«Усть-Луга» развивает перевалочные мощности. Усть луга порт нефть


Порт Усть-Луга

Репортаж программы «ВРЕМЯ»

ВЕДУЩИЙ: В ближайшее время экспортные потоки российских нефтепродуктов должны быть переориентированы из стран Балтии в российские порты. Такую задачу поставил сегодня Владимир Путин, выступая на церемонии запуска первой очереди проекта «Север», который включает в себя трубопровод и морской терминал для перекачки топлива. Премьер-министр также рассказал о планах правительства снизить налоговую нагрузку на российские компании, которые ведут разработку новых месторождений. И все подробности в репортаже нашего корреспондента Юрия Липатова. КОРР.: Дизельное топливо, которое после нажатия премьером на клавишу компьютерной мыши и последовавшего открытия задвижки № 520 направили в танки танкеры Транссибирский мост будет первым, который отправится в Европу по новому маршруту. Главный смысл произошедшего в том, что сегодня был запущен в эксплуатацию не просто новый транспортный маршрут, а новый транспортный маршрут для экспорта нефтепродуктов — бензина и дизельного топлива, а не нефти, как прежде. Это гораздо выгоднее для российских нефтяных компаний и для бюджета страны, ведь нефтепродукты можно продавать значительно дороже, чем сырую нефть. Для трубы, по которой пойдут нефтепродукты, нефтяники даже придумали специальное название — нефтепродуктопровод, подчеркивая особый статус проекта и его отличие от просто нефтепроводов. Пойдет он из Центральной России из Кстово через Ярославль, Кириши до Приморска. Собственно произошедшее сегодня демонстрирует качественные изменения приоритетов России в экспорте нефтепродуктов. ВЛАДИМИР ПУТИН, председатель правительства РФ: Дело не только в увеличении, что само по себе важно, важнее другое, что такие проекты подталкивают наши нефтяные компании и нефтеперерабатывающие заводы к глубокой модернизации своего производства. Для того, чтобы выходить на экспорт не сырья, а уже продукции с глубокой степенью переработки. Важность мероприятий подобного рода, проектов подобного рода заключается в том, что мы можем диверсифицировать пути поставки наших экспортных товаров основным потребителям. КОРР.: По предварительным оценкам объем перевалки в Приморске составит около 120 млн. тонн. Но еще большим должен быть объем перевалки в порту соседней Усть-Луги, которая станет конечной точкой Балтийской трубопроводной системы. Приблизительно 131 млн. тонн. После распада Советского Союза Россия оказалась практически без крупных портов на Балтике и таким образом снова стала актуальной проблема прорубания окна в Европу. Строящийся сейчас в Усть-Луге порт как раз должен решить эту проблему. Глубина акватории здесь до 16 метров. И спустя некоторое время сюда смогут приходить суда, водоизмещением до 120 тыс. тонн. Изменившиеся экспортные возможности России напрямую повлияют и на нефтяников. В правительстве намерены создать льготные режимы для них. Речь идет о снижении ставки и по НДПИ, о снижении акцизов на продукты нефтепереработки, о семилетних налоговых каникулах. Для их компаний, ведущих разведку новых месторождений. В итоге выигрывают все. В первую очередь, Россия и ее партнеры по сотрудничества в области энергетики, как потребители стран ЕС, например. Так и экспортеры. ВЛАДИМИР ПУТИН, председатель правительства РФ: Россия намерена и впредь точно и в полном объеме выполнять все свои обязательства перед потребителями. Мы также должны адекватно реагировать и на ситуации, когда партнеры предъявляют повышенные требования, особенно к тарифам на прокачку углеводородов, или несанкционированно отбирают энергоресурсы. В таких условиях мы должны твердо отстаивать наши национальные интересы и обеспечивать безусловное выполнение заключенных контрактов и соглашений. КОРР.: Премьер сообщил, что казахским компаниям сделано предложение принять участие на правах акционеров в портовой системе Усть-Луги. Казахстан сообщил о заинтересованности. Журналисты задали вопрос Владимир Путину и его проработанности экологической составляющей проекта. ВЛАДИМИР ПУТИН, председатель правительства РФ: Маршрут, который сегодня рассматривался и который утвержден, он с минимальными рисками для региона будет осуществлен, имея в виду, что выход в точку Усть-Луги означает, что не нужно делать будет дополнительных проколов и проходов под рекой Невой. КОРР.: На этом рабочий день премьера был закончен и он отправился в Санкт-Петербург, чтобы встретиться с председателем Конституционного суда, узнать, довольны ли судьи условиями работы после переезда из Москвы. Ну а после этого поздним вечером, как выяснили журналисты, он, как и все в Петербурге, будет болеть за футбольный клуб «Зенит», впервые в своей истории играющий в финале европейского континентального кубка.

