Беларусь и венесуэльская нефть – по тропе контрабандиста. Венесуэльская нефть в беларуси


Выгодна ли Беларуси венесуэльская нефть, остается тайной | Беларусь и белорусы: новости и аналитика | DW

С конца июля венесуэльская нефть начнет поступать в Беларусь по новому маршруту – через эстонский порт Мууга. Однако сам проект трансконтинентальной поставки "черного золота" продолжает вызывать у наблюдателей многочисленные вопросы.

Рентабелен ли импорт нефти из Латинской Америки, и как долго он продлится? По какой цене Минск покупает венесуэльскую нефть, и сможет ли она стать реальной альтернативой российской? Единого мнения по этому поводу у экспертов нет.

Убыточная статистика

Сразу стоит оговориться, что масло в огонь споров об экономической выгодности для Беларуси поставок венесуэльской нефти подлила недавняя информация Национального статистического комитета (Белстат), согласно которой Минск в мае 2010 года импортировал нефть из стран дальнего зарубежья по цене 656 долларов за тонну. При этом средняя стоимость купленной в январе-мае нефти в России составляет 394 доллара за тонну. Если официальная статистика в данном случае учитывала реальную стоимость венесуэльской нефти, то она получается дороже российской более чем на треть.

Куда уходят деньги?

Экономист Ярослав Романчук не видит альтернативы нефти из России

Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук доверяет этим данным и называет венесуэльско-белорусский нефтяной проект нецелесообразным. На взгляд Романчука, его продолжающаяся реализация может объясняться, к примеру, попыткой вывода деньги за пределы страны.

В то же время реальной альтернативы российской нефти для Беларуси экономист не видит. По его словам, при отсутствии прямого выхода Беларуси к морю и с учетом транспортных расходов нефть, получаемая Беларусью из других источников, будет явно дороже российской.

Здесь стоит учитывать, что сейчас из запланированных к переработке в Беларуси 21 миллиона тонн нефти 6,3 миллиона тонн Москва поставляет Минску беспошлинно. Снизить же белорусские нефтяные издержки в перспективе, как полагает Романчук, позволит формирование энергетических холдингов с участием как российского капитала, так и капитала из стран-покупателей продуктов белорусской нефтепереработки.

Альтернатива необходима

Экономист Василий Шлындиков уверен, что от зависимости Беларуси от российских энергоресурсов избавляться необходимо. И хотя Шлындиков скептически относится к долгосрочной белорусско-венесуэльской нефтяной дружбе, он также сомневается в полной нерентабельности данного проекта.

А вот финансовый аналитик Сергей Чалый и вовсе предлагает официальную статистику игнорировать. На его взгляд, при подаче сведений в Национальный статистический комитет была просто указана биржевая цена нефти . По выражению эксперта, "Белстату надо было дать какие-то цифры, вот и дали". Реальная цена, по мнению Чалого, по-прежнему остается коммерческой тайной.

Власти Беларуси так и не назвали цену венесуэльской нефти

По словам аналитика, в Беларуси венесуэльская нефть вполне может быть конкурентоспособной. Она, конечно же, не может соперничать с беспошлинной российской, но может быть выгоднее, чем российская нефть с таможенной пошлиной.

Перспективное вытеснение

Что же касается поставок этого сырья в Беларусь через эстонский порт Мууга, то, как поясняет Сергей Чалый, одесский порт может не справиться с оперативной разгрузкой всех зафрахтованных танкеров. Кроме того, сейчас идет выстраивание более приемлемой логистики транспортировки венесуэльского "черного золота". Ведь если в нынешнем году у президента Уго Чавеса его коллега Александр Лукашенко планирует приобрести 4 миллиона тонн нефти, то в следующем – уже до 10 миллионов тонн.

Если этим планам суждено будет сбыться, и проект окажется рентабельным, по словам Чалого, постепенно вообще можно будет говорить о замещении облагаемой пошлинами российской нефти. Впрочем, Ярослав Романчук в осуществление таких смелых планов не верит, а белорусские госчиновники о цене венесуэльской нефти предпочитают не распространяться.

Автор: Андрей Алехнович

Редактор: Владимир Дорохов

www.dw.com

Зачем Беларуси венесуэльская нефть? | naviny.by

 

Активный поиск новых каналов импорта энергоносителей, похоже, дал первые результаты: начиная уже с этого года, до 2 млн. тонн нефти ежегодно Минск планирует добывать в нефтеносных зонах Венесуэлы. Это приблизительно десятая часть импортируемых Беларусью нефтяных объемов, которые до сих пор поступали из России.

Эксперты утверждают: "альтернативный" маршрут экономически не выгоден, "черное золото" он превратит в "платину". Большие вопросы есть и к качеству венесуэльской нефти. Однако кто сказал, что она нужна Беларуси для внутреннего потребления?

Качество

Специалисты отмечают низкое качество венесуэльской нефти: тяжелая, богата серой. Содержание серы в венесуэльской нефти превышает 3%.

Сернистость иракского сорта Kirkuk и российского Urals — около 2,5%.

Тем не менее, Венесуэла, обладающая крупнейшими в западном полушарии нефтяными запасами и входящая в пятерку мировых нефтеэкспортеров, является одним из основных поставщиков США, направляя туда около 60% своего углеводородного сырья (1,5 млн. баррелей в сутки). Каракас владеет компанией-дистрибьютором на американском рынке.

Такие схемы объясняются, во-первых, географией: Венесуэла расположена неподалеку от нефтеперерабатывающих заводов на побережье Мексиканского залива, что ускоряет и удешевляет поставки в Штаты. Кроме того, эти заводы ориентированы именно на непростую по своим физико-химическим свойствам венесуэльскую нефть.

