтийского транзита нефти и нефтепродуктов, в 2007 году, согласно данным министра транспорта России Игоря Левитина, Россия еще переваливала через порты Прибалтики около 80% нефтепродуктов. В результате на заседании морской коллегии в Санкт-Петербурге в июле 2008 года было принято решение о том, что Россия должна полностью избавиться от зависимости от прибалтийских лимитрофов в плане транзита нефти и нефтепродуктов к 2015 году.

Тем не менее власти Прибалтики продолжали думать, что все это шутки. Так, 8 января 2010 года журнал Kapitals опубликовал интервью вице-мэра Риги Айнарса Шлесерса, являвшегося также одним из лидеров партии ЛПП/ЛЦ. 

«До кризиса, когда цена на нефть была очень высокой, российская сторона четко определила, что будет развивать инфраструктуру своих портов и постарается обеспечить всё сама. Сейчас они понимают, что это утопия. Невозможно все это реализовать — построить подъездные пути, железную дорогу и все необходимое. Поэтому мощность латвийских портов на 60 млн. тонн с дополнительной мощностью до 80−100 млн тонн является привлекательной», — сказал Айнарс Шлесерс.

Как оказалось, это было большой и серьезной ошибкой. В 2014 году в связи с присоединением прибалтов к введенным ЕС мерам экономического давления на нашу страну «Транснефть» и крупнейшие российские нефтяные компании решили окончательно перенаправить российскую нефть и нефтепродукты из портов Латвии, Литвы и Эстонии в отечественные порты.

Последовательная политика руководства России по защите национально-государственных интересов в области экономики и развития собственной портовой инфраструктуры на Балтике привела к тому, что в строй вступали все новые и новые мощности, в результате чего в 2015 году Россия переваливала через порты Прибалтики только 9 млн тонн нефтепродуктов. И вот как стало известно 12 сентября во время встречи главы «Транснефти» Николая Токарева с Владимиром Путиным, оставшийся в портах Прибалтики объем в 9 млн тонн нефтепродуктов, к 1 января 2018 года будет полностью переброшен на российские порты.

Таким образом, экспорт, все еще частично идущий через Вентспилс и Ригу, будет переброшен на Усть-Лугу и Приморск, а также на Новороссийск. По словам главы «Транснефти», российские заводы позволяют загрузить нефтемагистраль до объема в 32 миллиона тонн. «Часть мощностей, которые не востребованы под нефть, мы переориентируем под продукты. Это произойдет в направлении Приморска — до 25 миллионов тонн дизельного топлива будем поставлять, и в направлении Новороссийска с Волгоградского НПЗ, группы НПЗ Краснодарского края», — добавил Николай Токарев.

Стоит отметить, что Россия постепенно перекрывает сотрудничество не только с русофобскими властями постсоветских республик Прибалтики, но и с их украинскими «коллегами». Так, помимо реализации проекта «Северный поток 2», который лишит Киев статуса транзитёра газа, в Москве запретили поставлять через Украину нефтепродукты. Естественно, вслед за нефтепродуктами, по мере готовности российской портовой инфраструктуры, из прибалтийских портов уйдет и российская нефть.

Естественно, что нефть и нефтепродукты только часть от большого российского экспорта, идущего морским путем. Как отмечает председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский, в целом за 15 лет объем грузооборота через российские порты вырос в 2,7 раза. Это колоссальное достижение. Были построены новые терминалы на балтийском побережье, активно развиваются порты арктического бассейна. Появилась мощная инфраструктура на Дальнем Востоке.

Новороссийск — лидер по объему грузов среди российских портов, за два года сумел усилить свои обороты более чем до 127 млн тонн. Балтийский порт Усть-Луга за два года превратился во второй после Новороссийска, нарастив грузооборот с 63 почти до 90 млн тонн. Когда только начинали строить порт Усть-Луги, заявлялось, что он будет переваливать до 170−180 млн тонн грузов в год. Такой скачок сможет дать только перенаправление транзитных потоков из Прибалтики в Ленинградскую область. Убытки Прибалтики от реализации планов России будут настолько же колоссальными, как и российские прибыли. Только от прекращения транзита российского угля через Рижский порт убытки латвийской экономики составят 130−140 млн евро в год. При этом уголь в общем объеме перевалки грузов через порт занимает далеко не самую большую долю. Поэтому общие потери могут исчисляться миллиардами евро.

Как отмечает Александр Носович, могла ли Россия учесть интересы прибалтийских стран и не лишать их полностью одного из важнейших источников получения дохода, который мог бы поддержать на плаву экономики Литвы, Латвии и Эстонии в критическую минуту очередного дефолта? Могла, если бы прибалтийские страны, их руководство само учитывало свои государственные интересы. Эти интересы предполагают если не союзнические отношения с Россией, то хотя бы политику добрососедства. При наличии на Балтике хороших соседей Россия могла бы инвестировать в сохранение с ними добрососедских отношений, не отказываясь полностью от транзита своих грузов через Таллин, Вентспилс или Клайпеду.

Но чего между Россией и Прибалтикой точно нет, так это добрососедских отношений. «Чёрные списки» есть, депортации спецслужбами российских и даже европейских пророссийских экспертов тоже есть, требования вводить против России всё новые и новые санкции есть, есть обвинения России в нарушении Прибалтикой прав человека, в героизации нацистских преступников, в исполнении на международной арене роли антироссийских провокаторов. Всё это есть. А добрососедских отношений нет.

Таким образом, очевидно, что происходящее только начало не очень большого пути по приведению наших прибалтийских «партнеров» в чувство. За нефтепродуктами из прибалтийских портов стал уходить и металлопрокат. В течение 1990-х годов металлургические гиганты, прельстившись наличием модернизированных перевалочных мощностей и более дешевыми, чем в России, тарифами, облюбовали для перегрузки своей продукции прибалтийские порты. На конец десятилетия там перегружалось порядка половины экспортируемого металлопроката. Наблюдая за утекающими из страны грузами, государство решилось на закручивание гаек — в течение 2000 года Министерство путей и сообщения неоднократно повышало стоимость перевозок металла по железной дороге, по сути, отрезав металлургический комплекс от зарубежных портов.

Как следствие, из Клайпеды, Риги и Вентспилса металлопродукция переместилась в Петербург. Протекционистская мера благотворно сказалась на Большом порту «Санкт-Петербург», где бросили якорь НЛМК Владимира Лисина, «Русал» Олега Дерипаски и «Северсталь» Алексея Мордашова. Вернувшись домой, металлурги с энтузиазмом принялись осваиваться в родных пенатах. В 2004 году структуры Владимира Лисина купили контрольный пакет акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга» у офшора Nasdor, подконтрольного депутату Государственной думы Виталию Южилину, а затем приобрели на аукционе госпакет предприятия в 48,8% акций. Примеру Лисина последовал и другой стальной магнат — владелец «Северстали» Алексей Мордашов, который несколькими годами позже обзавелся в порту терминалом «Нева-Металл», приобретя его у Национальной контейнерной компании того же Южилина. Состоявшиеся сделки позволили порту надолго закрепить за собой металлургические грузы и до сих пор сохранять лидирующие позиции в регионе.

Пока проблемой остаются минеральные удобрения, лес и накатные грузы. Тем не менее и здесь ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Как отмечал в апреле 2016 года Александр Запольскис в статье «Моськи догавкались: Россия перестает кормить русофобские режимы Прибалтики», постепенно совершенствуя портовое хозяйство и развивая собственную транспортную инфраструктуру, Россия сегодня пришла к тому, что больше 1/3 контейнеров, ¾ экспорта газа, 2/3 экспорта нефти, 67% экспорта угля и прочих насыпных грузов, мы можем обеспечить собственными силами. Это к популярному у либералов вопросу о том, что 

в этой отсталой стране-бензоколонке за десять лет ничего толком не построено. 

Как выяснилось — построено.

Причем настолько много, что надобность в прибалтийском транзитном транспортном коридоре практически отпала. По железнодорожным перевозкам — в пять раз. По контейнерным — в четыре. По объему генеральных грузов — в три. Только за 2015 год перевозка нефти и нефтепродуктов через сопредельные порты упала на 20,9%, каменного угля — на 36%, даже минеральных удобрений — на 3,4%, хотя по этому показателю они еще сохраняют высокую степень монополизации. Тем не менее, по большому счету, всё — халява кончилась. Теперь русофобы могут гулять на свои. Резкое снижение грузооборота прибалтийских портов в I квартале 2016 года (например, в Риге — на 13,8%, в Таллине — на 16,3%) играет роль последней соломинки, способной сломать хребет верблюду. Собственно, Эстония потому и засуетилась, что вдруг уяснила, что к концу текущего года в таллинском порту без работы могут оказаться примерно 6 тысяч человек. И еще до 1,2 тысячи придется сокращать на железной дороге, из которых как минимум 500 человек — в ближайшие 2−3 месяца. Более того, падение объемов грузовых перевозок окончательно пускает под откос всю экономику железных дорог как самой Эстонии, так и соседних Литвы с Латвией. Они становятся тотально убыточны как в грузовом, так и в пассажирском сегментах. Для страны, в которой всего работающих чуть больше 500 тысяч человек, из которых 372 тысячи заняты в обслуживающем секторе, — это не просто печальная перспектива, а крах всей экономики.

