Почему Европа больше не хочет покупать российскую нефть. Зачем россия покупает нефть


Почему Европа больше не хочет покупать нефть РФ — Рамблер/новости

Российский нефтяной экспорт в Европу может оказаться под угрозой, и причиной тому являются действия самой российской стороны.

Как сообщил РИА Новости официальный представитель «Траснефти» Игорь Демин, несколько европейских стран снизили объемы закупок российской нефти марки Urals.

Речь идет о поставках по нефтепроводу «Дружба» построенному еще в советские времена, для снабжения нефтью стран социалистического лагеря.

По словам Демина, с января по апрель 2018 года поставки российской нефти упали на 10%. Лидером по масштабам отказа от российской нефти стала Венгрия, поставки в которую сократились почти на 20%, на 8% меньше закупила Словакия и на 2,3% — Польша. Суммарно эти страны, снабжаемые по «Дружбе» практически полностью, не добрали около 530 тысяч тонн, в сравнении с прошлым годом.

В чем причина?

По словам Демина, покупатели недовольны тем, что содержание серы в поступающей к ним нефти сорта Urals составляет 1,75%, что близко к предельному значению (1,8%).

У европейских НПЗ существуют четкие требования по качеству сырья и содержанию в нем серы. По этому, повышенная сернистость российской нефти вынуждает ее приобретателей разбавлять Urals легкими (и более дорогими) сортами, которые приходится покупать дополнительно. Повышение и без того высокого содержания серы в российской нефти ведет к росту затрат потребителей, вынужденных закупать еще больше легкой нефти.

Ситуация усложняется тем, что по независимым подсчетам, сернистость Urals, превосходит максимальные значения, о которых говорит Демин.

Собственное исследование, проведенное агентством Reuters еще в феврале, показало, что процентная доля серы в нефти, поставляемой по «Дружбе» на НПЗ в Германии, Польше, Чехии, Словакии и Венгрии, довольно часто не то что приближается, а превышает 1,8%. «Показатель серы у Urals регулярно за 1,8 процентов зашкаливает, и это (превышение) становится систематическим», — сообщает Reuters со ссылкой на собственный информированный источник. Содержание серы на северной ветке «Дружбы», для Польши и Германии, в течение января этого года неоднократно составляло 1,81−1,85 процента, свидетельствуют предоставленные тремя участниками рынка документальные данные, с которыми ознакомился Reuters.

По сравнению со средним показателем за 2017 год содержание серы в нефти выросло на 0,15 процента, показывают расчёты агентства.

В польском концерне PKN Orlen Reuters подтвердили повышение показателя серы в трубопроводных партиях Urals, поставляемых на НПЗ компании.

«Мы наблюдали изменение качества Urals, главным образом из-за повышенного содержания серы. Это важный вопрос в контексте нашего будущего сотрудничества с российскими партнерами», — сообщил в письменном ответе на запрос агентства вице-президент PKN Orlen Мирослав Кочальский.

«Дружба» с запахом серы

Ответ на этот вопрос хорошо известен всем, кто имеет дело с добычей и переработкой черного золота. Сера присутствует практически во всех ее сортах, но в разном количестве. И чем меньшее ее там содержится, тем выше качество нефти.

В соответствии с нормами ГОСТа 51858, в нефти Urals предполагается содержание серы от 0,61 до 1,8% и плотность от 853,7 до 873,5 кг на кубометр, в связи с чем, основной российский экспортный сорт относится к разряду среднесернистых.

Долгое время европейских потребителей устраивало качество российского товара. Что же случилось сейчас и в чем причина недовольства европейских нефтепереработчиков?

Ответ заключается в самом процессе получения субстанции, называемой сортом Urals, поступающей к потребителям по нефтепроводу «Дружба».