Европейские и азиатские НПЗ построены в расчете на более легкую и малосернистую, нежели венесуэльская, нефть. Использование последней для переработки в легкие нефтепродукты возможно, но потребует значительных затрат на переоборудование.

Как рассказал в интервью российскому "Технополис XXI" посол Венесуэлы в РФ Карлос Мендоса Пателла, у государственной нефтяной компании Венесуэлы (PdVSA, Petroleos de Venezuela SA) есть свои заводы в Европе, в частности, в Германии, которые перерабатывают весьма незначительное количество собственно венесуэльской нефти. Основная масса перерабатываемой там нефти — российского происхождения.

Транспортировка

Китайцы, заключившие в минувший понедельник с Венесуэлой соглашение о дополнительных поставках нефти, посчитали: чтобы транспортировка из Южной Америки в Китай стала выгодной, необходимо использовать супертанкеры (с водоизмещением в 300 тыс. тонн, или 2,2 млн. баррелей). Эти танкеры, отмечает "Эксперт", по своим габаритам в разы превышают пропускные возможности Панамского канала. Доля нефти в объеме грузов, проходящих через канал, постоянно сокращается: еще два года назад она составляла 16%, сегодня — всего 12%.

Оператор канала — компания Panama Canal Authority — объявила о планах увеличить пропускные возможности своего транспортного коридора. Это, безусловно, хорошо для региональной торговли нефтью, но недостаточно для прохода супертанкеров, осуществляющих межконтинентальные перевозки. Единственной альтернативой Панамскому каналу является параллельный нефтепровод мощностью 800 тыс. баррелей в сутки, построенный в 1982 году для поставок нефти с Аляски и из Калифорнии (нефть доставлялась до Панамы танкерами, далее по трубопроводу и затем вновь танкерами на Восточное побережье США). Президент Венесуэлы Уго Чавес надеется использовать нефтепровод и с 2005 года ведет переговоры с правительством Панамы о реверсе, что позволило бы поставлять венесуэльскую нефть в Китай и другие страны Азии.

Недавно литовский президент Валдас Адамкус предложил Минску следующий маршрут: венесуэльская нефть с Роттердамской биржи будет поставляться танкерами на терминал в Клайпеду, а потом по железной дороге транспортироваться в Литву, Беларусь и Украину. Правда, Беларусь и Украина для этого должны создать необходимую сеть нефтебаз и железнодорожных эстакад по приему нефти.

По мнению одного из депутатов, представляющих фракцию "Наша Украина", идея Адамкуса выгодна прежде всего Литве, которая будет зарабатывать на перевалке нефти. А директор НПЗ в Дрогобыче, пишет украинская "Картина дня" , подчеркнул, что биржевая цена сырья в Роттердаме в 1,5 раза выше российской, с учетом транспортных расходов разница достигнет 70%.

"Cтраны ЕС (в частности, Литва) могут себе позволить перейти на танкерную нефть, а вот для Белоруссии и Украины получать нефть из Венесуэлы с учетом двойной перевалки в порту и на ЖД, влетит в копеечку", — приводит мнение эксперта Московского центра Карнеги Николая Петрова информационно-аналитический портал "Нефть России" .

"Поставки из Венесуэлы нерентабельны, так как транспортировка обойдется весьма дорого, — добавляет аналитик брокерского дома "Открытие" Наталья Мильчакова. — Более того, российская нефть поставляется белорусам с серьезным дисконтом: по 30 долларов за баррель против 57 долларов за баррель нефти марки Brent на мировом рынке. 19 млн. тонн российской нефти обойдутся Александру Лукашенко в 4,3 млрд. долларов, а нефть, купленная на рынке, почти в два раза дороже — в 8,1 млрд. долларов".

Кроме того, напоминают эксперты, заводы Беларуси и Украины "заточены" именно под российскую нефть. "Конечно, их можно модернизировать, но это тоже потребует времени и денег", — заметил Н.Петров. С ним согласен и заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин, считающий венесуэльские альтернативы сомнительными. По его словам, "ни Лукашенко, ни Ющенко на это не пойдут. Реальной альтернативы сотрудничеству с Россией у этих стран нет, так что в ближайшей перспективе и Белоруссия, и Украина сохранят высокую степень зависимости от российских энергоресурсов".

Китайцы не так просты. Мы тоже

Везти венесуэльскую нефть слишком дорого, да и качеством она похуже той, которую используют белорусские НПЗ. У китайцев те же проблемы. Их интерес к Венесуэле особого рода: китайские нефтяные компании получат доступ к месторождениям, а добытую нефть рассчитывают продавать в Европе или США, высвобождая для собственных нужд поставки из других регионов, прежде всего из России (Китай очень ждет масштабных поставок российской нефти по Восточному трубопроводу).

Китайцы планируют, что "их венесуэльская" нефть частично заменит развитым странам нынешние поставки из Персидского залива и ЮВА (примерно с той же целью американцы пытаются получить контроль над поставками нефти из Ирана в Китай). Или же китайские государственные компании "CNPC" и "Sinopec" смогут заключить своп-контракты с американскими и европейскими компаниями. Для этого, замечает "Эксперт", разумеется, потребуется разрешение их венесуэльского партнера, однако PdVSA испытывает острую нужду в инвестициях и технологиях, и вряд ли наложит вето.