Соответственно, картина для экономик стран русофобствующей Прибалтики к 2020 году складывается весьма нерадостная. Россия их максимально отрежет от своего транзита, который в 1990-х давал им порядка 10% бюджета, а кроме этого, что гораздо важнее — занятость трудовых ресурсов в экономике. В том же 2020−2021 годах закончится большинство программ развития из бюджета ЕС, которые шли на поддержку экономик стран Прибалтики. Возможно, с учетом выхода Британии из ЕС, эти суммы начнут сокращаться и ранее. Так, в связи с Брекситом уже проблемой для Прибалтики является поступление из бюджета ЕС 3 млрд евро в 2017 году.

В этих условиях, видя неминуемый конец антироссийской политики, элиты стран Прибалтики используют с целью создания атмосферы доверия к проводимой ими политики и для отвлечения собственного населения от реальных проблем этих государств последний оставшийся в их распоряжении аргумент — миф о российской военной угрозе. Потому что, если только этот миф развеять, то окажется, что сползание экономик стран Прибалтики в пропасть вызвано не Россией, а совсем наоборот — антироссийской и русофобской политикой элит, за что, естественно, они должны нести ответственность не только перед русским населением этих стран, но и перед своим собственным.

Демографические тенденции таковы, что к 2040−2050 годам нынешнее население Прибалтики сократится в два раза, и они чисто физически будут не в состоянии обеспечивать функционирование имеющейся хозяйственной и промышленно-торговой инфраструктуры на территории этих стран, оставшейся им в наследство от великого Советского Союза. Кроме того, сокращение населения в два раза приведет и к сокращению экономик, в результате чего эти государства войдут в категорию «несостоявшихся» и тотально дотационных.

Кто их будет финансировать? И надо ли будет в этой ситуации вводить кому-либо туда войска, если эти территории и так будут готовы сдаться любому, кто возьмет на себя труд их финансировать? Поэтому расплата для русофобствующих режимов Прибалтики будет горькой. Многие деятели из нынешней элиты этих стран увидят это еще при своей жизни.

Источник

balalaika24.ru

К 2018 году Россия прекратит транзит нефти через Прибалтику — ИноТВ

  • 13:44
    Парламент Чечни утвердил кандидатуру мэра Грозного на пост главы правительства республики

    Парламент Чеченской республики согласовал назначение Муслима Хучиева на должность председателя правительства Чечни. Об этом глава республики Рамзан Кадыров написал в своём канале в Telegram.

  • 13:43
    СМИ: НАТО не успеет на войну с Россией из-за плохих дорог

    Плохие дороги и бюрократия могут привести к тому, что войска НАТО проиграют первую фазу войны в случае конфликта с Россией.

  • 13:40
    СМИ: В Ирландии автомобиль наехал на группу людей у церкви

    Автомобиль врезался в группу пешеходов у церкви в Клондолкине, пригороде Дублина.

  • 13:37
    Болельщики разных стран отдали честь форварду сборной России Дзюбе

    Болельщики разных стран перед матчем третьего тура группового этапа чемпионата мира по футболу 2018 года Россия — Уругвай отдали честь нападающему российской сборной Артёму Дзюбе.

  • 13:33
    В Минздраве Украины рассказали об эпидемии туберкулёза в стране

    Исполняющая обязанности министра здравоохранения Украины Ульяна Супрун заявила, что в стране эпидемия туберкулёза.

  • 13:29
    Родственники впавшего в кому после выстрелов экс-полицейского оспорили приговор суда

    Родственники Владимира Фефилактова, впавшего в кому после выстрелов экс-полицейского в Свердловской области, оспорили приговор суда. Об этом сообщила адвокат семьи Фефилактовых Наталья Груднова.

  • 13:26
    Лавров обсудил с главой МИД Ирана ситуацию вокруг ядерной сделки

    Министр иностранных дел России Сергей Лавров обсудил по телефону с иранским коллегой Мохаммадом Джавадом Зарифом ситуацию вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД), сообщает пресс-служба МИД.

  • 13:21
    Около 100 человек отравились на свадьбе в Батуми

    Около 100 человек, в том числе дети, отравились на свадьбе в ресторане в грузинском Батуми. Об этом сообщает «Рустави 2».

  • 13:13
    Источник: два человека пострадали при стрельбе в колледже в Ингушетии

    Два человека пострадали в результате стрельбы в колледже в Ингушетии. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в правоохранительных органах региона.

  • 13:12
    ПАСЕ утвердила нового председателя

    Парламентская ассамблея Европы (ПАСЕ) утвердила швейцарского парламентария Лилиан Мори Паскье в качестве нового председателя.

  • 13:11
    Песков: изменения в пенсионное законодательство подлежат скрупулёзному разъяснению

    Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что инициатива правительства, касающаяся изменений в пенсионное законодательство, подлежит дальнейшему скрупулёзному разъяснению.

  • 13:11
    Путин не посетит матч ЧМ-2018 Россия — Уругвай

    Пресс-секретарь российского лидера Владимира Путина Дмитрий Песков сообщил, что глава государства не сможет посетить матч группового этапа чемпионата мира по футболу 2018 года между сборными России и Уругвая.

  • 13:04
    В Москве 26 июня объявлен «жёлтый» уровень погодной опасности

    «Жёлтый» уровень погодной опасности объявлен в Москве и области на вторник, 26 июня, из-за высокой вероятности пожаров. Об этом сообщает Гидрометцентр России.

  • 13:00
    В Еврокомиссии призвали дать Меркель время на поиск решения по миграции

    Еврокомиссар по бюджету, представитель Христианско-демократического союза Гюнтер Эттингер призвал баварский Христианско-социальный союз (ХСС) предоставить канцлеру Германии Ангеле Меркель больше времени на поиск общего решения по вопросу миграции. Об этом он заявил в интервью газете Reutlinger General-Anzeiger.

  • 12:59
    Песков заявил, что Путин получал отчёты по делу подозреваемой в шпионаже Цуркан

    Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Владимир Путин получал отчёты по делу задержанной по подозрению в шпионаже Карины Цуркан.

  • 12:59
    Марадона хочет собрать легенд сборной Аргентины и встретиться с игроками нынешней национальной команды

    Чемпион мира 1986 года в составе сборной Аргентины Диего Марадона заявил, что намерен собрать других легендарных игроков команды и вместе с ними встретиться с футболистами нынешней сборной перед матчем третьего тура группового этапа чемпионата мира 2018 года с Нигерией.

  • 12:52
    Эксперт прокомментировал начало испытаний боевого робота на Украине

    Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов прокомментировал в беседе с RT начало испытаний Вооружёнными силами Украины роботизированного наблюдательно-огневого комплекса «Охотник».

  • 12:43
    Главный тренер сборной Перу рассказал о состоянии здоровья Фарфана

    Главный тренер сборной Перу Рикардо Гарека рассказал о состоянии здоровья нападающего Джефферсона Фарфана, госпитализированного после потери сознания на тренировке национальной команды перед матчем чемпионата мира 2018 года с командой Австралии.

  • 12:42
    Делегация ХАМАС посетит Москву 25 июня

    Делегация палестинского движения ХАМАС прибудет с визитом в Москву 25 июня.

  • 12:40
    Иран подал в Международный суд ООН иск к США из-за замораживания средств иранского ЦБ

    Тегеран подал в Международный суд ООН в Гааге иск к США из-за замораживания средств иранского Центробанка на сумму $2 млрд. Об этом сообщил официальный представитель МИД Ирана Бахрам Касеми.

  • 12:33
    Основной соперник Эрдогана заявил, что принимает итоги выборов

    Основной соперник победившего на президентских выборах в Турции Реджепа Тайипа Эрдогана Мухаррем Индже заявил, что принимает результаты голосования.

  • 12:25
    Отель в Саранске, в котором разместилась сборная Португалии, окружили вторым забором

    Отель в Саранске, в котором расположилась сборная Португалии перед матчем группового этапа чемпионата мира по футболу 2018 года с командой Ирана, огородили дополнительным забором.

  • 12:19
    Хоккеист Сергей Огородников погиб в аварии на водном мотоцикле

    Победитель юниорского чемпионата мира 2004 года и серебряный призёр молодёжного чемпионата мира 2006 года Сергей Огородников погиб в аварии на водном мотоцикле.

  • 12:06
    В МИД Венгрии назвали условия для снятия вето с комиссии Украина — НАТО

    Глава МИД Венгрии Петер Сийярто назвал три условия для снятия вето с проведения комиссии Украина — НАТО.

