Нефть в Арктической зоне Западного полушария. Залежи нефти в арктике


в Аляске, Канаде и др.

Для Арктики характерны выходы нефти на поверхность у мыса Симпсон, к востоку от мыса Барроу, в самой северной части побережья Аляски, изучавшиеся более 20 лет тому назад геологами Геологической службы Соединенных Штатов, которые описали их следующим образом: «Выход нефти № 1 находится у склона кряжа, обращенного к суше. Здесь, на участке неправильной формы диаметром в несколько десятков метров, мох пропитан нефтью, которая медленно сочится с пологого склона. Выход нефти № 2 находится в пяти километрах к югу почти по прямой от выхода нефти № 1. Здесь нефтяные остатки покрывают площадь в несколько гектаров. Главный нефтяной поток длиною около 200 метров по южному склону стекает в озеро».

Нефть в Арктической зоне Западного полушария

В результате открытия этих замечательных выходов нефти правительство Соединенных Штатов в 1923 г. решило выделить около 80 тыс. кв. км окружающей эти выходы территории в качестве нефтяной резервации № 4 военно-морского флота. Однако почти вплоть до конца второй мировой войны не предпринималось никаких попыток разрабатывать эту резервацию. К концу войны военно-морской флот США и департамент внутренних дел возобновили геологические исследования. В ходе поисковых работ, осуществлявшихся в восточном направлении вдоль северного побережья Аляски вплоть до границы с Канадой, на протяжении 500 км было открыто много других значительных выходов нефти.

Большинство выходов нефти встречается в районах, сложенных третичными толщами, выполняющими центральную часть крупного осадочного бассейна, занимающего значительную часть территории Аляски к северу от гор Брукс и, возможно, продолжающегося далее к северу под водами Северного Ледовитого океана. Полагают, что мощность третичных отложений достигает нескольких сотен метров, а под ними залегают еще более мощные верхне- и нижнемеловые толщи. Об этом свидетельствуют выходы меловых пластов в направлении на юг, в поясе северных предгорий гор Брукс. Известно присутствие также юрских и триасовых пород, по крайней мере в отдельных местах. Они подстилают меловые отложения и в свою очередь подстилаются широко распространенными девонскими известняками. Каждая из этих толщ по своему характеру является потенциально нефтеносной.

Выходы нефти, приуроченные к кровле третичных отложений, являются, по-видимому, остатками, образовавшимися в результате испарения более жидкой нефти. Они распространены на большой площади и представляют собой крупные массы асфальтообразного вещества. В ряде мест, где на поверхность выходят меловые породы, встречаются выходы нефти другого характера: активные выходы легкой нефти, сопровождение газом. Нефть непосредственно высачивается из голов нарушенных меловых пластов и рассеивается, а тяжелые остатки образуют более или менее постоянные скопления.

Летом 1945 г. военно-морской флот Соединенных Штатов предпринял бурение разведочной скважины недалеко от группы выходов нефти из меловых пород на реке Колвилл, в пределах нефтяной резервации военно-морского флота в районе Умиат. Работы велись довольно последовательно в течение нескольких лет; в результате было пробурено несколько скважин, в том числе одна неглубокая, дающая небольшие количества нефти. Скважины расположены у свода перспективного антиклинального поднятия в 250 км к юго-востоку от мыса Барроу и в 550 км к северо-западу от города Фэрбенкс.