На венесуэльской нефти мечтает разбогатеть и Беларусь. Еще летом прошлого года первый вице-премьер Владимир Семашко сообщил: "Мы должны создать совместные предприятия по добыче нефти. Там есть очень хорошая коммерческая схема. Сегодня в западном полушарии можно продать нефть за 485-490 долларов. То есть можно зарабатывать деньги на добыче нефти и продаже ее там. А прибыль, которую мы заработаем от продажи нефти, поступит сюда, и за нее мы будем покупать российскую нефть. У нас под нее есть вся инфраструктура".

Выходит, никуда везти нефть из Южной Америки Беларусь не собирается. Хочет продавать "на месте". Не вполне ясно, правда, зачем Каракасу белорусский посредник на "его" же территории. Также пока не ясно, на каких условиях нуждающийся в инвестициях Чавес допустит белорусов к своим скважинам.

В прошлом году, напомним, посол России в Беларуси Александр Суриков разъяснил, почему белорусская сторона до сих пор не может приступить к добыче российской нефти. По его словам, Минск ведет разговор о "преференциальных разработках нефтяных месторождений в России, как бы эксклюзивным образом". Между тем, заметил он, есть общие для всех условия конкурса на получение лицензии, и Россия не готова "совершенно бесплатно" допустить к месторождениям белорусские компании.

naviny.by

Нефтяные проекты Беларуси в Венесуэле приносят лишь условную прибыль?

 

Первый вице-премьер правительства Владимир Семашко озвучил финансовые подробности участия Беларуси в проекте по добыче нефти в Венесуэле. По его словам, за три года государственное объединение «Белоруснефть» заработало там 105 млн. долларов чистой прибыли. Впрочем, экономисты полагают, что об окупаемости говорить все же пока преждевременно. Семашко считает заработанную сумму значимой «для предприятия и страны в целом». По его словам, «Белоруснефть» уже почти наполовину выплатило так называемые бонусы за разработку месторождений. «Дальше такие месторождения будут присовокупляться, объем будет наращиваться», — цитирует Семашко БЕЛТА.

Напомним, созданное в конце 2007 года совместное белорусско-венесуэльское предприятие добыло более 1 млн. тонн нефти. Предполагалось, что свою часть добытой венесуэльской нефти (а это 40% от объема, добытого СП) Беларусь будет продавать на мировом рынке.

По мнению экономиста Леонида Злотникова, в данном случае речь может идти о выручке лишь от продажи нефти. Однако если учесть все капитальные затраты на разработку месторождений, создание инфраструктуры для нефтяников и т.д., которые понесла Беларусь в Венесуэле, то, скорее всего, прибыли не будет вообще.

«Скорее всего, эта прибыль условная. Думаю, что в себестоимости не «сидят» вложенные Беларусью капитальные инвестиции. Когда там будет развита нефтедобыча в больших объемах, тогда вложения вернутся, и этот проект, возможно, и станет прибыльным», — отметил экономист «Белорусским новостям».

Аналогичная ситуация может быть и с другими проектами, которые Беларусь намерена активно продвигать в Венесуэле. В ходе нынешнего визита Лукашенко в Каракас было заключено да десятка соглашений. Ряд из них касается сбыта белорусской техники. Венесуэла, в частности, пообещала купить 1,3 тыс. единиц дорожно-строительной техники производства МАЗа, БелАЗа, МЗКТ и «Амкодора» на 200 млн. долларов. Также стороны договорились, что уже к 1 июля 2011 года Беларусь построит заводы по производству тракторов на 5 тыс. единиц в год, автомобилей МАЗ на 10 тысяч, сборочное производство дорожной и дорожно-строительной техники мощностью 3 тыс. единиц и технический центр по ремонту и обслуживанию всей белорусской техники.

Кроме того, с поставками техники Беларусь выходит на рынок Бразилии. По словам Семашко, для динамичного развития сельского хозяйства этой стране нужна современная техника, и Беларусь готова помочь, открыв совместное предприятие по сборке белорусских тракторов и комбайнов. «В Бразилии присутствует техника всех ведущих фирм. Конечно, в этом смысле мы здесь немного отстали в том плане, что наш МТЗ не присутствует на данном рынке», — цитирует БЕЛТА первого вице-премьера. По его словам, покупателями техники МТЗ являются более 85 стран.

Для сборки такого количества техники потребуется увеличения закупок в России импортных комплектующих, из которых примерно на 70% состоит белорусская техника. Следовательно, стоит ожидать и роста отрицательного сальдо.

По мнению Злотникова, будут ли успешными эти проекты, сказать сложно, поскольку неизвестна цена доставки из Беларуси в Венесуэлу Машино-комплектов, при каких объемах сборки будет определена точка безубыточности, каким образом будет налажено сервисное обслуживание техники.

Эксперт полагает, что в целом белорусской экономике от реализации таких проектов лучше не станет. «Даже если Беларусь заработает за два года 40 млн. долларов, погоды это не сделает. Для поддержания стабильности в экономике правительству нужны миллиарды долларов внешней подпитки», — полагает экономист.

Кроме того, отметил экономист, делая ставку на страны третьего мира в продвижении своей продукции и технологий, Беларусь тем самым не стремится повышать свою конкурентоспособность. «В этом проекте перспективы нет. Можно создать много сборочных производств и проиграть Китаю, который также активно поставляет свою технику на латиноамериканский рынок. Известно, что китайские грузовики дешевле и качественнее белорусских». Также экономист считает, что «еще неизвестно, насколько прочный режим Чавеса, который губит свою экономику с нашей помощью, и что потом будет с белорусскими проектами, если власть там сменится».