  • 12:06
    МИД Украины направил ноту России с требованием обеспечить допуск к осуждённым

    Министерство иностранных дел Украины направило в российское внешнеполитическое ведомство ноту с требованием обеспечить допуск украинского омбудсмена Людмилы Денисовой к гражданам страны, осуждённым и отбывающим наказание в России.

  • 12:00
    СМИ: Коста может пропустить остаток ЧМ-2018 из-за травмы

    Полузащитник сборной Бразилии по футболу Дуглас Коста может пропустить остаток чемпионата мира 2018 года в России из-за травмы.

  • 11:57
    Российская актриса Анна Ардова выписана из больницы

    Актриса Театра имени Маяковского Анна Ардова выписана из больницы, она чувствует себя хорошо.

  • 11:57
    СМИ: США отказали во въезде бывшему генсеку НАТО

    США отказали во въезде бывшему генсеку НАТО и экс-министру иностранных дел Испании Хавьеру Солане. Об этом пишет El Pais.

  • 11:49
    Эксперт оценил решение Литвы создать силы быстрого реагирования на киберугрозы

    Заместитель директора Института стран СНГ политолог Владимир Жарихин прокомментировал в интервью RT заявление министра обороны Литвы Раймундаса Кароблиса о том, что в стране инициировали в рамках постоянного структурированного сотрудничества (PESCO) создание сил быстрого реагирования на киберугрозы.

  • 11:41
    Синоптики прогнозируют тёплую погоду в Москве на этой неделе

    Сухая и тёплая погода установится в столичном регионе на предстоящей неделе.

  • 11:35
    Порошенко поздравил Эрдогана с победой на президентских выборах

    Украинский президент Пётр Порошенко поздравил турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана с победой на выборах.

  • 11:30
    При крушении лёгкого самолёта в США погибли два человека

    Лёгкий самолёт Cessna 210 разбился в американском городе Детройт. Об этом сообщает The Detoit News со ссылкой на полицию.

  • 11:18
    На Украине начались испытания боевого робота «Охотник»

    Вооружённые силы Украины испытывают роботизированный наблюдательно-огневой комплекс «Охотник», сообщает пресс-служба правительства в Facebook.

  • 11:17
    Мордовский музей подарил Месси на день рождения копию известной скульптуры

    Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени Степана Эрьзи подарил форварду сборной Аргентины Лионелю Месси копию скульптуры «Аргентинка» в честь его 31-летия.

  • 11:03
    Никиту Белых этапировали в колонию

    Бывшего губернатора Кировской области Никиту Белых, осуждённого по делу о взятке, отправили к месту отбывания наказания. Об этом заявил ответственный секретарь Общественной наблюдательной комиссии Москвы Иван Мельников.

  • 11:02
    В Варшаве заявили, что миграционный вопрос разделяет Европу

    Глава канцелярии президента Польши Кшиштоф Щерский заявил, что вопрос о миграции разделяет Европу и создаёт напряжённость.

  • 10:55
    Аргентинский тренер заявил, что нужно выгнать Месси из национальной команды

    Известный аргентинский тренер Рикардо Карусо Ломбарди заявил, что форварда Лионеля Месси нужно выгнать из национальной команды.

  • 10:45
    Глава Минобороны Литвы рассказал о создании в ЕС сил быстрого реагирования на киберугрозы

    Глава Минобороны Литвы Раймундас Кароблис заявил, что шесть стран ЕС намерены подписать соглашение о создании сил быстрого реагирования на киберугрозы.

  • 10:39
    Форлан заявил, что Уругваю будет непросто играть с Россией на ЧМ-2018

    Бывший нападающий сборной Уругвая Диего Форлан поделился ожиданиям от матча национальной команды с Россией на чемпионате мира по футболу 2018 года.

  • 10:39
    Путин поздравил Эрдогана с победой на выборах президента Турции

    Президент России Владимир Путин поздравил лидера Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с переизбранием на пост главы государства, сообщает пресс-служба Кремля.

  • 10:34
    В Башкирии выявили заражённую птичьим гриппом продукцию пензенских птицефабрик

    В Башкирии вирус птичьего гриппа был обнаружен в продукции, поступившей от двух птицефабрик Пензы.

  • 10:26
    Шарапова опустилась на 24-е место в мировом рейтинге теннисисток WTA

    Женская теннисная ассоциация (WTA) опубликовала обновлённый 25 июня рейтинг спортсменок.

  • 10:19
    Надаль вернулся на первую строчку рейтинга ATP, опередив Федерера

    Ассоциация теннисистов-профессионалов (ATP) опубликовала обновлённый 25 июня рейтинг спортсменов.

  • 10:16
    СМИ сообщили о намерении Южной Кореи отменить артиллерийские стрельбы ради диалога с КНДР

    Южная Корея намерена отменить регулярные военные учения с артиллерийскими стрельбами на приграничных с КНДР островах в Жёлтом море для реализации договорённостей межкорейского саммита о взаимном прекращении враждебных действий.

  • 10:07
    Цубербюлер оценил выступление сборной России на ЧМ-2018

    Бывший голкипер сборной Швейцарии Паскаль Цубербюлер высказал мнение о выступлении национальной команды России на домашнем чемпионате мира по футболу 2018 года.

  • 10:05
    Эксперт прокомментировал победу Эрдогана на президентских выборах в Турции

    Старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов в беседе с RT прокомментировал победу Реджепа Тайипа Эрдогана на президентских выборах в Турции. По итогам обработки 97,7% избирательных бюллетеней он набрал большинство голосов.

  • 10:01
    Рубль снижается к доллару и евро

    На открытии торгов рубль снижается к доллару и евро. Об этом свидетельствуют данные Московской биржи.

  • 09:56
    Эксперт объяснил заявление Рабиновича об «обнищании» Украины приближением выборов

    Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник прокомментировал в разговоре с RT заявление депутата Верховной рады Вадима Рабиновича о том, что украинские власти «довели страну до обнищания».

  • 09:51
    Кантона призвал сборную Бразилии вести себя мужественно

    Легендарный нападающий «Манчестер Юнайтед» и сборной Франции по футболу Эрик Кантона обратился к национальной команде Бразилии.

  • 09:45
    Топилин назвал средний размер пенсии в 2019 году

    Средний размер пенсии в России в 2019 году увеличится до 15,4 тыс. рублей, заявил министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

  • russian.rt.com

    Прибалтика остаётся без российского транзита

    Последствия антироссийской политики прибалтийских вождей вырисовываются всё чётче. К 2018 году «Транснефть» намерена сократить объём перевалки нефтепродуктов в портах стран Балтии, лишив недружественных соседей транзитных доходов. За два года прибалтийские предприниматели так и не сумели найти полноценной замены российскому рынку: бизнес продолжает терпеть убытки. А тут ещё выход Великобритании из ЕС, а значит, и потеря отчислений Лондона в евроказну, часть из которых шла на содержание периферии.

    Санкционная война может привести к таким экономическим последствиям, что обратно вернуться будет уже невозможно, прокомментировал бизнес-омбудсмен РФ Борис Титов очередные призывы восточноевропейских «ястребов» ужесточить антироссийские меры. «Это все понимают, и этого не хотят ни они, ни мы», – сообщил чиновник. Видимо, понимают не все. В последние дни августа глава МИД Литвы Линас Линкявичюс призвал усилить давление на восточного соседа. «Если мы совершенно ничего не достигли, стоит ужесточить санкции», – заявил глава литовской внешнеполитической кузницы в интервью информационному агентству Reuters.

    Владимир Путин и Николай Токарев

    Точка экономического невозврата для прибалтов, между тем, уже маячит на горизонте. Переломный рубеж – 2018 год. К 2018 году наши грузы уйдут из портов Прибалтики совсем, пообещал глава компании «Транснефть» Николай Токарев на совещании с президентом Путиным.

    Российские морские гавани сегодня переживают профицит мощности. Токарев рассказал, что в соответствии с поручением правительства «Транснефть» уже ведёт переориентацию с латвийских портов Риги и Вентспилса на российские балтийские порты Приморск и Усть-Луга и черноморский Новороссийск. «Если в прошлом году в Прибалтике переваливалось порядка 9 млн тонн нефтепродуктов, то в этом году – 5 млн. До 2018 года, в ближайшие годы, мы сократим этот грузопоток в район Прибалтики до нуля», – подытожил Токарев.

    А ведь какими сладостными были мечты тех же латвийских транзитёров 20 лет назад. В 1990-х Латвия занимала главенствующее положение среди стран Балтии по перевалке российской нефти: через порты маленькой республики в это время транспортировалось более 30 млн тонн «недемократических» нефтепродуктов ежегодно. Контрастирует с нынешними 5 млн, не правда ли? Для Вентспилсской морской гавани, куда ещё в советское время был протянут единственный в регионе трубопровод, загрузка российской нефтью генерировала доходы в размере 10% латвийского бюджета. Официальная Рига рассчитывала как минимум удвоить объёмы нефтеперевалки.

    порт в Вентспилсе

    Сегодня латвийские грузоперевозчики оправданно беспокоятся. Сокращаются объёмы российских грузов.