Историческая справка: трубопровод «Дружба» создавался для поставок нефти в Восточную Европу из месторождений Татарии, Башкирии, Удмуртии, Куйбышевской (ныне Самарская) областей. К 1970 году в «Дружбу» стала поступать нефть из Западной Сибири и Северного Прикаспия. Решение о строительстве трубопровода было принято руководством СССР, Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР. Соглашение о строительстве было подписано 19 декабря 1959 года в Москве. Официальная церемония пуска магистрали состоялась 15 октября 1964 года. Нефтепровод с диаметром трубы до 1,02 метра проходил по территории СССР от Самары до Брянской области. Там от него отходит ответвление в латвийский Вентспилс (Унеча — Полоцк — Мажейкяй — Вентспилс) диаметром до 0,8 метра. Далее труба идет на запад в Белоруссию, где магистраль разделяется на две ветки. Северная идет через Польшу в Германию, южная — через Украину в Чехословакию и Венгрию. Российская экспортная нефть образуется путем смешивания легкой нефти, поступающей из Сибири, с высокосернистыми сортами, добываемыми в Урало-Поволжском бассейне (в Башкирии и Татарстане). Волго-уральскую нефть не любят нефтепереработчики ни в России, ни за рубежом. Содержание серы в ней достигает 4%, что исключает возможность ее переработки в качественные нефтепродукты в неразбавленном виде. При этом добыча легкой и малосернистой нефти в Западной Сибири постоянно сокращается из-за истощения месторождений.

Все это постоянно усложняет приготовление экспортного сорта Urals, соответствующего международным стандартам. Легкой нефти для разбавления сернистых волжских сортов с каждым годом становится все меньше и меньше.

Китайский след

Проблема с качеством Urals хорошо известна и на Западе, но до последнего времени европейские НПЗ предпочитали мириться с происходящим, не имея альтернативы.

Что же послужило причиной падения качества экспортируемой Россией нефти, что потребители решили сократить (нонсенс) закупки?

Как выяснилось, па протяжении последнего года, Россия была вынуждена перенаправить значительную часть легкой сибирской нефти с западных направлений на Восток для увеличения поставок малосернистого сырья в Китай в соответствии с межправительственным соглашением. «Россия сейчас большую часть своей легкой нефти направляет в Китай, чтобы обеспечить приоритетные поставки по межправу (межправительственное соглашение), а уж европейским покупателям — что осталось», — цитирует Reuters информацию своего источника в нефтяной отрасли РФ.

Предполагалось, что недостающая легкая нефть будет компенсирована благодаря приросту добычи в Восточной Сибири. Однако, этого прироста не произошло из-за выполнения пакта ОПЕК+, предполагающего сокращение добычи нефти Россией.

Опасные игры

Почему российское руководство решило пренебречь наработанными десятилетиями связями с европейскими потребителями в угоду Китаю, догадаться нетрудно. К сожалению, в современных экономических отношениях политические аспекты довольно часто вступают в противоречия со здравым смыслом. Нынешняя ситуация не исключение.

Россия пожертвовала доверием проверенных партнеров ради того, чтобы показаться нужной своему сильному восточному соседу.

Вопрос лишь в том, что Китай не скрывает своих прагматических соображений в выборе поставщиков. В этом деле Пекин может себе позволить руководствоваться не политическими, а сугубо экономическими интересами, и этом состоит самая главная опасность для России.

Китай стремится к максимальной диверсификации поставок, что помогает ему всегда получать наиболее выгодную цену. «Ломать» продавца по цене, выворачивая его наизнанку — любимый прием китайских потребителей. Очевидно, что для попадания в число поставщиков российские нефтяники пошли на крайние меры, разве что, не превратив свою нефть в шоколад.

В то же время, учитывая сокращающиеся объемы добычи легкой нефти, можно ожидать возникновения проблем с качеством российской нефти не только для Европы, но и для Китая. В этом случае, Поднебесная в свойственной ей манере, без малейшего сожаления откажется от российских поставок в более выгодного предложения.

Что касается западного направления, то здесь снижение качества Urals повлечет за собой рост издержек местных потребителей и требования снижения цены. Ввиду отсутствия четкой альтернативы, это не приведет к скорому отказу от российских поставок. Однако, это не значит, что попытки ее поиска не будут предприниматься.

Учитывая, что в последнее время в нефтяной отрасли все большую роль начинают играть не объемы запасов, а технологии добычи, альтернатива поставкам по «Дружбе» рано или поздно появится. Со всеми вытекающими последствиями для российской нефтянки.

news.rambler.ru

Зачем и почему Россия покупает нефть у Ирана? - Информационный портал Fars News

Экспорт иранской нефти в Россию - стратегический шаг РФ в укреплении своих экономических позиций и отношений с ИРИ. Об этом в интервью «CA-IrNews» заявил глава Иранского аналитического центра стратегического развития отношений с РФ Мустафа Азариан.