Владимир Семашко назвал нынешний визит Александра Лукашенко в Венесуэлу очень результативным. У Беларуси появилась перспектива (хотя и призрачная)  решения вопроса нефтяной зависимости от России. До конца года Венесуэла намерена поставить Беларуси до 4 млн. тонн нефти, что частично поможет загрузить белорусские нефтеперерабатывающие заводы, которые после введения экспортных пошлин работают почти вхолостую и терпят убытки  от переработки дорогой нефти.

В правительстве, судя по всему, пока не определились, каким способом планируется поставлять черное золото в Беларусь, чтобы это было менее затратным. Уже известно, что пробная партия венесуэльской нефти в объеме 80 тыс. тонн будет поставлена в мае танкером в Одессу, а затем железнодорожным транспортом на Мозырский НПЗ для переработки. По словам Семашко, на этой поставке будет отработана технология транспортировки нефти из Венесуэлы.

Что дальше, неизвестно. Первый вице-премьер не исключил, что для транспортировки нефти из Одессы может использоваться и трубопровод. Речь идет о нефтепроводе Одесса-Броды, который сейчас работает только в реверсном (то есть обратном) направлении, перекачивая нефть из Бродов в Одессу. По прогнозу украинского эксперта в области энергетики Богдана Соколовского, этот нефтепровод может быть переведен в аверсное (т.е. прямое) направление осенью 2011 года, после введения Россией в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системы-2 (БТС-2).

Однако с таким вариантом не соглашается Россия. Кроме того, насколько известно, одним из условий выделения Россией беспошлинной нефти в объеме 6,3 млн. тонн в год был отказ Беларуси от участия в проекте использования нефтепровода Одесса-Броды, который предусматривает продление трубы до польского Гданьска и соединение с белорусским участком «Дружбы».

Кроме того, в правительстве, по словам Семашко, рассматривается также вариант транспортировки венесуэльской нефти через Балтику, поскольку он самый близкий. По словам первого вице-премьера, эта схема тоже обсуждалась, «но на это требуется время». Что касается цены вопроса, то есть стоимости нефти из Венесуэлы, то здесь, учитывая тесную дружбу двух президентов, возможны самые разные варианты. Эксперты не исключают, что Венесуэла будет поставлять ее на первых этапах сотрудничества вовсе бесплатно. Такой вариант, напоминает АФН, был откатан на Никарагуа и Кубе.

naviny.by

Выгодна ли Беларуси венесуэльская нефть, остается тайной | Беларусь и белорусы: новости и аналитика | DW

С конца июля венесуэльская нефть начнет поступать в Беларусь по новому маршруту – через эстонский порт Мууга. Однако сам проект трансконтинентальной поставки "черного золота" продолжает вызывать у наблюдателей многочисленные вопросы.

Рентабелен ли импорт нефти из Латинской Америки, и как долго он продлится? По какой цене Минск покупает венесуэльскую нефть, и сможет ли она стать реальной альтернативой российской? Единого мнения по этому поводу у экспертов нет.

Убыточная статистика

Сразу стоит оговориться, что масло в огонь споров об экономической выгодности для Беларуси поставок венесуэльской нефти подлила недавняя информация Национального статистического комитета (Белстат), согласно которой Минск в мае 2010 года импортировал нефть из стран дальнего зарубежья по цене 656 долларов за тонну. При этом средняя стоимость купленной в январе-мае нефти в России составляет 394 доллара за тонну. Если официальная статистика в данном случае учитывала реальную стоимость венесуэльской нефти, то она получается дороже российской более чем на треть.

Куда уходят деньги?

Экономист Ярослав Романчук не видит альтернативы нефти из России

Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук доверяет этим данным и называет венесуэльско-белорусский нефтяной проект нецелесообразным. На взгляд Романчука, его продолжающаяся реализация может объясняться, к примеру, попыткой вывода деньги за пределы страны.

В то же время реальной альтернативы российской нефти для Беларуси экономист не видит. По его словам, при отсутствии прямого выхода Беларуси к морю и с учетом транспортных расходов нефть, получаемая Беларусью из других источников, будет явно дороже российской.

Здесь стоит учитывать, что сейчас из запланированных к переработке в Беларуси 21 миллиона тонн нефти 6,3 миллиона тонн Москва поставляет Минску беспошлинно. Снизить же белорусские нефтяные издержки в перспективе, как полагает Романчук, позволит формирование энергетических холдингов с участием как российского капитала, так и капитала из стран-покупателей продуктов белорусской нефтепереработки.

Альтернатива необходима

Экономист Василий Шлындиков уверен, что от зависимости Беларуси от российских энергоресурсов избавляться необходимо. И хотя Шлындиков скептически относится к долгосрочной белорусско-венесуэльской нефтяной дружбе, он также сомневается в полной нерентабельности данного проекта.

А вот финансовый аналитик Сергей Чалый и вовсе предлагает официальную статистику игнорировать. На его взгляд, при подаче сведений в Национальный статистический комитет была просто указана биржевая цена нефти . По выражению эксперта, "Белстату надо было дать какие-то цифры, вот и дали". Реальная цена, по мнению Чалого, по-прежнему остается коммерческой тайной.

Власти Беларуси так и не назвали цену венесуэльской нефти

По словам аналитика, в Беларуси венесуэльская нефть вполне может быть конкурентоспособной. Она, конечно же, не может соперничать с беспошлинной российской, но может быть выгоднее, чем российская нефть с таможенной пошлиной.

Перспективное вытеснение

Что же касается поставок этого сырья в Беларусь через эстонский порт Мууга, то, как поясняет Сергей Чалый, одесский порт может не справиться с оперативной разгрузкой всех зафрахтованных танкеров. Кроме того, сейчас идет выстраивание более приемлемой логистики транспортировки венесуэльского "черного золота". Ведь если в нынешнем году у президента Уго Чавеса его коллега Александр Лукашенко планирует приобрести 4 миллиона тонн нефти, то в следующем – уже до 10 миллионов тонн.