Нефть в Северной Аляске

Северная Аляска, начиная от склонов гор Брукс и до арктического побережья, представляет унылую пустынную тундру, испещренную тысячами небольших озер. На арктическом побережье нет гаваней. Лишь на протяжении 2—3 месяцев в году большая часть океана свободна ото льда и берег у мыса Барроу доступен для обыкновенных судов. Однако люди, имеющие значительный опыт работы в этом районе, выражают уверенность в том, что разработка нефтяных месторождений может вестись здесь в течение круглого года в здоровых и сравнительно сносных условиях. Капитан-лейтенант Вильям Форан, который благодаря опыту, приобретенному в процессе геологического изучения Аляски, был назначен главой геологической поисковой партии, направленной военно-морским флотом в 1944 г. на северную Аляску, пишет следующее: «Равнинная территория, занимающая самые северные широты континента (прибрежная равнина, прилегающая к Северному Ледовитому океану), характеризуется далеко не таким суровым климатом, как нефтепроизводящие районы северной Монтаны и Западно-Центральной Альберты. На территории Арктики крайне низкие температуры наблюдаются реже, несмотря на то, что средняя годовая температура здесь -12,8°, а вечная мерзлота распространена до глубины 190 м».

Большинство исследователей, занимающихся вопросами разработки нефтяных месторождений Арктики, озабочено проблемой вечной мерзлоты. Поскольку на северном побережье Аляски вечная мерзлота распространяется на глубину в несколько десятков метров, водопровод, канализационные трубы, а часто даже нефтепроводы приходится не только зарывать, но и обогревать, чтобы предотвратить их замерзание. Возможно, что понадобится обогревание даже самих нефтяных скважин, что может быть сделано путем введения в них пара на большую глубину. Правда, как сообщает коммодор Гринман, директор нефтяных резерваций военно-морского флота, неглубокие нефтяные скважины на Аляске дают нефть из песчаных коллекторов в пределах зоны вечной мерзлоты без каких-либо специальных мероприятий. Во всяком случае, на нефте­промыслах, где дешевое топливо в изобилии, вечная мерзлота, по-видимому, не сможет стать непреодолимым препятствием. Наличие источника тепла в виде жидкого горючего, даваемого нефтепромыслами, позволит также устранить многие лишения и трудности, характеризующие жизнь в Арктике.

Когда начнется разработка нефтяных месторождений на арктическом побережье Аляски, то на самих нефтепромыслах, по-видимому, будет использовано минимальное количество людей и оборудования. Если сырая нефть при преобладающих там температурах будет достаточно жидкой, она будет подаваться по нефтепроводу в Фэрбенкс или в какой-нибудь другой центр для очистки. Если же она окажется слишком вязкой, то будет подвергнута простой перегонке на месте и жидкие нефтепродукты будут перекачиваться по трубопроводу, а остаточные фракции будут использованы на месте в качестве топлива.

Строительство и эксплуатация нефтепровода через горы Брукс от мыса Барроу до Фэрбенкса представляют громадные трудности, несмотря на то, что здесь можно избрать довольно прямой путь, длиной около 800 км причем его высшая точка будет лежать ниже 900 метров над уровнем моря. Местный рынок в Фэрбенксе (5 тыс. жителей) слишком мал, чтобы поглотить всю продукцию крупного нефтепромысла. Поэтому потребуется продолжение нефтепровода от Фэрбенкса к одному из глубоководных портов на южном побережье Аляски, то есть удлинение его еще на 500 км. Нынешнее потребление нефти на Аляске меньше, чем то количество, которое подлежит перекачке по этому нефтепроводу, чтобы окупить его стоимость. Нефть Аляски придется вывозить еще до того, как район мыса Барроу станет давать промышленную нефть в больших количествах.

В других местах Аляски внимание нефтепромышленников в течение многих лет привлекали обширные пространства, перспективные на нефть. Выходы нефти из пород юрского возраста на полуострове Аляска распространены на протяжении свыше 150 км, а общая протяженность территории, расположенной вдоль его побережья и перспективной на нефть составляет свыше 600 км. На полуострове было пробурено несколько глубоких скважин (оказавшихся пустыми), и, несмотря на это объем проведенных здесь поисковых работ следует считать явно недостаточным.