По словам иранского эксперта, Исламская республика ежегодно экспортирует в Россию 100 тыс. баррелей нефти. Ранее объем поставок составлял 500 тыс., однако он был снижен из-за ряда санкций. Но несмотря на это объем снова может вернутся к прежним показателям. Целью этого соглашения является расширение экономических отношений между двумя странами. Экспорт «черного золота» из Ирана в РФ позволит поддерживать одного из основных экспортных рынков иранской нефти в Индии.

«Первоначальный шаг импорта нефтепродуктов из ИРИ в Россию был сделан в ходе первой встречи Хасана Рухани и Владимира Путина в Бишкек. Кроме этого и в прошлогодней встречей министра нефти Ирана с российскими властями», отмечает аналитик.

Азариан утверждает, что в настоящее время российской компании «Роснефть» принадлежит 49% пакета акций нефтеперерабатывающего завода «Essar Oil Limited» в Индии. Стоимость приобретения 100% бизнеса в Essar Oil Limited «Роснефтью» и консорциумом международных инвесторов составил $12,9 млрд. У читателя может возникнуть закономерный вопрос зачем Россия, которая является второй страной в мире по добыче нефти (11млн. баррелей) после Саудовской Аравии, закупает нефтепродукты в ИРИ?

EOL принадлежит розничная сеть из более чем 3,5 тыс. заправочных станций по всей Индии, работающих под брендом Essar

Эксперт считает, что Роснефть неслучайно приобрела это завод в Индии. Так как Дели является одним из основных потребителей иранских нефтепродуктов. «Essar Oil Limited» ежегодно закупает около 400 тыс. баррелей, из них треть является иранской. При таком раскладе Иран может потерять один из своих нефтяных рынков сбыта. Однако РФ из-за своей огромной доли на международном нефтяном рынке не может полностью удовлетворить выше указанный объем поставок нефтепродуктов индийского предприятия. Вместе с тем этот ход позволит Москве обойти санкции, которые сейчас применяются Западом против России и не ущемлят экономические интересы Исламской Республики. 

Так как: «Соглашение между «Роснефтью» и индийской компанией «Essar Oil» не подпадает под действие санкций США и ЕС, примененных ранее в отношении Москвы». Об этом еще в августе 2016 года сообщил на брифинге для журналистов заместитель начальника пресс-службы Госдепартамента США Марк Тонер.

 «Наличие данного канала реализации повышает операционные и финансовые показатели активов, благодаря стабильно растущему внутреннему спросу на продукцию со значительной добавленной стоимостью и выбранной стратегии розничной экспансии», - Роснефть

Азариан приводит два примера того, почему России выгоднее закупать нефть в ИРИ и доставлять ее на нефтеперерабатывающий завод в Индию, чем переправлять из РФ:

1- От Северной Европы, до Индии очень большое расстояние поставка будет занимать большое количество времени и станет не выгодным

2. Доставлять России «черное золото» через Черное море так же не желательно, так как здесь существуют определенные ограничения. Для использования Суэцкого канала и проливов Босфор и Дарданеллы. Роснефть должна осуществлять перевозку небольшими партиями, что увеличит транспортные расходы и снизит рентабельность.

По мнению иранского аналитика подписанное соглашение Россией и Ираном в поставке горюче-смазочных материалов в Индию имеет стратегическое значение. Этот шаг сохранит Москве индийский рынок и не позволит своим конкурентам войти на него.  

«Следующим пунктом в этой крупной сделке является финансовая часть соглашения. Она заключается в том, что половина операций будет произведена за наличный расчет, а вторая в обмене нефти на российские товары», сказал Азариан.  Что же подразумевается по товарами?

Эксперт отмечает, что РФ является одной из самых мощных стран в области военной и аэрокосмической техники. Иран может использовать эти договоренности для удовлетворения своих военных потребностей, в частности для оснащения своих военно-воздушных сил. Таким образом, это соглашение можно рассматриваться как позитивный шаг в развитии и укреплении отношений между двумя странами.