Если этим планам суждено будет сбыться, и проект окажется рентабельным, по словам Чалого, постепенно вообще можно будет говорить о замещении облагаемой пошлинами российской нефти. Впрочем, Ярослав Романчук в осуществление таких смелых планов не верит, а белорусские госчиновники о цене венесуэльской нефти предпочитают не распространяться.

Автор: Андрей Алехнович

Редактор: Владимир Дорохов

www.dw.com

Нефть потечет в Беларусь и с севера, и с юга? | Беларусь и белорусы: новости и аналитика | DW

Украинские эксперты считают достаточно перспективным для Киева сотрудничество с Минском в сфере транзита венесуэльской нефти. По их мнению, его развитию, в частности, использованию нефтепровода Одесса - Броды, мешает нежелание новых украинских властей портить отношения с Москвой.

Цистерны против нефтепровода

В середине июля четвертый танкер, заполненный венесуэльской нефтью марки "Санта-Барбара", которая добывается белорусско-венесуэльским СП Petrolera BeloVenesolana, прибудет в одесский порт. Оттуда она по железной дороге через украинскую территорию будет доставлена в Беларусь.

Пока венесуэльская нефть доставляется танкерами в порт Одессы

Более экономичным, надежным и выгодным для Минска и Киева эксперты считают транспортировку нефти из Одессы в Мозырь через нефтепровод Одесса - Броды и одну из "ниток" нефтепровода "Дружба". Весной посол Украины в Беларуси Игорь Лиховой заявил, что Беларуси предложено использовать нефтепровод Одесса - Броды, который "не нуждается ни в каких технических изменениях и денежной подпитке". Нужно лишь получить гарантию поставок нефти из Венесуэлы.

Однако, воплощение в жизнь этой идеи затянулось. Соглашение "О мерах по развитию сотрудничества относительно транспортировки нефти по территории Украины в Беларусь" было подписано на уровне вице-премьеров двух стран лишь 12 июля. Его текст остается в тайне. Один из подписантов документа, вице-премьер Украины Андрей Клюев сообщил лишь, что были "проработаны все вопросы, которые зафиксированы в плане двустороннего сотрудничества", а также "обсуждено выполнение договоренностей, достигнутых во время последних встреч президентов Украины и Беларуси ".

Промосковский синдром

Надежды на развитие сотрудничества придает сообщение о намерении сторон вернуться к доработке документа в сентябре. Тем не менее, отношение к нему большинства независимых экспертов становится все более скептическим. По мнению директора энергетических программ центра "Номос" Михаила Гончара, "это совершенный нонсенс, поскольку межгосударственное соглашение не может быть закрытым".

Эксперт с юмором отнесся к ссылкам правительственных чиновников на секретность. Он сказал, что задача правительств – согласовать рамочный документ. А все пункты, относящиеся к области коммерческой и другой тайны, должны содержаться в договорах хозяйствующих субъектов, которые эти рамочные соглашения выполняют.

Цена на венесуэльскую нефть для Беларуси неизвестна

Тот факт, что содержание договоренностей скрывается, как считает Гончар, свидетельствует о том, что "документ мало чем отличается от нуля". Гончар полагает, что Украина, судя по всему, так и не отважилась на то, к чему ее склоняла белорусская сторона. Ведь это означает для Киева пойти на конфликт с Россией. Новая украинская власть, по выражению Михаила Гончара, предпочитает не рисковать и не хочет использовать украинские нефтепроводы для поставок в Беларусь нефти из альтернативных источников.

Высыхающие трубы

Некоторые аналитики ставят под вопрос рентабельность переработки латиноамериканской нефти на белорусских НПЗ, называя этот проект исключительно политическим. Но Гончар уверен, что договоренности Лукашенко - Чавес о специальной цене на венесуэльскую нефть для Минска способны сделать сотрудничество вполне взаимовыгодным. Особенно, если сторонам удастся закрепиться на европейских рынках сбыта и поставлять на них действительно высококачественные нефтепродукты.

Выгода для Украины, по мнению эксперта, здесь совершенно очевидна. Ведь поставки российской нефти по нефтепроводу Одесса - Броды имеют "тенденцию к неуклонному сокращению". А одна из двух ниток нефтепровода "Дружба", который соединяет магистраль Одесса - Броды с белорусским Мозырем (там расположен нефтеперерабатывающий завод), также практически не загружена из-за сокращения прокачки нефти Россией.

Северные альтернативы

Пока в Киеве предоставляют Беларуси дорогостоящие железнодорожные услуги, Минск обратил свои взоры на север. Согласно достигнутой договоренности между Эстонией и Беларусью, ожидается прибытие очередного нефтяного танкера в порт Мууга в конце июля. Оттуда сырье должно поступить на Новополоцкое объединение "Нафтан". Обсуждается и возможность транзита через литовский порт Клайпеда.

Новые власти в Киеве не хотят испотить отношения с Москвой из-за транзита нефти

"Мы видим, что Беларусь пытается максимально использовать инфраструктурный потенциал своих соседей как на юге, так и на севере. И здесь возможен на только эстонский вариант, в Минске видят возможности для латвийского и литовского вариантов ", – отмечает директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар.

Нефти может быть много

Президент Киевского международного энергоклуба Александр Тодийчук также назвал перевозку нефти в Беларусь цистернами по железной дороге противоречащей здравому смыслу. Тодийчук напомнил, что нефтепровод Одесса - Броды был построен для транзита каспийской нефти в Европу, и что на транспортировку российской нефти в обратном направлении власти согласились лишь из опасения оставить нефтепровод незагруженным.