Далее, к востоку от Кордовы, в районе Каталла-Якатага, протянувшемся на 400 км вдоль доступного южного побережья Аляски, в течение ряда лет из неглубоких скважин добывалась нефть. Общее количество добычи определяется в 300 тыс. баррелей. Здесь сооружен небольшой нефтеочистительный завод для перегонки этой богатой бензином нефти. Наконец, обширные пространства бассейнов нижних течений рек Юкон и Кускоквим сложены мощными меловыми и третичными толщами, смятыми в пологие складки и потенциально нефтеносными. Несмотря на наличие таких благоприятных признаков и несмотря на то, что море у устья Кускоквима свободно ото льда в течение круглого года, в этом районе не предпринималось никаких поисков.

Нефть в Северной Канаде

Переходя к северной Канаде, мы встречаем в районе нижней (северной) части долины Маккензи (севернее 60° с. ш.) глубокую впадину, выполненную морскими осадочными отложениями, площадью свыше 400 тыс. кв. км. Стефансон отметил наличие выходов нефти на острове Мелвилл, в 800 км севернее полярного круга. Известно, что геологическое строение других островов Северного Ледовитого океана также благоприятно для образования скоплений нефти. С другой стороны, восточная Канада, сложенная по большей части кристаллическими породами древнего континентального щита, Исландия, сложенная породами вулканического происхождения, и Гренландия, со своим мощным ледяным покровом, мало перспективны на нефть. Лишь самая северная часть Гренландии, свободная от ледяного покрова, по-видимому, заслуживает исследования.

Единственное эксплуатируемое месторождение нефти в арктической зоне Западного полушария расположено у поселения Форт-Норман (65° с. ш.) на реке Маккензи. Здесь имеются нефтяные скважины, в течение длительного времени снабжающие горючим охотников, речные суда, рудники и авиацию. В течение многих лет с нефтеочистительного завода этого месторождения к Большому Медвежьему озеру по трубопроводу подавался мазут, что дало возможность разрабатывать рудник Эльдорадо. На этом руднике разрабатывались обширные залежи урановой руды, перешедшие впоследствии в руки канадского правительства.

В период войны, в связи с возросшими потребностями в нефтепродуктах, арктическая нефть еще раз сослужила большую службу. В результате действий японского военно-морского флота в водах Аляски в 1942 г. обычный способ транспортировки нефтетоплива и авиационного бензина на Аляску с помощью океанских танкеров стал опасным. Поэтому возникла неотложная необходимость найти другой источник снабжения. В соответствии с этим военные инженеры США в сотрудничестве со своим канадским союзником приняли меры к увеличению добычи нефти на месторождении Форт-Норман, с тем чтобы довести ее до уровня, достаточного для удовлетворения предполагаемых потребностей военных операций в районе Аляски. Эти усилия оказались успешными. Под контролем американских войск канадская компания, открывшая и разрабатывавшая месторождение, увеличила его производительность с 800 до 5 тыс. баррелей нефти в сутки. Другие компании проложили 800-километровый трубопровод от Форт-Норман до нефтеочистительного завода, спешно сооруженного армией в Уайтхорсе, у границы с Аляской, откуда нефтепродукты можно перевозить в Фэрбенкс по шоссе Аляска — Канада, построенному незадолго до этого.

Нефть месторождения Форт-Норман приурочена к известнякам де­вонского возраста, залегающим между горизонтами битуминозных сланцев. Площадь территории, разведанной для эксплуатации, и мощность нефтеносной толщи здесь таковы, что если бы это месторождение находилось в Соединенных Штатах, оно считалось бы одним из крупнейших. Скважина-первооткрывательница у Форт-Норман была пробурена в 1920 г. под руководством Т. А. Линка — геолога, имевшего длительный опыт работы в западной Канаде. В последние годы бурение нефтяных скважин и очистка нефти без особых затруднений осуществлялись и в зимние месяцы. Вечная мерзлота осложняет работу, но она ни в коем случае не является непреодолимым препятствием. Нефть и нефтепро­дукты сохраняют свою текучесть при самых низких зимних температурах. Линк и его сотрудники утверждают, что хотя арктический климат и вызывает увеличение затрат, он не создает непреодолимых препятствий для разработки нефтяных месторождений.