Материал подготовил Азиз Пиримкулов

www.ca-irnews.com

Что за налоговый маневр в нефтяной отрасли и зачем он нужен? | Экономика | Деньги

21 июня правительство одобрило вариант налогового маневра в нефтяной отрасли. Суть его заключается в поэтапном снижении экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты до нуля к 2024 году и одновременном росте налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате таких изменений экспорт нефти станет более выгодным, а цена на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке вырастет.

Чтобы отчасти компенсировать рост цен на топливо, правительство собирается принять так называемый плавающий акциз. Повышать для НПЗ его будут в период низких цен на нефть, а в периоды высоких цен налоговая нагрузка на НПЗ будет наоборот снижаться.

Кроме этого, правительство планирует смягчить реформу обратным акцизом. Это налог, который предполагает возврат акцизов с объемов нефти, которые идут на переработку. Его размер зависит от корзины нефтепродуктов. Чтобы он был максимальным, НПЗ не должен выпускать темных нефтепродуктов.

Ранее им могли воспользоваться заводы, выпускающие бензин в объеме более 10% от первичной переработки и компании, попавшие под финансовые санкции. Теперь его решили предоставить компаниям, которые собираются модернизировать свои НПЗ. Также правительство хочет ввести повышающие коэффициенты к обратному акцизу для тех НПЗ, которые расположены далеко от границы и меньше зарабатывают на экспорте.

Зачем нужен налоговый маневр?

Министерство финансов предлагало обнулить экспортную пошлину на нефть с начала этого года, но против этого выступает Минэнерго, которое считает, что это может привести к падению объемов нефтепереработки на 20% и закрытию ряда НПЗ.

«Историю с нефтяным налоговым маневром изначально затевал Минфин для того, чтобы пополнить бюджет, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Раньше работала такая схема — есть две точки нефтяной отрасли, из которых изымают деньги. Когда вы из-под земли достали нефть, вы платите налог на добычу полезных ископаемых с объема, который вы извлекли. Например, добываем 547 млн тонн, 279 млн идет на внутреннюю переработку на НПЗ, а все остальное уходит на экспорт в сыром виде. С каждой тонны сырого экспорта платится экспортная пошлина. Получается, что на внутреннем рынке нефть дешевле, чем на внешнем. Получается, что у нас бензин и нефть дешевле, чем за рубежом. Налоговый маневр предполагает, что вы обнуляете экспортную пошлину и повышаете НДПИ. То есть всю нагрузку переносите на скважину. В результате получается, что нефть для НПЗ становится такой же дорогой, как и для внешних потребителей. Такая политика ведет к росту цен на бензин уже на внутреннем рынке. Поэтому правительство пытается придумать, как и налоговый маневр завершить, и цены удержать».

По словам эксперта, нефтяной налоговый маневр нужен в первую очередь для пополнения бюджета. «Если вы собираете только НДПИ, то получается, что сбор налогов идет со всех 547 млн тонн. Естественно, остается гораздо больше доходов в бюджет. Здесь каждое ведомство выполняет свою задачу. Минфин должен наполнять бюджет, чтобы не возникало дефицита. Вот для этого и придуман такой маневр, который имеет цель наполнить бюджет. Деньги нужны для выполнения майских указов, индексации пенсий и т.д.

Здесь каждый получается прав, но в итоге выходит не очень хорошо, потому что повышение цен на бензин является болезненным вопросом для населения, оно начинает бунтовать, проводить акции протеста. Поэтому стоит вопрос, а нужен ли на самом деле такой маневр, когда и так все работало, а теперь приходится придумывать какие-то инструменты, как регулировать цены на бензин и отрицательные акцизы, которые как ранее предполагалось будут запирать регионы и на них строить дороги. Если их уменьшать, то получается, что регионы опять будут недополучать, с бюджета им будут что-то компенсировать. Возникает вопрос — зачем пополнять бюджет, чтобы потом распределять из него средства по регионам. Страдает и переработка, потому что нефтяникам становится совсем не выгодно перерабатывать нефть на внутреннем рынке в больших мощностях», — говорит Юшков.