Теперь, как сказал Тодийчук, "становятся очевидными политические мотивы реверса нефтепровода в угоду Москве". Эксперт также напомнил, что Минск успешно развивает не только нефтедобычу в Венесуэле, но и в Иране. И что власти этой страны уже заявили о готовности продавать Беларуси нефть сверх той, которую она добывает на территории Ирана. Тодийчук уверен, что "Украина может быть идеальным транзитером для иранской нефти в Беларусь, достаточно бросить беглый взгляд на карту".

Тодийчук предупредил, что если Киев сегодня не возьмется за реализацию проектов альтернативных маршрутов транзита нефти, то по завершении через два года Россией строительства нефтепровода БТС-2 Украина может вообще утратить свое значение как нефтетранспортная страна.

Автор: Александр Савицкий, Киев Редактор: Владимир Дорохов

www.dw.com

Венесуэльская нефть – Беларуси | Alexis52

Венесуэльская нефть – Беларуси: не по трубе, так «ведрами на колесах»! Как известно, некоторое время тому назад президент Беларуси А. Лукашенко побывал в Венесуэле, где встретился с Уго Чавесом. Обе стороны установили дружественные отношения, что было легко сделать, как оба государства являются социальными: они серьезно регулируют экономику так, чтобы значительную часть прибылей направлять на создания благоприятной жизни для трудового народа, для бедноты.

Именно потому, что братская Белоруссии по языку и крови Россия не является социальным государством, а служит интересам наживы олигархии, таких надёжных связей у неё с Беларусью не получается: нефтегазовые магнаты то и дело через высших российских чиновников стараются заглотить то одну, то другую отрасль экономики Беларуси.

Беларусь, как мы помним, обязалась поставлять в Венесуэлу различную мирную технику, а также построить там предприятия по её производству, а Венесуэла обязалась поставлять в Белоруссию нефть. Естественно, что через океан нефть можно доставлять только танкерами. Но у Беларуси нет доступа к морю. К счастью, братская Украина согласилась транспортировать венесуэльскую нефть цистернами по сходной цене от Одесского порта до Мозыря (на нефтеперерабатывающий завод).

И вот 25 апреля к причалу №1 нефтегавани Одесского морского торгового порта был поставлен танкер SEA STAR (длина – 249 м, флаг Мальта) с 80 тыс. тоннами нефти, и он уже разгружается. Начальник порта сказал, что транспортровка нефти в Беларусь не проблема, важно, чтобы была обеспечена синхронизация работы нефтебаз и поставка железнодорожных цистерн.

В случае благоприятного завершения первой транспортировки нефти Одесса-Мозырь грузопоток может составлять до 4 млн. тонн в год, что соответствует плану Беларуси и Венесуэлы. Несмотря на столь большой маршрут, поставка нефти будет, как считают некоторые эксперты, дешевле, чем из соседней России.

Роберт Крамолин

maxpark.com

Беларусь и венесуэльская нефть – по тропе контрабандиста

Сколько Беларусь платит за венесуэльскую нефть и кому в России выгодна эта сделка? Сын одного из лидеров белорусской оппозиции Виктора Ивашкевича, молодой журналист Стас Ивашкевич провел свое журналистское расследование, которое опубликовала российская "Новая газета".