Месторождение Форт-Норман расположено к северу от центральной части крупного осадочного бассейна, в высшей степени перспективного на нефть. Этот бассейн продолжается на несколько сотен километров к северу, уходя под воды Северного Ледовитого океана, и еще на большее расстояние на юг, простираясь южнее границы Канады вдоль подножия Скалистых гор. К северу от Форт-Норман бассейн отмечен выходами нефти на поверхность и породами, благоприятными для образования нефтяных скоплений в недрах. Далеко на юге находятся крупные месторождения степных провинций южной Канады.

Между Форт-Норман и месторождениями южной Канады имеются другие выходы нефти, включая громадные скопления нефтяных остатков, приуроченные к атабаскским битуминозным песчаникам, с которыми связаны крупнейшие из известных скоплений нефти на земном шаре. Вся эта громадная область представляет собой единое целое как потенциальная нефтеносная провинция. Следует ожидать, что между южной Канадой и Форт-Норман, а также севернее последнего будут открыты и начнут разрабатываться и другие месторождения. В предвидении этих открытий было бы оправдано строительство системы нефтепроводов на север вплоть до Форт-Норман, что открыло бы выход нефти последнего на мировые рынки.

Месторождение Форт-Норман принадлежит открывшей и разрабатывавшей его канадской компании. Нынешние потребности в нефтепродуктах в соседних странах уже не оправдывают чрезвычайных мероприятий, предпринимавшихся компанией для увеличения добычи нефти, поставлявшейся американской армии. Северо-западной Канаде, подобно Аляске, придется вывозить нефть вплоть до того времени, когда она будет располагать достаточно крупными рынками сбыта, оправдывающими капитальные вложения, необходимые для полного развития местных месторождений. В настоящее время нефть месторождения Форт-Норман не имеет коммерческого спроса, если не считать нескольких сотен баррелей, потребляемых ежесуточно на месте: на горных разработках, воздушным транспортом и речными судами на реке Маккензи, Все же потребность в нефтепродуктах в Арктике со временем, по-видимому, сильно возрастет. Установление быстрой и прямой связи между населенными центрами Северной Америки, Европы и Азии через Северный полюс может оказать столь благотворное влияние на рост торговли в недалеком будущем, что, по всей вероятности, окажется неизбежным. То, что в будущем люди еще дальше продвинутся на север, придает местным запасам нефти в Арктике — потенциальному источнику тепла и энергии — жизненно важное значение.

e-migration.ru

Поиски нефти и газа в условиях Арктических морей России

Арктическая морская геополитика - многогранная проблема, затрагивающая интересы России как в политическом, так и в экономическом аспектах. Остро назрела необходимость реального освоения минерально-сырьевого потенциала северных территорий и акваторий нашей страны – её будущего расцвета.

В общероссийском балансе запасов и добычи только территория севера европейской части России (наиболее изученная!) занимает:

- I-е место по запасам и добыче кварцевого сырья, каолина, апатитов, вермикулита, флогопита, янтаря; I-е место по запасам лития;

- II-е место по разведанным запасам угля, алмазов; по запасам и добыче никеля, вместе с которым попутно извлекаются кобальт, медь, платиноиды, селен, теллур, золото и серебро;

- только на территории северо-запада России добывается цирконий.

Здесь же сосредоточены крупные балансовые запасы редких металлов, значительная часть добычи нефелинового и кварц-полевошпатового сырья, добываются руды черных и цветных металлов, бокситы, золото, фосфаты, слюда-мусковит и огнеупорные глины. Есть реальные перспективы открытия в северо-западном арктическом регионе России новых месторождений титана, хромитов, алмазов, полиметаллических руд, марганца, барита, металлов платиновой группы, золота.

Будущее за восточными регионами России, минерально-сырьевой потенциал которых велик!