В правительстве заявляют, что за счет нефтяного налогового маневра российский бюджет получит за шесть лет около 1,5 триллиона рублей. Принять закон планируют в эту сессию, которая заканчивается в середине июля.

www.aif.ru

Почему Европа больше не хочет покупать российскую нефть. Ридус

Российский нефтяной экспорт в Европу может оказаться под угрозой, и причиной тому являются действия самой российской стороны.

Как сообщил РИА Новости официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин, несколько европейских стран снизили объемы закупок российской нефти марки Urals.

Речь идет о поставках по нефтепроводу «Дружба», построенному еще в советские времена для снабжения нефтью стран социалистического лагеря.

По словам Демина, с января по апрель 2018 года поставки российской нефти упали на 10%. Лидером по масштабам отказа от российской нефти стала Венгрия, поставки в которую сократились почти на 20%, на 8% меньше закупила Словакия и на 2,3% — Польша. Суммарно эти страны, снабжаемые по «Дружбе» практически полностью, недобрали около 530 тысяч тонн в сравнении с прошлым годом.

В чем причина?

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

По словам Демина, покупатели недовольны тем, что содержание серы в поступающей к ним нефти сорта Urals составляет 1,75%, что близко к предельному значению (1,8%).

У европейских НПЗ существуют четкие требования по качеству сырья и содержанию в нем серы. Поэтому повышенная сернистость российской нефти вынуждает ее приобретателей разбавлять Urals легкими (и более дорогими) сортами, которые приходится покупать дополнительно. Повышение и без того высокого содержания серы в российской нефти ведет к росту затрат потребителей, вынужденных закупать еще больше легкой нефти.

Ситуация усложняется тем, что, по независимым подсчетам, сернистость Urals превосходит максимальные значения, о которых говорит Демин.

Собственное исследование, проведенное агентством Reuters еще в феврале, показало, что процентная доля серы в нефти, поставляемой по «Дружбе» на НПЗ в Германии, Польше, Чехии, Словакии и Венгрии, довольно часто не то что приближается, а превышает 1,8%.

«Показатель серы у Urals регулярно за 1,8% зашкаливает, и это (превышение) становится систематическим», — сообщает Reuters со ссылкой на собственный информированный источник.

Содержание серы на северной ветке «Дружбы» для Польши и Германии в течение января этого года неоднократно составляло 1,81—1,85%, свидетельствуют предоставленные тремя участниками рынка документальные данные, с которыми ознакомилось Reuters.

По сравнению со средним показателем за 2017 год содержание серы в нефти выросло на 0,15%, показывают расчеты агентства.

В польском концерне PKN Orlen Reuters подтвердили повышение показателя серы в трубопроводных партиях Urals, поставляемых на НПЗ компании.

«Мы наблюдали изменение качества Urals, главным образом из-за повышенного содержания серы. Это важный вопрос в контексте нашего будущего сотрудничества с российскими партнерами», — сообщил в письменном ответе на запрос агентства вице-президент PKN Orlen Мирослав Кочальский.

«Дружба» с запахом серы

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Ответ на этот вопрос хорошо известен всем, кто имеет дело с добычей и переработкой черного золота. Сера присутствует практически во всех ее сортах, но в разном количестве. И чем меньшее ее там содержится, тем выше качество нефти.

В соответствии с нормами ГОСТ 51858, в нефти Urals предполагается содержание серы от 0,61 до 1,8% и плотность от 853,7 до 873,5 кг на кубометр, в связи с чем основной российский экспортный сорт относится к разряду среднесернистых.

Долгое время европейских потребителей устраивало качество российского товара. Что же случилось сейчас и в чем причина недовольства европейских нефтепереработчиков?

Ответ заключается в самом процессе получения субстанции, называемой сортом Urals, поступающей к потребителям по нефтепроводу «Дружба».