www.ust-luga.ru

Рост грузооборота в Усть-Луге покончит с транзитом через Прибалтику

Андрей Карабьянц

Усть-Луга наращивает грузооборот за счет сокращения поставок через порты прибалтийских государств. Поставки российских нефтепродуктов через порты Латвии и Эстонии в этом году могут прекратиться полностью. Российские порты на Балтике заинтересованы также в перевалке грузов из Белоруссии, для чего РЖД в два раза снизила тарифы на перевозку продукции белорусских НПЗ.

БТС - 2 загружена через край

В январе - феврале 2017 г. в порту Усть-Луга было отгружено 4 млн 906 тыс. т нефти - на 2% больше, чем за тот же период годом ранее - а объем поставок нефтепродуктов вырос на 3% и достиг 5 млн 410 тыс. т, сообщила Администрация морских портов Балтийского моря.

В прошлом году экспорт нефти через Усть-Лугу увеличился на 3,3 млн т, достигнув 30,1 млн т - что превышает проектную мощность Балтийской трубопроводной системы - 2. Согласно планам "Транснефти" в 2017 г. объем отгрузок через Усть-Лугу составит не менее 30 млн т.

Более половины всей нефти, отгружаемой в Усть-Луге, в 2017 г. было экспортировано в Нидерланды - 15,8 млн т (52,5%). Крупными покупателями также стали Литва - 2,5 млн т (8,32%), Швеция - 2,5 млн т (8,31%), Испания - 2,4 млн т (7,97%), Финляндия - 2 млн т (6,64%).

Поставки нефти за рубеж через Усть-Лугу - конечный пункт БТС- 2 - начались в 2012 г, когда было отправлено на экспорт 14,3 млн т. Всего с 2012 г. по 2016 г. поставки нефти через терминал превысили 117 млн т. Основными экспортерами являются российские вертикально-интегрированные компании, а также предприятия, ведущие добычу в Казахстане. Поставки казахстанской нефти через Усть-Лугу достигают 800 тыс. т в месяц.

Усть-Луга - единственный российский нефтеналивной терминал на Балтике, который может принимать танкеры дедвейтом до 160 тыс. т, поскольку глубины в акватории порта составляют 17,5 м.

Крупнейший нефтепродуктовый терминал

Оператором комплекса для перевалки нефтеналивных грузов в порту является "Усть-Луга Ойл". Владельцем этой компании до 2015 г. был энергетический трейдер Gunvor Group. Однако из-за опасения санкций со стороны Запада по отношению к работающим в России компаниям Gunvor Group продал 74% акций "Усть-Луга Ойл". По сообщениям СМИ покупателем стали структуры, подконтрольные бизнесмену Андрею Бокареву. Смена владельца терминала не привела к сокращению грузопотока. Наоборот, перевалка нефти и нефтепродуктов стабильно растет, чему способствует целенаправленная политика правительства.

Усть-Луга имеет огромное значение для поставок за рубеж продукции российской нефтепереработки. В порту расположены терминалы для перевалки как светлых, так и темных нефтепродуктов, а также СУГ (сжиженных углеводородных газов). Порт Усть-Луги начал принимать нефтеналивные суда в 2012 г. и в кратчайшие сроки стал крупнейшим нефтепродуктовым терминалом в России.

В текущем году перевалка наливных грузов через Усть-Лугу может значительно увеличиться. "Транснефть" намерена окончательно прекратить экспорт продукции российских НПЗ через порты прибалтийских государств.

Конец прибалтийского транзита

В сентябре прошлого года глава "Транснефти" Николай Токарев во время встречи с президентом Владимиром Путиным обещал к 2018 г. перенаправить экспортные потоки нефтепродуктов в российские порты на Балтике - прежде всего, в Усть-Лугу и Приморск.

В Усть-Лугу будут направлены нефтепродукты, поставляемые на экспорт по железной дороге, и не только российского происхождения. В начале марта РЖД увеличили с 25% до 50% скидку на транзитные перевозки белорусских нефтепродуктов со станций Барбаров (Мозырьский НПЗ) и Новополоцк (НКХ "Нафтан") в направлении портов на Северо-Западе России. Ожидается, что снижение железнодорожных тарифов в два раза приведет к изменению экспортных потоков белорусских НПЗ, которые начнут поставлять свои нефтепродукты за рубеж не через прибалтийские, а через российские порты.