Минск платит по 30-60 долларов за доставку тонны нефти из Венесуэлы, чтобы прикрыть поставки на белорусские НПЗ контрабандного российского сырья, которое стоит ему на 200-250 долларов дешевле мировой цены. Потери российского бюджета от поставок контрабандной нефти в Беларусь и реэкспорта углеводородов через эту страну превышают миллиард долларов в год неуплаченных пошлин Странные дела творятся в белорусском государстве. Бушует валютный кризис. Население хранит доллары уже не в чулке под матрасом, а в рамочке на стене. Из-за хронической нехватки валюты руководство страны начинает пускать на мясо священных коров «рыночного социализма», распродавая ключевые объекты госпромышленности. Но в то же время Минск находит миллиарды долларов на экзотические «хобби». Несмотря на возможность беспошлинно закупать российскую нефть, белорусские НПЗ перерабатывают еще больше заморского сырья, чем в прошлом году. Через Украину в Беларусь поступает азербайджанская нефть (940 тыс. тонн за январь-октябрь 2011), но основные объемы «альтернативного сырья» по-прежнему импортируются из Венесуэлы (1,3 миллиона тонн за аналогичный период). Это при том, что, согласно официальным данным, заморские углеводороды обходятся Минску на 15% дороже мировой цены. Правда, в Украине Белорусская нефтяная компания (БНК) перепродает венесуэльскую нефть  по демпинговым ценам. Очевидно, заполняя таможенные декларации при ввозе товара в Беларусь, БНК несколько преувеличивает свои затраты. Но тогда получается, что Венесуэла, сама переживающая перманентный валютный кризис, продает Беларуси нефть себе в убыток? Вряд ли. Чтобы понять, кто оплачивает взаимовыгодное сотрудничество Каракаса и Минска, достаточно взглянуть на другие диковинные поставки «альтернативного» сырья на белорусские НПЗ. Казахстанский мазут В прошлом году заместитель главного технолога Новополоцкого НПЗ Алексей Вегера сообщил на конференции в Минске, что его завод вышел на полную загруженность и положительную рентабельность, переключившись частично на переработку казахстанского мазута и российского печного топлива (200 тысяч тонн ежемесячно на обоих белорусских НПЗ).  Поставки мазута из Казахстана в прошлом году в пять раз увеличили белорусский импорт из этой страны. Сверхприбыльная переработка в Беларуси таких объемов импортного мазута вызывает удивление экспертов, поскольку в прошлом году поставки российских нефтепродуктов в эту страну облагался пошлиной и продавались по мировой цене – также как и сырая нефть. Переработка же казахстанского мазута, с учетом дорогостоящей железнодорожной доставки через Украину, вызывает у участников рынка такое же удивление, как и «венесуэльская эпопея». Сомнения оказались небеспочвенны. Исходя из документации Белорусской железной дороги, как минимум часть казахстанских углеводородов, поступающих в Беларусь, являются не мазутом, а «нефтью сырой».  Но зачем Минску скрывать импорт нефти из Казахстана под видом мазута? Эксперты отмечают, что такое прикрытие является типичным для контрабандного экспорта через Казахстан беспошлинной российской нефти. «Сырой мазут» казахстанского разлива Согласно соглашению между Москвой и Астаной, российские нефтяники имеют право вывозить сырье в Казахстан беспошлинно - для переработки на местных НПЗ. На самом деле существенная часть углеводородов реэкспортируется оттуда в третьи страны. На границе контрабандный вывоз оформляется как экспорт мазута, якобы полученного при переработке российского сырья в Казахстане и уплачивается казахстанская экспортная пошлина на мазут – в разы меньшая, чем российская пошлина на нефть. Недоплачивая половину экспортной пошлины, предприимчивые экспортеры могут получать стандартную прибыль, продавая контрабандную нефть на 30% дешевле мировой цены.  Участники рынка иронично именуют схему экспортом «сырого мазута». В последние годы реэкспорт российской нефти через Казахстан достиг таких масштабов, что в октябре Москва ввела полный запрет на железнодорожные поставки углеводородов в эту страну.  Но эти меры коснутся, в основном, лишь мелких контрабандистов. Российские ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании) реэкспортируют сырье, поставляемое по трубопроводам (6 миллионов тонн в год), причем не только под видом мазута, но и при помощи свопа с казахстанскими производителями.  В отличие от мелких контрабандистов, получающих за такую деятельность тюремные сроки, крупные компании, экспортирующие «сырой мазут», сталкиваются с крайне либеральным отношением властей. Так в прошлом году инспекторы ФТС в Новороссийске сделали химический анализ казахстанского мазута, который партиями до 60 тысяч тонн поставлялся танкерами в НПЗ болгарского Бургаса, и установили, что на самом деле это – российская  сырая нефть.  Ущерб государству от недоплаченной пошлины за арестованную партию (30 тыс. тонн). был оценен почти в 7 миллионов долларов. Прокуратура, однако, посчитала указанную сумму недостаточной для заведения уголовного дела о контрабанде, и ограничилось административным расследованием (указание неправильных данных в транcпортных документах). Но вскоре и административное дело было закрыто «в связи с недостаточностью доказательств вины юридического лица»  - ошибся, мол, декларант нечаянно – с кем не бывает? Российский «сырой мазут» Российская нефть экспортируется под видом мазута не только из Казахстана, но и напрямую – через порты России, Прибалтики и Украины. Согласно аудиту, проведенному Счетной Палатой РФ, в 2009 году экспорт «сырого мазута» из России составил 10 миллионов тонн. Но это, видимо, лишь вершина айсберга, поскольку не учитывает операций, совершаемых под прикрытием принадлежащих ВИНКам НПЗ. К примеру, Киришский НПЗ ежегодно перерабатывает до миллиона тонн «сверх своей проектной мощности». Основные объемы киришского экспорта идут в Таллиннский порт, который официально сырую нефть не переваливает с 2007 года. Но более 500 тысяч тонн в месяц мазута кем-то отправляется из Таллина в США на танкерах, предназначенных для перевозки сырой нефти. «Транспортировка мазута танкерами, предназначенными для перевозки сырой нефти (crudeoiltankers) иногда практикуется. Но, в отличие от «продуктовозов» (oilproductstankers), которые стандартно перевозят мазут, крупнотоннажные crudeoiltankers, как правило, не оснащены системами подогрева, необходимыми для того, чтобы не дать мазуту застыть в грузовых баках. Поэтому, использование crudeoiltankersв холодное время года для перевозки мазута на дальние расстояния является рискованным и используется лишь в отдельных случаях», - объясняет представитель судоходной компании