Историческая справка: трубопровод „Дружба“ создавался для поставок нефти в Восточную Европу из месторождений Татарстана, Башкирии, Удмуртии, Куйбышевской (ныне Самарская) области. К 1970 году в „Дружбу“ стала поступать нефть из Западной Сибири и Северного Прикаспия. Решение о строительстве трубопровода было принято руководством СССР, Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР. Соглашение о строительстве было подписано 19 декабря 1959 года в Москве. Официальная церемония пуска магистрали состоялась 15 октября 1964 года. Нефтепровод с диаметром трубы до 1,02 метра проходил по территории СССР от Самары до Брянской области. Там от него отходит ответвление в латвийский Вентспилс (Унеча — Полоцк — Мажейкяй — Вентспилс) диаметром до 0,8 метра. Далее труба идет на запад в Белоруссию, где магистраль разделяется на две ветки. Северная идет через Польшу в Германию, южная — через Украину в Чехословакию и Венгрию. Российская экспортная нефть образуется путем смешивания легкой нефти, поступающей из Сибири, с высокосернистыми сортами, добываемыми в Урало-Поволжском бассейне (в Башкирии и Татарстане).

Волго-уральскую нефть не любят нефтепереработчики ни в России, ни за рубежом. Содержание серы в ней достигает 4%, что исключает возможность ее переработки в качественные нефтепродукты в неразбавленном виде. При этом добыча легкой и малосернистой нефти в Западной Сибири постоянно сокращается из-за истощения месторождений.

Все это постоянно усложняет приготовление экспортного сорта Urals, соответствующего международным стандартам. Легкой нефти для разбавления сернистых волжских сортов с каждым годом становится все меньше и меньше.

Китайский след

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Проблема с качеством Urals хорошо известна и на Западе, но до последнего времени европейские НПЗ предпочитали мириться с происходящим, не имея альтернативы.

Что же послужило причиной падения качества экспортируемой Россией нефти, что потребители решили сократить (нонсенс) закупки?

Как выяснилось, на протяжении последнего года Россия была вынуждена перенаправить значительную часть легкой сибирской нефти с западных направлений на восток для увеличения поставок малосернистого сырья в Китай в соответствии с межправительственным соглашением.

«Россия сейчас большую часть своей легкой нефти направляет в Китай, чтобы обеспечить приоритетные поставки по межправу (межправительственное соглашение), а уж европейским покупателям — что осталось», — цитирует Reuters информацию своего источника в нефтяной отрасли РФ.

Предполагалось, что недостающая легкая нефть будет компенсирована благодаря приросту добычи в Восточной Сибири. Однако этого прироста не произошло из-за выполнения пакта ОПЕК+, предполагающего сокращение добычи нефти Россией.

Опасные игры

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Почему российское руководство решило пренебречь наработанными десятилетиями связями с европейскими потребителями в угоду Китаю, догадаться нетрудно. К сожалению, в современных экономических отношениях политические аспекты довольно часто вступают в противоречие со здравым смыслом. Нынешняя ситуация не исключение.

Россия пожертвовала доверием проверенных партнеров ради того, чтобы показаться нужной своему сильному восточному соседу.

Вопрос лишь в том, что Китай не скрывает своих прагматических соображений в выборе поставщиков. В этом деле Пекин может себе позволить руководствоваться не политическими, а сугубо экономическими интересами, и в этом состоит самая главная опасность для России.

Китай стремится к максимальной диверсификации поставок, что помогает ему всегда получать наиболее выгодную цену. «Ломать» продавца по цене, выворачивая его наизнанку, — любимый прием китайских потребителей. Очевидно, что для попадания в число поставщиков российские нефтяники пошли на крайние меры, разве что не превратив свою нефть в шоколад.

В то же время, учитывая сокращающиеся объемы добычи легкой нефти, можно ожидать возникновения проблем с качеством российской нефти не только для Европы, но и для Китая. В этом случае Поднебесная в свойственной ей манере без малейшего сожаления откажется от российских поставок в пользу более выгодного предложения.

Что касается западного направления, то здесь снижение качества Urals повлечет за собой рост издержек местных потребителей и требования снижения цены. Ввиду отсутствия четкой альтернативы это не приведет к скорому отказу от российских поставок. Однако это не значит, что попытки ее поиска не будут предприниматься.

Учитывая, что в последнее время в нефтяной отрасли все большую роль начинают играть не объемы запасов, а технологии добычи, альтернатива поставкам по «Дружбе» рано или поздно появится. Со всеми вытекающими последствиями для российской нефтянки.

www.ridus.ru


Смотрите также