Дизельное топливо стандарта Евро-5 (содержание серы до 10 ppm) российского производства планируется экспортировать через Приморск, куда оно будет поступать по продуктопроводу "Север". Согласно ранее озвученным планам "Транснефти", поставки по этому маршруту в 2017 г. составят 17,4 млн т/г, в 2018 г. - 19 млн т, в 2019 г. - 25 млн т.

Вентспилс теряет объемы

Совокупный грузооборот портов Литвы, Латвии и Эстонии в 2016 г. сократился до 138,94 млн т - на 4,5% меньше, чем в 2015 г. Во всех прибалтийских странах наблюдалось снижение объемов перевалки, за исключением Литвы.

В этом году латвийский Вентспилс может потерять до 5 млн т/г грузов. Во времена Советского Союза Вентспилс был крупнейшим нефтеналивным портом на северо-западном направлении и по объему перевалки нефти уступал только Новороссийску.

После введения в эксплуатацию БТС и терминала в Приморске поставки российской нефти через Вентспилс значительно снизились. В 2003 г. "Транснефть" окончательно "осушила" Вентспилс - нефтяной экспорт прекратился полностью. Теперь настало время нефтепродуктов. С 2012 г. по 2016 г. оборот Вентспилса, где, в основном, осуществляется перевалка нефтеналивных грузов из России и Белоруссии, упал с 30,3 млн т/г до 18,8 млн т/г.

Порт Усть-Луги, который начал работу в 2001 г., уверенно наращивает перевалки грузов, отбирая объемы у стран Прибалтики. Совокупный грузооборот в 2016 г. вырос на 5,5 млн т по сравнению с годом ранее и достиг 93,36 млн т. Ожидается, что в этом году грузопоток через Усть-Лугу превысит 100 млн т.

ПРАЙМ. 22.03.2017

mirperemen.net

«Усть-Луга» развивает перевалочные мощности

Отраслевые СМИ сегодня активно обсуждают интервью вице-президента «Транснефти» Михаила Баркова телеканалу «Россия 24». Топ-менеджер крупнейшей в мире трубопроводной компании рассказал, в частности, о планах значительного увеличения перевалки нефти в порту Усть-Луга (Ленинградская область), к которому подходит вторая очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Эксперты особо выделяют результаты деятельности усть-лужского порта на фоне падения производственных показателей соседних портов в Приморске и Высоцке.

Всего, по мнению Баркова, по итогам 2013 года перевалка нефти в Усть-Луге может составить 26 - 28 млн тонн. В 2012 году было отгружено 15 млн. тонн. В феврале через порт было отгружено 1,5 млн тонн, в марте планируется 2 млн тонн.

Усть-Луга – динамично развивающийся порт как в целом, так и с точки зрения нефтеналивного терминала. При сохранении набранного темпа перевалки, к концу текущего загрузка производственных мощностей может вплотную приблизиться к проектной мощности порта. В течение 2 лет будут запущены 4 новых терминала, а это, в свою очередь, будет развивать всю структуру и социальную сферу. Вице-президент ОАО «АК «Транснефть», говоря о возможных перспективах, заявил о том, что порт может в будущем войти в десятку крупнейших портов мира и в тройку крупнейших портов Европы.

По данным «Транснефти», основным потребителем нефти, отгружаемой в Усть-Луге, является Голландия - 70%, затем идут Испания - 12%, Польша и Италия - по 3%, Германия, Швеция, а также страны Прибалтики. Кроме того, в прошлом году порядка 2% ушло в Китай и США, столько же – в Марокко.

Особенно примечателен факт поставок углеводородов из Усть-Луги в Китай и США. Это означает, что из порта Усть-Луга при определенных обстоятельствах экономически целесообразно отправлять суда даже в такие дальние страны.

Также вице-президент «Транснефти» отметил, что порт Усть-Луга на Балтике имеет самый глубоководный режим и в перспективе сможет отправлять суда дедвейтом до 160 тыс тонн. Такие технические характеристики дают возможность принимать крупно тоннажные суда, рассчитанные на дальние маршруты со сложными логистическими схемами поставок.