    За первые шесть месяцев этого года грузооборот порта Рига просел на 11,5%, порта Вентспилс – на 25%. Один из ведущих мотивов переориентации грузопотоков – недружелюбное поведение прибалтийских вождей.

    В настоящее время транзит и сопредельные отрасли всё ещё дают 12–13% ВВП Латвии, не менее 80% транзита приходится на грузы с востока. Уход российских грузов означает экономический удар минимум по 85 тыс. жителей Латвии: работникам портов, железнодорожной отрасли, членам их семей. Кому-то снова придётся эмигрировать, но латвийцам не привыкать.

    «Балтийская ассоциация – транспорт и логистика» (БАТЛ) уже поспешила обратиться к высшим должностным лицам Латвии, министрам, мэрам Риги, Вентспилса и Лиепаи, иностранным инвесторам с призывом немедленно сесть за стол переговоров, чтобы разработать соответствующее ситуации на рынке предложение о потоке транзитных грузов через Латвию и латвийские порты. Вот только малость наивно говорить о спасении отрасли с её же могильщиками – членами правительства. «Придурок» из МИД и генпрокурор – именно эти лица, по мнению вентспилсского градоначальника Айварса Лембергса, должны нести ответственность за «транзитную катастрофу» в первую очередь.

    В 2014 году аудиторская компания «EY» посчитала, что в случае прекращения транзита нефти и нефтепродуктов латвийская казна сократится на 803,8 млн евро. Москва намерена воплотить этот сценарий в жизнь.

    При этом не стоит сомневаться: уход «Транснефти» – это лишь одно из звеньев длинной цепочки событий по переориентации транзитных потоков с прибалтийских портов на российские. Большую часть доходов портам Прибалтики дают контейнерные грузы. Чтобы забрать контейнеры, российской стороне необходимо лишь навести порядок с собственными таможенными процедурами и транспортными тарифами. Русские, как известно, долго запрягают, но быстро едут. Принципиальное решение об уходе России из Прибалтики принято: сначала нефтепродукты, а следом и весь остальной транзит.

    2018 год не сулит прибалтам добрых вестей и с западного направления. После «брексита» денег в евроказне станет меньше. Британия была страной-донором. Периферийные европейцы, живущие на финансовых инъекциях Брюсселя, недополучат. А ведь именно Эстония, Литва, Латвия вместе с Венгрией, Болгарией и Польшей – главные потребители евросоюзного велфера. Худо-бедно страны Балтии завершат освоение фондов, запланированных до 2018 года. Дальше придётся думать. В 2019-м и 2020 годах на тот же ремонт латвийских дорог евроденег уже не предусмотрено.

    Дана Рейзниеце-Озола

    В 2020 году Брюссель будет принимать очередной шестилетний бюджет. Пособия периферийным младоевропейцам урежут.

    После 2020 года, когда в Латвии закончится финансирование из фондов ЕС, нужно будет увеличивать налоговые поступления, поспешила заявить министр финансов Дана Рейзниеце-Озола.

    Увеличивать за счёт повышения налоговой нагрузки, ведь бороться с теневой экономикой и улучшать предпринимательскую среду гораздо труднее.

    Да и о какой предпринимательской среде может идти речь, если борьба прибалтийских правительств на антироссийском фронте лишила бизнесменов одного из важнейших рынков? За два года латвийские производители так и не смогли найти полноценной замены России, приходят к выводу эксперты Минземледелия Латвии. Пусть столичный руководитель Нил Ушаков и предпринимает шаги для возвращения «рижских двориков» (стендов продукции латвийских производителей – прим. RuBaltic.Ru) в Москву после отмены санкций, о былом торговом обороте между странами Балтии и их восточным соседом в среднесрочной перспективе мечтать не приходится.

    В итоге антироссийская политика прибалтийских вождей в совокупности с европейскими проблемами даёт кумулятивный эффект. Над экономическими перспективами Латвии, Эстонии и Литвы всё плотнее сгущаются тучи.

    www.rubaltic.ru

    Как Прибалтика теряла российский транзит

    Транзитная сфера Прибалтийских республик находится на грани коллапса. Сокращаются грузовые перевозки по железной дороге, катастрофически падает грузооборот прибалтийских портов. RuBaltic.ru решил напомнить, как транспортно-логистическая сфера Литвы, Латвии и Эстонии дошла до такой жизни – как четверть века антироссийской политики довели Прибалтику до потери российского транзита.

    Как создавалась транзитная отрасль Прибалтики

    У истоков

    Логистический сектор Литвы, Латвии и Эстонии в современном виде был создан в советский период. Он создавался как часть единого народнохозяйственного комплекса СССР и связывал прибалтийские республики с остальным Советским Союзом. В рамках послевоенного восстановления инфраструктуры и экономики Литвы, Латвии и Эстонии была проведена реставрация железнодорожного полотна и сети автомобильных дорог. Прибалтийские дороги считались лучшими в Советском Союзе – это неудивительно, если учесть, что в 1970–80-е годы Литовская, Латвийская и Эстонская ССР лидировали среди советских республик по объёму инвестиций в инфраструктуру на душу населения.

    Союзный Центр поставил перед собой задачу сделать Прибалтику ключевым логистическим звеном советской торговли с Европой.

    В рамках выполнения этой задачи была проведена комплексная модернизация прибалтийских портов. Новоталлинский морской порт – прошедший советскую реконструкцию и расширение морской порт города Таллина – к моменту распада СССР считался самым дорогостоящим инфраструктурным проектом послевоенной Европы. В рамках строительства нефтепровода «Дружба» – одного из крупнейших проектов СССР в области энергетической инфраструктуры – на ответвлениях этого нефтепровода были построены нефтеналивной терминал Бутинге в литовской Клайпеде и Вентспилсский нефтеналивной порт, в котором был запущен один из крупнейших в стране терминалов для транспортировки удобрений и продукции химической промышленности. Клайпедский и Рижский порты были подвергнуты всесторонней модернизации, в результате которой получили возможность обеспечивать транспортировку практически всех существующих видов грузов.

    Помимо великолепных морских портов и лучших в Советском Союзе железных дорог и автомобильной сети, каждая из прибалтийских республик в советский период имела собственный торговый флот. У Литовской ССР был самый большой рыболовный флот в Европе. К моменту провозглашения независимости Литва имела около 500 судов. В Латвии созданный в 1947 году республиканский торговый флот к началу «поющей революции» был оснащён судами мирового класса – танкерами, контейнеровозами, рефрижераторами.

    Вся история прибалтийских торговых флотов после 1991 года представляет собой один длительный процесс сдачи советского наследия в металлолом.

    1990-е годы: Прибалтика – монополист российского транзита

    Почти монополисты

    В период «второй независимости» значение транзита для прибалтийских экономик существенно увеличилось. Это связано исключительно с изменением структуры экономики балтийских республик. В 1990-е годы Латвия и Эстония (в меньшей степени Литва, где у власти тогда был Альгирдас Бразаускас) объявили священную войну советским фабрикам и заводам. В результате последовательных закрытий, банкротств и сдачи в металлолом «наследия оккупации» доля промышленности в прибалтийской экономике за несколько лет сократилась с 60% до 20–25%. Одновременно с этим в начале 1990-х в Прибалтике произошёл коллапс сельского хозяйства.

    Резкая трансформация структуры экономики привела к увеличению до 60–65% доли услуг, к которым в экономической науке зачастую относят и транзит. Однако транзит в постсоветский период для Прибалтики играл роль, несравнимую с банковской сферой или туризмом.

    В условиях крушения реальной экономики, промышленности и сельского хозяйства транзит сохранял старые экономические связи Прибалтики с постсоветским пространством.

    Например, российские грузы и грузы, следующие в Россию, в разные годы составляли 75–90% грузовых перевозок Латвийской железной дороги.

    В отличие от крупной советской промышленности логистическая сфера в 1990-е годы не вызывала у прибалтийских националистов осознанного желания её уничтожить (хотя торговый флот начали уничтожать уже тогда). Транзитной отрасли позволили существовать, хотя и не вкладывались в поддержание и развитие инфраструктуры ни центом, ни сантимом, – достаточно сказать, что в Латвии за 22 года «второй независимости» был построен только один железнодорожный мост (причём построен он был за счёт финансирования из ЕС).

    Возможно, транзит было решено не трогать, потому что отсутствие собственной полноценной портовой инфраструктуры на Балтике делало Россию заложницей балтийских республик.

    Монополия на порты позволяла странам Балтии безбоязненно проводить свою максимально враждебную по отношению к России и русским политику: делить своих жителей на граждан и неграждан, поддерживать чеченских боевиков, требовать «компенсаций за оккупацию», предъявлять территориальные претензии. В Таллине, Риге и Вильнюсе понимали, что Москве всё равно деваться некуда: прибалтийский транзит для российского Северо-Запада был безальтернативен, поэтому с балтийскими странами всё равно пришлось бы продолжать сотрудничество.