MinervaMarina Ямиас Джанопулос. Однако, при экспорте из Таллинна, владельцы упомянутых танкеров этого риска не боятся. Возможно, потому, что мазут, который они перевозят, соответствует химическим параметрам сырой нефти. «Сырой мазут» и Беларусь До утраты нефтяных преференций Минск также активно занимался реэкспортом углеводородов из РФ. В 2009 году через Беларусь только официально было реэкспортировано 2 миллиона тонн российского бензина и дизельного топлива. О реэкспорте сырой нефти под видом белорусского мазута можно лишь догадываться. Похоже, что потеряв в прошлом году официальные нефтяные льготы, Минск договорился с некоторыми российскими партнерами о поставках беспошлинного российского сырья в Беларусь иными маршрутами. Так, например, в январе этого года «Сургутнефтегаз», который снабжает белорусские НПЗ по трубопроводам «Дружба», активно искал дополнительные маршруты поставок в Беларусь нефти Юралс. В частности, компания договорилась о перевалке в украинском порту «Южный»  - для дальнейшей транспортировки сырья в Мозырь. Причина была в том, что в январе «Транснефть» приостановила поставки в Беларусь из-за очередного конфликта между Москвой и Минском, поэтому дружественным Беларуси нефтяникам пришлось искать способы доставить туда нефть конфиденциально -  через третьи страны. Венесуэльский своп В прошлом году венесуэльское издание ElNacionalсообщило, что во время визита в Каракас Лукашенко вел переговоры о закупке венесуэльской нефти с 30%-ой скидкой – по цене «сырого мазута», причем представители Венесуэльской нефтяной компании допускали такую возможность только при использовании свопа. Участники рынка, коментируя цену венесуэльской нефти для Беларуси и схему ее доставки, также указывают на высокую вероятность того, что поставки осуществляются по свопу с российскими ВИНКами.Необходимость данной операции, очевидно, была вызвана тем, что поставки миллионов тонн «сырого мазута» в Беларусь напрямую, на фоне политического конфликта между Москвой и Минском, могли вызвать санкции Кремля против контрабандистов. Вместо этого, российские друзья Лукашенко продолжают экспортировать «сырой мазут» в Америку, но продают его там с 30%-ой скидкой Венесуэле, которая использует сырье на своих НПЗ в США  или  перепродает своим американским клиентам. Взамен Каракас по той же цене отправляет в Беларусь аналогичные объемы своей легкой нефти марки «Санта Барбара», используя танкеры, которые доставляют в США российское сырье.  По прибытии в Таллинн танкеры из Венесуэлы, как правило, там же получают новый груз и везут его обратно в США. Таким образом, партнеры доплачивают по 30-60 долларов на тонне нефти за обратный фрахт до Америки, чтобы прикрыть поставки на белорусские НПЗ контрабандного сырья из РФ, за которые Минск платит на 200-250 долларов меньше мировой цены. Должок Потери российского бюджета от поставок «сырого мазута» в Беларусь могут превышать 500 миллионов долларов невыплаченных экспортных пошлин только за прошлый год.  В прошлом году – убытки намного больше.  Ведь согласно подписанным ранее своп-контрактам, российские ВИНКи продолжают поставлять дешевый «сырой мазут» Венесуэле, которая, в свою очередь, продолжает отправлять в Беларусь танкеры с «Санта-Барбарой». Одновременно Минск расплачивается с поставщиками «сырого мазута», позволяя им реэкспортировать аналогичные объемы углеводородов через Беларусь. По информации участников рынка, Беларусь в этом году импортировала из России 2,7 миллиона тонн дизельного топлива и прямогонного бензина. На нефтебазах белорусской компании «Трайпл» в нефтепродукты добавляется 0,2% спирта, что, согласно белорусскому законодательству, позволяет реэкспортировать их в третьи страны беспошлинно - под видом биодизеля и бензина-ратворителя.  Учитывая, что в РФ такая смесь облагается стандартной пошлиной на нефтепродукты, потери ФТС от данной схемы реэкспорта составили за январь-октябрь более 600 миллионов долларов. И это не считая вероятного реэкспорта российской сырой нефти под видом белорусского мазута. Так в октябре Белорусская нефтяная компания заключила с оператором литовского порта Клайпеда беспрецедентно крупный контракт на перевалку мазута – 2,2 миллиона тонн за год – в три раза больше, чем годом ранее. Весь этот объем отдан на откуп «Лукойлу», который, вывозит оттуда часть белорусского мазута танкерами для сырой нефти. Судя по всему, таким способом Минск расплачивается не только за «сырой мазут», но и за азербайджанскую нефть, которую «Лукойл» поставляет в Мозырь по трубопроводу Одесса-Броды.Правда, основные объемы каспийского сырья Минску продает «Бритиш Петролеум» – оператор и крупнейший акционер месторождения «Азери-Чираг-Гюнешли», где добывается 80% азербайджанской нефти. В прошлом году вице-премьер Беларуси Виталий Семашко подписал в Лондоне  контракт, согласно которому  британская компания поставляет в Беларусь сырье AzeriLightпри посредничестве SOCARTrading– торговой «дочки» Государственной нефтегазовой корпорации Азербайджана (ГНКАР). Одновременно «Бритиш Петролеум» получает в балтийских портах мазут белорусских и российских НПЗ, часть из которого вывозится в США на данкерах для перевозки сырой нефти. Примечательно, что российская «дочка» «Бритиш Петролеум» - ТНК-ВР, ведущая против своей материнской компании войну в России, оказалась с ней по разные стороны баррикад и в Беларуси. Судя по гневным репликам Лукашенко, российские совладельцы Мозырского НПЗ в Беларуси – ТНК-ВР и «Газпром-нефть», поставлять свой «сырой мазут» Минску отказались. "Если хоть одна копейка уйдет на ту сторону (российским акционерам завода), пеняйте на себя, – инструктировал Лукашенко руководителя Мозырского НПЗ относительно переработки «альтернативной нефти» – Им не надо было перерабатывать нефть и прибыль не была нужна», – свирепствовал белорусский лидер, вспоминая несговорчивость «плохих нефтяников». Зато для «хороших нефтяников» белорусский руководитель не скупится на почести и награды. К примеру, в прошлом году, в разгар нефтяного конфликта между Минском и Москвой, Александр Лукашенко наградил главу «Лукойла» орденом «Дружбы народов». В этом году -  владелец «Русснефти» получил калийные месторождения в Беларуси. Недавно Александр Лукашенко с благодарностью заявил, что поставками своей нефти Венесуэла и Азербайджан помогли Беларуси сохранить независимость. Очевидно, речь шла о готовности Уго Чавеса и Ильхама Алиева предоставить политическое прикрытие контрабандным сделкам Минска с российскими нефтяниками. А оплачивает всю эту любовь российский бюджет и счет его потерь идет на миллиарды долларов.

belaruspartisan.by