Нефть и газ в настоящее время являются самыми важными ресурсами, которыми обладают Арктика. Поиски, разведка и освоение залежей нефти и газа в арктических районах связаны с суровыми природно-климатическими условиями и решением сложных технико-технологических задач. Проблема постановки научно-исследовательских работ и приоритетность их проведения будет зависеть и от географической ситуации – Россия обладает самой протяженной арктической границей (22600 км) среди всех северных держав и потому не может не быть субъектом приполярных экономических и юридически-правовых процессов (рис. 19).

Юридический статус Арктики с точки зрения межгосударственных соглашений и международного права — вопрос существенно менее определенный и гораздо более спорный.

Работы по обоснованию внешней границы континентального шельфа России активно проводятся после ратификации в 1997 году Россией Конвенции ООН по морскому праву. Это особенно актуально в нашем XXI веке, когда на российский север простираются интересы разных государств, даже тех, которые не имеют непосредственных границ с морями Северного Ледовитого океана. Стратегия развития Арктической зоны РФ до 2020 г. утверждена Президентом России В.В.Путиным 20 февраля 2013 г. В этом документе сформулированы приоритетные направления развития Арктики и обеспечения национальной безопасности. Одним из приоритетных направлений развития российского севера является эффективное использование ресурсной базы. Располагая огромными минерально-сырьевыми ресурсами, Арктика и восточные районы России характеризуются малой заселенностью (12 млн. чел.) и чрезвычайно слабой социально-промышленной инфраструктурой.

 

Рисунок 19. Потенциальные претенденты на арктический шельф.

 

Анализ структуры распределения начальных суммарных ресурсов (НСР) углеводородов (УВ) по арктическим акваториям показывает, что наибольшая доля (85%) приходится на моря Западной Арктики – Баренцево, Печорское и Карское (табл. 19).

 

 

Таблица 19. Структура НСР УВ арктических акваторий России

Акватории (моря) Показатели НСР УВ, млн т у.т. Число месторож-дений
НСР Запасы Ресурсы Накоплен-ная добыча
Баренцево Печорское 30314,2 4519,52 25794,68 -
Карское 41210,45 3731,81 37478,64 -
Лаптевых 3260,0 - 3260,0 - -
Восточно-Сибирское 5583,0 - 5583,0 - -
Чукотское 3335,0 - 3335,0 - -
Всего 83702, 65 8251,33 75451,32  

Геолого-геофизическая изученность арктического шельфа остается сравнительно низкой и крайне неравномерной (табл. 20).

Таблица 20. Геолого-геофизическая изученность морей России

Число пробуренных скважин Моря Плотность сейсмических работ, км/км2
Восточно-арктические 0,04
Карское 0,09
Баренцево 0,31
Всего: 64   Средняя: 0,15
Общее число пробуренных скважин:197 Моря России всего: Средняя плотность сейсмических работ: 0,24
Северное море (Норвегия) 4,0

Основой экономического развития арктического региона является воспроизводство минерально-сырьевой базы (МСБ) и, в первую очередь, становление и подъем её топливно-энергетической составляющей.

Присутствие и геологическое разнообразие крупнейших нефтегазогеологических элементов свидетельствует о больших перспективах арктических территорий и акваторий на нефть и газ.

В связи невысоким уровнем геолого-геофизической изученности континентального шельфа проводится широкий цикл геологосъемочных работ и научных обобщений по территориям и акваториям Арктики.

Анализ состояния геолого-геофизических исследований российского континентального шельфа свидетельствует о наличии научно-методических и теоретических проблем требующих своего решения:

- развитие нормативной базы освоения ресурсов шельфа;

- развитие научных представлений об особенностях глубинного строения, тектоники и геодинамики земной коры и верхней мантии арктического шельфа и прилегающих частей суши;

- развитие методики трехмерного моделирования структур платформенного чехла и консолидированной коры по комплексу сейсмических, гравиметрических, магнитометрических, электроразведочных данных и результатов бурения.