    При таком подходе прибалтийских властей строительство альтернативных российских портов на Балтике стало неизбежным и единственно возможным решением.

    2000-е годы: инфраструктурное размежевание

    Ключевой поворот

    Предложения создавать на Северо-Западе собственную логистическую инфраструктуру взамен прибалтийской высказывались в России все 1990-е годы, становясь всё более популярными. В частности, будущий президент России Владимир Путин в своей диссертации 1997 года писал о целесообразности строительства торговых портов в Ленинградской области.

    Эта целесообразность была как экономической, так и политической: к концу 1990-х годов отношения России с Прибалтикой деградировали до применения санкций. Латвия стала первой страной в мире, против которой Россия ввела экономические санкции: после того как в 1998 году в Риге полицейские избили демонстрацию русских пенсионеров, Москва прекратила нефтяной транзит через Вентспилс и запретила импорт латвийских продуктов. Одновременно с этим крупный российский бизнес в порядке частной инициативы ввёл неофициальные санкции против Литвы: после того как правящие «ландсбергисты» отказались от продажи «Лукойлу» Мажейкяйского НПЗ, предпочтя коррупционную сделку с американцами, крупнейшие нефтяные компании России отказались поставлять нефть на Mažeikių nafta и терминал Бутинге.

    При таком развитии отношений зависимость от транзитных стран была в итоге осознана в Москве как угроза национальной безопасности.

    Поэтому с 2000 года создание новой логистической инфраструктуры, позволяющей избавиться от бывших советских республик, становится в России официальным стратегическим курсом.

    Газопровод «Северный поток», система нефтепроводов БТС-2 (Балтийская трубопроводная система) и российские грузовые порты в Ленинградской области (Усть-Луга, Выборг, Приморск) начали строиться в рамках этого курса.

    Появление отечественной альтернативы транзиту через Прибалтику сразу начало оказывать негативное влияние на показатели грузооборота прибалтийских портов и железных дорог. После скандала с переносом «Бронзового солдата» «Российские железные дороги» прекратили поставки нефти в Эстонию, российские экспортёры направили свои грузы в другие порты вместо Таллина, а Эстонская железная дорога была вынуждена сократить 8,5% персонала из-за рекордного падения грузооборота. «Бронзовая ночь», по подсчётам бывшего премьер-министра Эстонии Тийта Вяхи, обошлась стране в 8 миллиардов евро, экономический рост в Эстонии сократился вдвое, а эстонский транзит к былым показателям грузооборота не вернулся уже никогда.

    По мере того как стало ясно, что антироссийская основа внешней и внутренней политики стран Балтии является фундаментальной и неизменной, государственная стратегия России в отношении Прибалтики была скорректирована в сторону не просто создания отечественной альтернативы прибалтийским портам, а полного отказа от прибалтийского транзита.

                                       

    Наши дни: коллапс транзитной отрасли

    Поезд ушел

    В последнем послании Федеральному Собранию в конце 2015 года президент России призвал развивать отечественные порты на Балтике, подтвердив, что в Кремле принято стратегическое решение отказаться от морских портов Прибалтики и довести до логического завершения переориентацию российского транзита на порты Северо-Запада РФ.

    В том же 2015 году заработали на полную мощность новые российские порты в Ленинградской области. В результате российские гавани в прошлом году заняли лидирующие позиции по числу переваленных грузов среди портов восточной части Балтийского моря. Грузооборот порта Усть-Луга вырос на 16% за прошлый год и на 6% за первый квартал нынешнего года. Грузооборот порта Приморск вырос на 11% по итогам прошлого года и на 6% по итогам первого квартала нынешнего года. Причём этот стремительный рост имеет место в условиях антироссийских санкций, российского продовольственного эмбарго и кризиса в российской экономике.

    Логистическая сфера Прибалтики в это же время вошла в зону свободного падения.

    Грузооборот всех прибалтийских портов в прошлом году в совокупности снизился на 7%, при этом грузооборот Таллинского порта сократился на 21%. В первом квартале 2016 года грузооборот Таллинского порта упал на 16%, Рижского порта – на 14%. Ещё в конце 2014 года российская «Транснефть» объявила об уходе из Вентспилса и перенаправлении своего нефтяного транзита на Приморск и Усть-Лугу. В результате по итогам 2015 года грузооборот Вентспилсского порта сократился на 14%, а за первый квартал 2016 года рухнул на 19%.

    Во всех трёх странах Балтии происходит падение железнодорожных перевозок. Прошлым летом Россия прекратила транзит угля и минеральных удобрений через Латвию. В этом году правление Эстонской железной дороги объявило о катастрофической ситуации: количество поездов из России сокращается вдвое – с 12 до 6 поездных пар в день. По словам председателя Eesti Raudtee, это падение – не предел: в ближайшие месяцы транзит российских грузов может прекратиться вовсе, и железную дорогу ждёт если не банкротство, то массовые сокращения точно.

    Однако весь трагизм ситуации становится понятен, если учесть, что в 2006 году по Эстонской железной дороге в день проезжало по 32 поезда из России. Не надо было осквернять могилы и переносить «Бронзового солдата» – тогда бы какая-то часть этих поездов по-прежнему проезжала через Эстонию. А в нынешней ситуации у балтийских республик нет другого выхода, кроме как сдавать рельсы и портовые краны в тот же металлолом, в который они уже сдали свой торговый флот.

    Это особенность таких стратегических решений, как переориентация транзита на новые российские порты: подобные решения реализуются долго и незаметно, но после воплощения в жизнь отыграть их назад практически невозможно.

    В недалеком будущем в Прибалтике

    www.rubaltic.ru

    В Латвии поняли, что РФ выполняет обещания по сокращению транзита

    Транзит российских нефтепродуктов через латвийские порты продолжает сокращаться, "Балтийская ассоциация – транспорт и логистика" (BATL) предлагает правительству готовый план действий

    РИГА, 25 сен — Sputnik. Грузооборот Рижского порта за восемь месяцев текущего года сократился на 4,8% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, перевалка грузов в основном уменьшилась в одном сегменте – нефтепродуктов, заявил заместитель председателя Рижской думы Андрис Америкс в эфире передачи "Утренняя панорама" на LTV.

    "Мы теперь понимаем, что Россия действительно выполняет свои обещания и шлет нефтепродукты в свои порты", — сказал Америкс.

    Тем не менее сокращение грузооборота стало не столь значительным, как прогнозировалось, отметил председатель Рижского Свободного порта.

    Эстонские порты, по сравнению с прошлым годом, также потеряли часть транзитных грузов. По данным департамента статистики страны, в августе 2017-го через эстонские порты было переправлено 2,83 миллиона тонн грузов — на 3,5% меньше, чем в августе 2016 года. Всего за восемь месяцев этого года грузооборот портов Эстонии составил 23,3 миллиона тонн.

    Сокращение грузопотока из РФ продолжится

    Порты Латвии, Литвы и Эстонии лишились значительного объема грузов из-за намерения России развивать собственную инфраструктуру на Балтике, а также увеличивать провозную способность железной дороги Ленинградской области. В 2016 году общий объем перевалки российских грузов в портах стран Балтии составил 42,5 миллиона тонн. К 2020 году Латвия, Литва и Эстония могут лишиться еще 60% российских грузов.

    По словам заместителя руководителя Росморречфлота Надежды Жихаревой, грузооборот портов Северо-Запада России к 2020 году вырастет на 60 миллионов тонн в год. Около 40 миллионов тонн прироста придется на навалочные грузы. Дополнительный грузооборот предполагается привлечь в том числе за счет переориентации российских внешнеэкономических грузов из портов сопредельных государств — более 25 миллионов тонн в год.

    Помимо развития собственно инфраструктуры портов планируется увеличивать и провозную способность железной дороги Ленинградской области — на 20 миллионов тонн в год.

    Кроме российских грузов, порты стран Балтии рискуют потерять и транзит белорусских нефтепродуктов. Президент РФ Владимир Путин на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России в Калининградской области 16 августа заявил о необходимости увязать поставки нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы с транспортировкой выработанных нефтепродуктов через Россию.

    Минэнерго РФ в середине сентября заявило, что ведет работу над привлечением белорусских экспортеров нефтепродуктов в российские порты в том числе за счет снижения тарифов на обслуживание в портах и тарифов РЖД на перевозку грузов.

    Правительству Латвии дадут готовый план

    Представители транспортной отрасли для разрешения проблем, сложившихся в транзитном секторе Латвии, готовы представить правительству собственный план действий, сообщает Mixnews.lv.

    "Балтийская ассоциация — транспорт и логистика" (BATL) считает, что если правительство не примет важных решений, то, скорее всего, в скором времени будет необходимо пересмотреть прогнозы бюджетных доходов.

    По словам президента общества BATL Инги Антане, политика страны до сегодняшнего дня была создана для транзита угля и нефти, но нынешние геополитические решения свидетельствуют, что благоприятных условий для этого больше не будет.