Логистическая «изюминка» Усть-Луги состоит в том, что в порту Роттердама, который является основным потребителем нефти из Усть-Луги, отгрузка идет по спотовым ценам (то есть по ценам текущего момента), тогда как на нефть по нефтепроводу «Дружба» цены устанавливаются на месяц вперед. Для потребителей углеводородов месячная цена несет существенные риски ввиду резких колебаний рыночной конъюнктуры. Для хороших трейдеров спотовая ситуация, где можно поиграть ценами и выиграть несколько долларов на баррель, это очень серьезное преимущество. Urals только улучшает свои позиции в связи запуском БТС-2 и развитием перевалки в Усть-Луге в направлении порта Роттердам.

Как сообщалось ранее, «Невская трубопроводная компания» (ННК), которая является владельцем нефтяных причалов в Усть-Луге, планирует в 2013 году перевалить до 30 млн тонн. В ННК 50% принадлежит «Роснефтьбункеру», «Транснефти» - 26%, Газпромбанку – 24%.

Говоря о социально-экономическом преимуществе, а именно о преимуществе для местного населения Ленинградской области, Михаил Барков отметил, что сейчас готовится соглашение, по которому «Транснефть» будет совместно с Ленинградской областью осуществлять социальные проекты. Также вице-президент компании заявил, что большинство сотрудников нефтепорта будут жить в домах, построенных с участием «Транснефти». По его словам, будут построены также детские сады, школы и храм.

Напомним, что система магистральных нефтепроводов БТС-2 (маршрут Унеча—Андреаполь—Усть-Луга с ответвлением на Киришский НПЗ компании «Сургутнефтегаз») была введена в эксплуатацию в марте 2012 года. Стратегическая цель «Транснефти» в связи со строительством и дальнейшей эксплуатации сети балтийских магистральных нефтепроводов состоит в наращивании экспортных мощностей, снижении издержек на экспорт нефти, а также с целью необходимости диверсификации рисков транзита нефти через другие государства.

Благодаря запуску системы БТС-2 впервые в истории России появляется профицит мощностей. Это явление свидетельствует, как правило, о развитости экономики. Страны европейского союза, США обладают серьезным профицитом мощностей, и это способствует развитию целого ряда факторов конкурентоспособности.

Профицит нефти на Западном направлении - 40 млн. тонн, а на Восточном, после запуска ВСТО-2, порядка 10 млн. тонн. В общем объеме, это около 10 %, в случае только экспорта – не менее 20 %. В США профицит составляет порядка 40%».

Особенно впечатляют показатели Усть-Луги на фоне соседних крупных портовых комплексов в Ленинградской области.

Так, грузооборот порта Приморск за 2 месяца сократился на 15% до 11,2 млн тонн. А объём перевалки нефти за отчетный период упал 19% относительно показателя первых двух месяцев прошлого года, составив 9,698 млн тонн, объем перевалки светлых нефтепродуктов вырос на 24% до 1,484 млн тонн.

Грузооборот порта в феврале текущего года сократился по отношению к показателю февраля 2012 года на 17% и составил 5,065 млн тонн.

Порт Приморск в Ленинградской области является конечной точкой Балтийской трубопроводной системы – БТС-1. Система магистрального нефтепровода БТС-1 была построена «Транснефтью» в кратчайшие сроки и позволила связать месторождения нефти Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск. Проектная мощность нефтепровода — 74 млн тонн нефти в год. 

Основные стивидорные компании порта – Приморский торговый порт (входит в группу НМТП), Спецморнефтепорт Приморск и «Балттранссервис». Грузооборот порта в 2012 году составил 74,8 млн тонн.

Грузооборот порта Высоцк составил в январе-феврале 2013 года 2,422 млн тонн, что на 12% превышает показатель аналогичного периода 2012 года. При этом объем перевалки нефтепродуктов снизился относительно показателя за январь-февраль 2012 года на 1% и составил 1,718 млн тонн, объем перевалки угля и кокса вырос на 67% до 703,5 тыс тонн.

Грузооборот порта Высоцк в феврале составил 1,196 млн тонн (рост на 19% по отношению к февралю 2012 года), в том числе порт обработал 308,1 млн тонн нефтепродуктов (рост на 83%) и 887,8 тыс тонн угля и кокса (рост на 7%).

Порт Высоцк (Ленинградская область) расположен в северной части острова Высоцкий в Финском заливе. Порт состоит из нефтяного терминала ОАО «РПК - Высоцк - «ЛУКОЙЛ-II» и угольного терминала ООО «Порт Высоцкий». Грузооборот порта в 2012 году превысил 13,6 млн тонн. 19 февраля ЛУКОЙЛ анонсировал начало строительства продуктопровода между портами Приморск и Высоцк.

www.transport-nefti.com


Смотрите также