Важнейшим достижением последних лет стало открытие глобального Арктического пояса нефтегазоносности. Здесь раскрыта общая геологическая структура изученных шельфовых зон, выявлены основные параметры нефтегазоносности, определены структурные элементы и тенденции изменения мощностей осадочного чехла. Установлено, что средняя плотность извлекаемых НСР УВ составляет 20-25 тыс. т/км2 . В Западной Арктике (Баренцево и Карское моря), несмотря на скромный объем выполненных геологоразведочных работ (сейсморазведки в 5—6 раз, а бурения в 20—25 раз меньше, чем в норвежском секторе Северного моря – таблица 20), геологоразведочными работами закартированы многочисленные локальные объекты, выявлено 22 месторождения. На шельфе Баренцева (включая Печорское) моря открыты Приразломное, Варандей-море, Медынское-море, Долгинское нефтяные, Приразломное, Варандей-море, Медынское-море, Долгинское нефтегазоконденсатное, Штокмановское, Поморское, Ледовое газоконденсатные и Северо-Кильдинское, Мурманское, Лудловское газовые месторождения.

На шельфе Карского моря, в Тазовской и Обской губах открыты Салекаптское. Юрхаровское нефтегазоконденсатные, Ленинградское, Русановское газоконденсатные и Антипаютинское, Семаковское, Тота-Яхинское, Каменомысское-море, Северо-Каменомысское, Гугорьяхинское, Обское газовые месторождения.

К категориям крупных и уникальных отнесены следующие месторождения нефти и газа (табл. 21).

За относительно короткий срок в Баренцево-Карской нефтегазоносной провинции можно разведать несколько супергигантских по запасам газовых месторождений и подготовить к освоению 20-25 трлн. м3 газа с газоконденсатом, а вместе с Русановским и Ленинградским месторождениями - 30-35 трлн. м3, что приведет к созданию новой, надежной, крупнейшей российской базы газоснабжения планетарного значения, способной обеспечить решение проблем энергетической политики страны, развитие производственного потенциала ее регионов в XXI в.

В связи с перспективой развития нефтегазопоисковых работ и в других арктических акваториях (моря Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и для превращения прогнозных нефтегазовых ресурсов шельфа в реальный резерв углеводородного сырья необходима разработка Государственной Программы геологоразведочных работ в арктической зоне России.

 

Таблица 21. Уникальные и крупные месторождения нефти и газа, учтенные Госбалансом

Месторождения нефти и газа Моря
Баренцево Карское Море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море
Нефтяные:     Не открыты
крупные Приразломное Медынское-море Долгинское    
уникальные -    
Газоконденсатные, газовые:     Не открыты
крупные Ледовое Лудловское Мурманское    
уникальные Штокмановское Русановское Ленинградское  

Для бурения поисково-разведочных скважин на континентальном шельфе, как показывает отечественный опыт, в зависимости от глубины моря могут применяться следующие технические средства: от 20 до 75 м – самоподъемные установки с выдвижными опорами; от 50 до 200 м – полупогружные установки с якорной системой позиционирования; от 50 до 300 м – буровые суда с динамической системой позиционирования.

Проведен сравнительный анализ характеристик (тип моря, площадь, объем, глубина /средняя, наибольшая/, температура /воздуха, воды/, скорость ветра, соленость воды, плотность воды, циркуляция вод, приливы, колебания уровня моря, льды, содержание /кислорода, питательных солей/, хозяйственное использование) Чукотского и Восточно-Сибирского морей, моря Лаптевых, Карского и Баренцева морей. В зоне транзитного мелководья целесообразно применение самоподъемных установок с выдвижными опорами. В других частях морей, где глубины нарастают, складывается сложная ледовая обстановка (рис. 20) и проявляются другие климатические характеристики, повышающие риск ведения бурения с морских платформ.