    "Наше видение простое: политика, поддерживающая транзитный сектор, должна стать повесткой дня у правительства. И, как говорится, "если гора не идет к Магомету, тогда Магомет должен идти к горе", мы предлагаем готовый план правительству", — отметила она.

    Среди главных пунктов плана создание межминистерской рабочей группы, стратегия транзитной отрасли на пять лет, актуализация программы развития портов Латвии, а также план действий для железной дороги.

    ru.sputniknewslv.com

    расплата будет горькой. Юрий Баранчик

    Почему Россия не будет воевать с Прибалтикой

    Транзит из России и Прибалтика

    Анализ российско-западного противостояния в очередной раз подтверждает старую истину — пока солидные высокие договаривающиеся стороны занимаются серьезными терками, вокруг носится масса шестерок, которые своими повизгиваниями пытаются обратить на себя свое внимание. Притом, что характерно, как говаривал легендарный хоккейный голкипер горьковского «Торпедо» Виктор Коноваленко после турне команды по Канаде, «чем мельче шавка, тем больше крика».

    Так и наши дорогие прибалтийские страны — политического веса никакого, но шума очень много. Особенно в последние годы. Санкции против России стали тем спусковым крючком, после которого прибалтийские русофобские режимы как с цепи сорвались. В ход пошла самая крупная аргументационная артиллерия — мол, Россия хочет военным образом оккупировать эти страны. Все это было бы смешно, так как российские войска пройдут всю Прибалтику до моря и не заметят даже никакого сопротивления, даже с теми подразделениями НАТО, которые там будут размещены в следующем году. Однако именно этот громкий шум позволяет более крупным «партнерам» России использовать этот абсолютно искусственный повод для выстраивания своей антироссийской игры.

    Таким образом, нынешние элиты прибалтийских стран не делают никаких уроков из самого ближайшего прошлого. Напомню, что именно из-за антироссийской истерии, из-за русофобских настроений, из-за унижений русского населения стран Прибалтики, Россия с конца 1990-х начала процесс приведения наших прибалтийских «партнеров» в чувство, когда начала ломать их монополию на экспорт российских энергоресурсов и товаров на Запад. Как отмечает Михаил Демурин, ситуация в этой области на начало 1990-х годов была следующей. Четыре российских порта на Балтике — Калининград, Санкт-Петербург, Выборг и Высоцк — могли пропустить только четверть из того объёма экспортных грузов, который шёл в этом направлении. Общий дефицит портовых мощностей на Балтике составлял для России порядка 100 млн тонн, а прибалты зарабатывали на обслуживании российских транзитных грузов до 1 млрд американских долларов в год.

    «Особенно сильно транзитная монополия прибалтов ощущалась в транзите нефти, причем главенствующее положение здесь занимала Латвия, поскольку именно в латвийский порт Вентспилс был ещё в советское время проложен единственный в этом регионе трубопровод. В общей сложности через латвийские порты в тот период транспортировалось более 30 млн тонн нефти и нефтепродуктов ежегодно, и латыши твёрдо рассчитывали этот объём как минимум удвоить». То есть, запомним — на начало 1990-х прибалты переваливали более 30 млн тонн нефти и нефтепродуктов из России в год. А доходы той же Латвии от загрузки Вентспилса российской нефтью составляли около 10% от бюджета.

    В 1990-е годы прибалты много сделали антироссийских жестов, но ключевым для сворачивания российского нефтетранзита, по мнению Михаила Демурина, стало то, что в 1999 году Латвия, Литва и Эстония в числе первых присоединились к нефтяному эмбарго ЕС в отношении Югославии, установленному в нарушение Устава ООН. «Тем самым нам было показано, что впредь в критических ситуациях конечные пункты российского нефтеэкспорта через их территории будет выбирать ЕС, вернее — США, а не сама Россия».

    Именно после этого Россия приступила к строительству Балтийской трубопроводной системы (хотя решение о ее строительстве было принято в 1997 году), с помощью которой Россия должна была не только уменьшить свою политическую зависимость от лимитрофов в плане нефтетранзита, но и существенно уменьшить экономическую подпитку воинствующих прибалтийских русофобов. 31 марта 2000 года в основание этой стройки в ныне успешно действующем нефтеналивном порту Приморск был заложен памятный камень, а в декабре 2001 года в новом российском порту на Балтике был загружен первый танкер.

    Первая очередь БТС предусматривала перевалку всего 12 млн тонн нефти. Однако благодаря продолжающимся русофобским чудачествам прибалтов, объем перевалки нефти и нефтепродуктов в нем к 2006 году составил уже 74 млн. тонн, которые ушли из портов Прибалтики. В этом же году Россия прекратила отгружать нефть через литовский порт Бутинге. В 2009 году пришел черед Одессы попрощаться с транзитом российской нефти.

    Была еще история в начале 2000-х с Вентспилским нефтеналивным портом и Мажейкяйским НПЗ, которые прибалты также отказались продавать России, но в результате остались с дыркой от «золотого» бублика. Труба сломалась, и Россия не пожелала ее восстанавливать. В результате вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев сказал в интервью одному из прибалтийских изданий памятную фразу «вяжите носки, производите трикотаж и не бейтесь за транзит». В результате стоимость контрольного пакета акций Ventspils Nafta — основного оператора Вентспилского порта снизилась с 200 млн. долларов, которые хотел Айварс Лембергс, до 1 доллара. Это был 2003 год.

    Тем не менее, несмотря на политическое понимание необходимости отказа от прибалтийского транзита нефти и нефтепродуктов, в 2007 году, согласно данным министра транспорта России Игоря Левитина, Россия еще переваливала через порты Прибалтики около 80% нефтепродуктов. В результате на заседании морской коллегии в Санкт-Петербурге в июле 2008 года было принято решение о том, что Россия должна полностью избавиться от зависимости от прибалтийских лимитрофов в плане транзита нефти и нефтепродуктов к 2015 году.

    Тем не менее власти Прибалтики продолжали думать, что все это шутки. Так, 8 января 2010 года журнал Kapitals опубликовал интервью вице-мэра Риги Айнарса Шлесерса, являвшегося также одним из лидеров партии ЛПП/ЛЦ. «До кризиса, когда цена на нефть была очень высокой, российская сторона четко определила, что будет развивать инфраструктуру своих портов и постарается обеспечить всё сама. Сейчас они понимают, что это утопия. Невозможно все это реализовать — построить подъездные пути, железную дорогу и все необходимое. Поэтому мощность латвийских портов на 60 млн. тонн с дополнительной мощностью до 80−100 млн тонн является привлекательной», — сказал Айнарс Шлесерс.

    Как оказалось, это было большой и серьезной ошибкой. В 2014 году в связи с присоединением прибалтов к введенным ЕС мерам экономического давления на нашу страну «Транснефть» и крупнейшие российские нефтяные компании решили окончательно перенаправить российскую нефть и нефтепродукты из портов Латвии, Литвы и Эстонии в отечественные порты.

    Последовательная политика руководства России по защите национально-государственных интересов в области экономики и развития собственной портовой инфраструктуры на Балтике привела к тому, что в строй вступали все новые и новые мощности, в результате чего в 2015 году Россия переваливала через порты Прибалтики только 9 млн тонн нефтепродуктов. И вот как стало известно 12 сентября во время встречи главы «Транснефти» Николая Токарева с Владимиром Путиным, оставшийся в портах Прибалтики объем в 9 млн тонн нефтепродуктов, к 1 января 2018 года будет полностью переброшен на российские порты.

    Таким образом, экспорт, все еще частично идущий через Вентспилс и Ригу, будет переброшен на Усть-Лугу и Приморск, а также на Новороссийск. По словам главы «Транснефти», российские заводы позволяют загрузить нефтемагистраль до объема в 32 миллиона тонн. «Часть мощностей, которые не востребованы под нефть, мы переориентируем под продукты. Это произойдет в направлении Приморска — до 25 миллионов тонн дизельного топлива будем поставлять, и в направлении Новороссийска с Волгоградского НПЗ, группы НПЗ Краснодарского края», — добавил Николай Токарев.

    Стоит отметить, что Россия постепенно перекрывает сотрудничество не только с русофобскими властями постсоветских республик Прибалтики, но и с их украинскими «коллегами». Так, помимо реализации проекта «Северный поток 2», который лишит Киев статуса транзитёра газа, в Москве запретили поставлять через Украину нефтепродукты. Естественно, вслед за нефтепродуктами, по мере готовности российской портовой инфраструктуры, из прибалтийских портов уйдет и российская нефть.

    Естественно, что нефть и нефтепродукты только часть от большого российского экспорта, идущего морским путем. Как отмечает председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский, в целом за 15 лет объем грузооборота через российские порты вырос в 2,7 раза. Это колоссальное достижение. Были построены новые терминалы на балтийском побережье, активно развиваются порты арктического бассейна. Появилась мощная инфраструктура на Дальнем Востоке.