 

 

Рисунок 20. Ледовая обстановка в Баренцевом море

 

Предлагается глубокое бурение с островов. Первоочередными объектами для постановки глубокого бурения могут быть острова Врангеля (о.Геральд), Айон, Медвежьи, Бол. Ляховский (о-ва Мал. Ляховский, Котельный, Новая Сибирь), дельта Лены, острова Бол. Бегичев, Большевик (о-ва Октябрьской Революции, Комсомолец), мыс Челюскина, острова Свердрупа (о-ва Арктического института, Известий ЦИК и др.), Гыданский полуостров, острова Вайгач, Колгуев, полуостров Канин (мыс Канин Нос). На бурение глубоких скважин в арктической зоне возложить задачи, присущие задачам опорного и параметрического бурения.

Данные бурения глубоких скважин будут способствовать:

- повышению достоверности интерпретации геофизических исследований;

- получению обоснованной количественной оценки нефтегазового потенциала;

- выявлению районов преобладающей нефте- или газоносности;

- прогнозу и определению нефтегазоносных комплексов, зон нефтегазонакопления и типов ловушек;

- получению информации о нефтегазоносности континентального склона и глубоководной области в пределах экономической зоны России.

Кроме этого, учитывая средние и максимальные глубины арктических морей, климатические условия (айсберги, дрейфующие льды и ледовые поля, шторма) представляется возможным использование для выполнения научно-исследовательских и буровых работ подводного флота. Подводные лодки, отработавшие свой штатный срок, но корпуса и двигательные установки которых могут ещё послужить (!) должны быть оборудованы буровыми установками и специальной аппаратурой для проведения гидрологических и геофизических исследований (послойное изучение температур, солености, плотности, газогидратности и других характеристик вод морских бассейнов) и «точечного» бурения с бортов подводных судов для изучения донных осадков и геологического разреза чехла в обусловленных пунктах перспективных земель.

Серьёзный риск при постановке и проведении морских буровых работ представляют газогидраты, которые все еще мало изучены в наших арктических морях.

Газогидраты - соединение газа и воды, в котором молекулы газа (обычно метана) размещаются внутри молекул воды, приобретая вид снега. При этом объем метана в газогидрате уменьшается почти в 200 раз. При разрушении газогидрата, а происходит это при уменьшении давления или увеличении температуры, выделяется большой объем газа.

Газогидрат может образоваться в донных осадках при давлении 25 атм и температуре 0°С. Если температура выше, то для образования газогидрата необходимо увеличение давления.

В морях водная толща создает высокое давление на осадочные породы (на каждые 10 м глубины давление возрастает на 1 атм при этом придонная вода имеет постоянно низкую температуру до – -2- -3° С. В океанах и морях газогидраты обычно встречаются на глубинах от 300-400 м до 1000-1200 м и более. Они насыщают верхний двухсотметровый слой донных осадков, содержатся в поровом пространстве в виде прослоев, линз, в рассеянном состоянии и составляют 10-20% от общего объема осадков.

Роль газовых гидратов двойственна. С одной стороны газовые гидраты участвуют в процессе формирования залежей нефти и газа, так как являются хорошим покрытием для их сохранения. С другой - при активизации зон разломов происходит интенсивная миграция газа из залежей газогидратов, из-под подошвы эалежей газогидратов, происходит разрушение нефтегазовых залежей и нефтегазоносных пород к дневной поверхности.

В районе выходов пузырей метана формируются морфоструктуры нарушенных донных осадков. Как на глубине моря, так и на шельфе эти структуры напоминают грязевые вулканы.