    «Новороссийск — лидер по объему грузов среди российских портов, за два года сумел усилить свои обороты более чем до 127 млн тонн. Балтийский порт Усть-Луга за два года превратился во второй после Новороссийска, нарастив грузооборот с 63 почти до 90 млн тонн. Когда только начинали строить порт Усть-Луги, заявлялось, что он будет переваливать до 170−180 млн тонн грузов в год. Такой скачок сможет дать только перенаправление транзитных потоков из Прибалтики в Ленинградскую область.

    Убытки Прибалтики от реализации планов России будут настолько же колоссальными, как и российские прибыли. Только от прекращения транзита российского угля через Рижский порт убытки латвийской экономики составят 130−140 млн евро в год. При этом уголь в общем объеме перевалки грузов через порт занимает далеко не самую большую долю. Поэтому общие потери могут исчисляться миллиардами евро».

    Как отмечает Александр Носович, могла ли Россия учесть интересы прибалтийских стран и не лишать их полностью одного из важнейших источников получения дохода, который мог бы поддержать на плаву экономики Литвы, Латвии и Эстонии в критическую минуту очередного дефолта? Могла, если бы прибалтийские страны, их руководство само учитывало свои государственные интересы. Эти интересы предполагают если не союзнические отношения с Россией, то хотя бы политику добрососедства. При наличии на Балтике хороших соседей Россия могла бы инвестировать в сохранение с ними добрососедских отношений, не отказываясь полностью от транзита своих грузов через Таллин, Вентспилс или Клайпеду.

    «Но чего между Россией и Прибалтикой точно нет, так это добрососедских отношений. «Чёрные списки» есть, депортации спецслужбами российских и даже европейских пророссийских экспертов тоже есть, требования вводить против России всё новые и новые санкции есть, есть обвинения России в нарушении Прибалтикой прав человека, в героизации нацистских преступников, в исполнении на международной арене роли антироссийских провокаторов. Всё это есть. А добрососедских отношений нет».

    Таким образом, очевидно, что происходящее только начало не очень большого пути по приведению наших прибалтийских «партнеров» в чувство. За нефтепродуктами из прибалтийских портов стал угодить и металлопрокат. В течение 1990-х годов металлургические гиганты, прельстившись наличием модернизированных перевалочных мощностей и более дешевыми, чем в России, тарифами, облюбовали для перегрузки своей продукции прибалтийские порты. На конец десятилетия там перегружалось порядка половины экспортируемого металлопроката. Наблюдая за утекающими из страны грузами, государство решилось на закручивание гаек — в течение 2000 года Министерство путей и сообщения неоднократно повышало стоимость перевозок металла по железной дороге, по сути, отрезав металлургический комплекс от зарубежных портов.

    «Как следствие, из Клайпеды, Риги и Вентспилса металлопродукция переместилась в Петербург. Протекционистская мера благотворно сказалась на Большом порту «Санкт-Петербург», где бросили якорь НЛМК Владимира Лисина, «Русал» Олега Дерипаски и «Северсталь» Алексея Мордашова. Вернувшись домой, металлурги с энтузиазмом принялись осваиваться в родных пенатах. В 2004 году структуры Владимира Лисина купили контрольный пакет акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга» у офшора Nasdor, подконтрольного депутату Государственной думы Виталию Южилину, а затем приобрели на аукционе госпакет предприятия в 48,8% акций. Примеру Лисина последовал и другой стальной магнат — владелец «Северстали» Алексей Мордашов, который несколькими годами позже обзавелся в порту терминалом «Нева-Металл», приобретя его у Национальной контейнерной компании того же Южилина. Состоявшиеся сделки позволили порту надолго закрепить за собой металлургические грузы и до сих пор сохранять лидирующие позиции в регионе».

    Пока проблемой остаются минеральные удобрения, лес и накатные грузы. Тем не менее и здесь ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Как отмечал Александр Запольскис, постепенно совершенствуя портовое хозяйство и развивая собственную транспортную инфраструктуру, Россия сегодня пришла к тому, что больше 1/3 контейнеров, ¾ экспорта газа, 2/3 экспорта нефти, 67% экспорта угля и прочих насыпных грузов, мы можем обеспечить собственными силами. Это к популярному у либералов вопросу о том, что «в этой отсталой стране-бензоколонке за десять лет ничего толком не построено». Как выяснилось — построено.

    «Причем настолько много, что надобность в прибалтийском транзитном транспортном коридоре практически отпала. По железнодорожным перевозкам — в пять раз. По контейнерным — в четыре. По объему генеральных грузов — в три. Только за 2015 год перевозка нефти и нефтепродуктов через сопредельные порты упала на 20,9%, каменного угля — на 36%, даже минеральных удобрений — на 3,4%, хотя по этому показателю они еще сохраняют высокую степень монополизации. Тем не менее, по большому счету, всё — халява кончилась. Теперь русофобы могут гулять на свои.

    Резкое снижение грузооборота прибалтийских портов в I квартале 2016 года (например, в Риге — на 13,8%, в Таллине — на 16,3%) играет роль последней соломинки, способной сломать хребет верблюду. Собственно, Эстония потому и засуетилась, что вдруг уяснила, что к концу текущего года в таллинском порту без работы могут оказаться примерно 6 тысяч человек. И еще до 1,2 тысячи придется сокращать на железной дороге, из которых как минимум 500 человек — в ближайшие 2−3 месяца. Более того, падение объемов грузовых перевозок окончательно пускает под откос всю экономику железных дорог как самой Эстонии, так и соседних Литвы с Латвией. Они становятся тотально убыточны как в грузовом, так и в пассажирском сегментах. Для страны, в которой всего работающих чуть больше 500 тысяч человек, из которых 372 тысячи заняты в обслуживающем секторе, — это не просто печальная перспектива, а крах всей экономики».

    Соответственно, картина для экономик стран русофобствующей Прибалтики к 2020 году складывается весьма нерадостная. Россия их максимально отрежет от своего транзита, который в 1990-х давал им порядка 10% бюджета, а кроме этого, что гораздо важнее — занятость трудовых ресурсов в экономике. В том же 2020−2021 годах закончится большинство программ развития из бюджета ЕС, которые шли на поддержку экономик стран Прибалтики. Возможно, с учетом выхода Британии из ЕС, эти суммы начнут сокращаться и ранее. Так, в связи с Брекситом уже проблемой для Прибалтики является поступление из бюджета ЕС 3 млрд евро в 2017 году.

    В этих условиях, видя неминуемый конец антироссийской политики, элиты стран Прибалтики используют с целью создания атмосферы доверия к проводимой ими политики и для отвлечения собственного населения от реальных проблем этих государств последний оставшийся в их распоряжении аргумент — миф о российской военной угрозе. Потому что, если только этот миф развеять, то окажется, что сползание экономик стран Прибалтики в пропасть вызвано не Россией, а совсем наоборот — антироссийской и русофобской политикой элит, за что, естественно, они должны нести ответственность не только перед русским населением этих стран, но и перед своим собственным.

    Демографические тенденции таковы, что к 2040−2050 годам нынешнее население Прибалтики сократится в два раза, и они чисто физически будут не в состоянии обеспечивать функционирование имеющейся хозяйственной и промышленно-торговой инфраструктуры на территории этих стран, оставшейся им в наследство от великого Советского Союза. Кроме того, сокращение населения в два раза приведет и к сокращению экономик, в результате чего эти государства войдут в категорию «несостоявшихся» и тотально дотационных.

    Кто их будет финансировать? И надо ли будет в этой ситуации вводить кому-либо туда войска, если эти территории и так будут готовы сдаться любому, кто возьмет на себя труд их финансировать? Поэтому расплата для русофобствующих режимов Прибалтики будет горькой. Многие деятели из нынешней элиты этих стран увидят это еще при своей жизни.

    Юрий Баранчик, ИА Regnum

    news-front.info

    Как Латвия потеряла российский нефтяной транзит

    Михаил Демурин, для МИА "Россия сегодня"

    Разговор об отношениях с нашими соседями на западе и юго-западе, вновь оказавшимися после 1991 года в положении лимитрофов в большинстве случаев выходит на фактор транзита через их территории российских экспортных грузов, прежде всего углеводородов.

    Газоперерабатывающий заводЭксперт о протесте по "Северному потоку-2": надо выждать моментСегодня этот вопрос наиболее остро стоит применительно к газу в отношениях с Украиной. Далеко идущие последствия будет иметь то, как в итоге будет проложен южный маршрут поставок газа в Европу. На балтийском направлении внимание привлечено к строительству "Северного потока-2". Что же касается экспорта нефти и нефтепродуктов, то здесь Россия уверенно опирается на свои собственные портовые возможности в Финском заливе.

    Так, однако, было не всегда, и в современном международном контексте уместно будет вспомнить, как была сломана монополия прибалтов, тогда ещё только будущих натовцев, на российский нефтяной транзит через Балтийское море.