В глубоководной зоне, например, Баренцева моря, в которой выявлено уникальное Штокмановское газоконденсатное месторождение, природные условия также благоприятны для образования и стабильного существования гидрата метана: глубина моря свыше 240 м, температура придонной воды – -1°С, геотермический градиент 20-40 град/км, достаточная концентрация растворённого газа. Высокое газосодержание переводит мелко- и тонкозернистые пески в плывунное состояние. Пузырьки газа, содержащиеся в поверхностных осадках Печорского моря, снижают водо- и газопроницаемость грунта, переводят его в состояние «тяжёлой жидкости». Прочность таких жидкообразных систем стремится к нулю, погружение в них конуса под заданной нагрузкой, несколько замедляясь, может продолжаться до подошвы толщи. Песчаные и супесчаные газонасыщенные толщи Печорского моря (и других аналогичных акваторий) не могут рассматриваться в качестве надёжного основания для любых инженерных сооружений.

Серьёзные проблемы для проектирования и строительства буровых платформ и других подводных сооружений на морском дне под толщей воды свыше 240-300 м создаёт возможность присутствия в грунтах природных газовых гидратов. В любом случае, учитывая неустойчивость гидратоносных многолетнемёрзлых грунтов с подземными льдами, следует избегать контактов с ними подводных сооружений.

Весьма актуальным является изучение процессов гидратообразования, прогноз зон газогидратообразования, влияние новейшего тектогенеза на рельефопреобразующую роль газовых гидратов и оценка рисков при разработке месторождений нефти и газа в зонах гидратообразования Баренцева моря.

Инвестирование Государственной Программы комплексных нефтегазопоисковых работ в арктической зоне России должны в значительной степени осуществлять крупнейшие нефтегазодобывающие компании, кровно заинтересованные в устойчивости и пополнении своего капитала, связанного с освоением новых нефтегазоперспективных территорий и акваторий.

Похожие статьи:

poznayka.org

Нефть в Арктике по-прежнему просто залежи, а не добытая продукция

***Как стало известно журналистам, в нефтяной отрасли назревает самый настоящий скандал. Дело в том, что крупные нефтяные компании в Америке отказываются от добычи «черного золота» в Арктике. Они вынуждены поступить так, потому что их преследуют неудачи и аварии. Больше всего пострадала компания-гигант «Shell». Ее руководство утверждало неоднократно, что добыча нефти в Арктике – большая выгода для энергетики и экономики.Общие сведения

В Интернете появилась информация о том, что от бурения отказываются некоторые американские нефтяные компании. За последние одиннадцать лет права на большие площади для добычи «черного золота» в море Бофорта стали недействительными, но фирмы не продлевают лицензии на проведение работ. Такая ситуация наблюдается даже несмотря на то, что в 2013 г. были опубликованы сведения о запасах «черного золота» на шельфе Аляски. Так, к примеру, еще в 2008 г. говорили о том, что запасы исчисляются почти 30 млрд. баррелей.

О деятельности компании «Shell»

Фирма «Shell» – лидер по добыче ресурсов в Арктике. Хоть она и говорила о большой прибыли и энергетической безопасности на объектах, но, к сожалению, потом пострадала из-за нескольких аварий. План бурения был утвержден еще в 2009 г., а год спустя почему-то в очередной раз инициировали проведение более тщательной научной проверки. Нефть в Арктике начали добывать лишь в 2012 г., учтя все требования, которые оказались более чем высокими.

В 2012 г. бурильная установка «Noble Discoverer» села на мель. Потом была авария, чуть позже произошел разлив. Бурение оказалось под угрозой. В 2013 г. объявили об остановке бурения на 1 год.

Решение, которое приняли специалисты компании «Shell», не удивляет на фоне точно таких же, но со стороны двух других фирм – «Total» и «Statoil». Они также отложили свои арктические планы на неопределенный срок из-за огромного количества рисков. Новый аукцион по продаже лицензий на бурение проведут лишь в 2016 г. Спрос отсутствует, а поэтому могут отменить его в любой момент. Между тем, американцы рассчитывают, что компания «Shell» не остановит работы, так как она уже вложила кругленькую сумму денег в оснащение скважины. Возможно, так и произойдет, но не раньше 2015 г. В этом году денег на проведение работ такого толка нет, и, быть может, не найдут их и в будущем.

www.zapasnefti.ru


Смотрите также