    Как затягивали строительство российских портов

    По положению на середину 1990-х годов, четыре российских порта на Балтике — Калининград, Санкт-Петербург, Выборг и Высоцк – могли пропустить только четверть из того объёма экспортных грузов, который шёл в этом направлении. Общий дефицит портовых мощностей на Балтике составлял для России порядка 100 млн тонн, а прибалты зарабатывали на обслуживании российских транзитных грузов до 1 млрд американских долларов в год.

    Особенно сильно транзитная монополия прибалтов ощущалась в транзите нефти, причем главенствующее положение здесь занимала Латвия, поскольку именно в латвийский порт Вентспилс был ещё в советское время проложен единственный в этом регионе трубопровод. В общей сложности через латвийские порты в тот период транспортировалось более 30 млн тонн нефти и нефтепродуктов ежегодно, и латыши твёрдо рассчитывали этот объём как минимум удвоить.

    В апреле 1993 года было выпущено распоряжение Совета Министров Российской Федерации по вопросу о строительстве новых российских портов в Финском заливе, но оно так и осталось мёртвой бумагой. Чувствовалось, что работа в этом направлении намеренно тормозится. Не произошло особых изменений и после того, как в 1997 году стараниями сил, заинтересованных в укреплении транзитной независимости России, удалось инициировать соответствующий указ президента Ельцина и новое постановление правительства России.

    Из контактов со сведущими людьми в Риге, где я в тот момент работал советником-посланником, то есть заместителем посла, стало ясно, что латвийские транзитчики предпринимают сверхусилия для того, чтобы эти документы также оказались в долгом ящике. Параллельно они сами и их доверенные люди в Москве активно работали в пользу принятия решения о строительстве второй нитки нефтепровода в направлении латвийского порта Вентспилс.

    Один из латвийских олигархов в беседе с российским послом Александром Удальцовым тогда прямо заявил, что абсолютно уверен в успехе предпринимаемых им в России лоббистских усилий. Другими словами, что строительство Приморска будет отложено, а новый российский нефтепровод пойдёт не в направлении побережья Финского залива, а вновь на Полоцк и Вентспилс.

    В МИДе в это время уже находился Евгений Примаков, советником президента по внешней политике был Сергей Приходько, выходец из Второго европейского департамента МИД, работавший в своё время под началом Удальцова. Эти сильные политические фигуры действовали в унисон, но читатель, думаю, понимает, что в те годы одного этого было недостаточно, чтобы лишь в силу аргумента о необходимости укрепления внешнеэкономической безопасности России лишить российских торговцев нефтью возможности направлять её по уже обкатанному маршруту и, не предпринимая особых усилий, наращивать его перевалочные возможности.

    Ситуация была сложная. С одной стороны, нам было известно, что на российском нефтяном транзите через соответствующие латвийские фирмы "кормились" откровенно русофобские, антироссийские силы. С другой стороны, многие в России этого как бы не замечали.

    Улучшение отношений на фоне дискриминации "неграждан"

    В Москве была ещё сильна инерция внешней политики 1990-х годов. Её суть в отношениях с соседями, бывшими республиками СССР, сводилась к тому, что главной задачей является просто улучшение отношений с ними всеми возможными способами.

    Заметьте, не защита наших интересов, не пресечение попыток работать против этих интересов, не создание стратегических рычагов влияний на их руководство и общественность и прочее, а просто "улучшение отношений". Мол, будут хорошими отношения, им не захочется их терять, а Запад нас за миролюбие и открытость похвалит.

    Этот подход самым активным образом эксплуатировался и делегированными на переговоры с нами "умеренными" латвийскими политиками, настаивавшими на наращивании нами транзита и торгового сотрудничества в ответ на обещания, что бизнес якобы сможет повлиять на внутриполитический расклад и в будущем подход к России и русским станет более конструктивным.

    Преодолеть эту логику было непросто, но в отношении Латвии она была тогда на некоторое время сломана, и помощниками в этом деле стали сами латыши.

    Именно в 1997 – 1999 годах латвийские власти предприняли наиболее жёсткие меры по усилению дискриминации латвийской русской общины. Навязывание государственного языка национальным меньшинствам приобрело тотальный характер. Использование русского языка всё более ограничивалось. Началась практическая ликвидация русского образования.

    Более широкий и изощрённый характер приобрело притеснение, особенно в области права на труд, так называемых неграждан, то есть людей, волюнтаристски лишённых гражданства в 1992 году.

    В эти же годы был активизирован курс на ревизию содержания и итогов Второй мировой войны. Нагнетание ненависти к ветеранам Великой Отечественной войны и военной службы в СССР, вообще ко всем, кто в прошлом трудился на благо СССР, вылилось тогда даже в избиение полицией стариков, собравшихся весной 1998 года в Риге на демонстрацию в защиту своих прав.

    "Отличилась" Рига в эти годы и во внешнеполитическом контексте. В 1997 году вместе со своими соседями Латвия с вызовом отклонила предложение России о предоставлении гарантий безопасности. Были сделаны и другие шаги в пику российской линии на сдерживание продвижения НАТО на восток.

    Более значимым, однако, в контексте вопроса о транзите стало другое их решение: в 1999 году Латвия, Литва и Эстония в числе первых присоединились к нефтяному эмбарго ЕС в отношении Югославии, установленному в нарушение Устава ООН. Тем самым нам было показано, что впредь в критических ситуациях конечные пункты российского нефтеэкспорта через их территории будет выбирать ЕС, вернее – США, а не сама Россия.

    Надо, однако, честно сказать, что все эти проявления откровенно враждебной России и русским политики могли и не переполнить тогда чашу терпения Москвы. Характерен в этом плане пример Эстонии, чьи лоббисты при схожей с Латвией внутренней и внешней политике действовали в Москве более удачно.

    Именно поэтому, когда в 2006 году в центре Таллина был демонтирован монумент Воину-освободителю, осуществлена противоправная эксгумация останков солдат Красной армии, из уст эстонского премьера прозвучали оскорбления в их адрес, а демонстрация протеста наших соотечественников была жестоко разогнана, причём один из них убит, сразу отреагировать Москва не решилась.

    Наш транзит через эстонские порты в тот год продолжил свой рост и составил 49,8 млн тонн грузов, а российский посол буквально через пару месяцев после этого события принял эстонскую правительственную награду.

    В случае же с Латвией в конце 1990-х годов звёзды сошлись правильно: все выше перечисленные обстоятельства были соответствующим образом восприняты в Москве. Был, конечно, учтен и ещё один значимый фактор, который, как считали латыши по опыту 1990-х годов, учитываться в России не должен: то, что деньги за перевалку нефти в портах пойдут в российский бюджет, что эти капиталовложения будут создавать рабочие места в России, а не в стране-члене НАТО и ЕС.

    "Вяжите носки и не бейтесь за транзит нефти"

    Подготовка к созданию Балтийской трубопроводной системы была ускорена, и 31 марта 2000 года в основание этой стройки в ныне успешно действующем нефтеналивном порту Приморск был заложен памятный камень.

    Объём перевалки нефти в нём – той нефти, на которую рассчитывали латыши, — стал расти в геометрической прогрессии, к 2007 году он составил 74 млн тонн, и это свело на нет все последующие лоббистские старания Риги и Вентспилса в пользу латвийского маршрута.

    Возникшая в конце 1990-х динамика переориентации нашего транзита на свои порты дала себя знать и на эстонском направлении: в 2007 году начались, наконец, основные строительные работы в порту Усть-Луга, на который сегодня, после его ввода в эксплуатацию в 2012 году, выходит БТС-2 (пропускная способность в 2015 году — 50 млн тонн), а также значительная часть российского угольного транзита, проходившего ранее через Эстонию.

    "Вяжите носки, производите трикотаж и не бейтесь за транзит нефти", — сказал после вступления в строй 1-й очереди проекта БТС-1 в интервью латвийской газете "Телеграф" вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. Перспектива была им просчитана верно как с точки зрения расширения отечественных транзитных возможностей на Балтике, так и с точки зрения неспособности латышей оценить губительные для себя последствия проведения враждебной России политики.

    В 2014 году в связи с присоединением прибалтов к введённым ЕС мерам экономического давления на нашу страну "Транснефть" и крупнейшие российские нефтяные компании решили окончательно перенаправить российскую нефть и нефтепродукты из портов Латвии, Литвы и Эстонии в отечественные порты.

    Алексей Пушков. Архивное фотоПушков: Латвия становится зоной повышенной активности НАТО у границ РФПонятно, что в Латвии не только вяжут носки и производят трикотаж, да и транзит, в том числе российский, через её порты всё ещё идёт. И пусть себе идёт в той части, в которой это выгодно нашей стране.

    А вот то, что натовская техника, которой сегодня нашпигована латвийская территория, дефилирует не вдоль второй ветки российского нефтепровода и что оплачивается её пребывание на латвийской территории не за счёт российского нефтетранзита, это очень хорошо. А мне, как участнику тех событий, это вдвойне приятно.

    ria.ru


    Смотрите также